Информационные технологии на внешнеторговых предприятиях
Информационные технологии(ИТ)— совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепь, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышения их надежности и оперативности
ИТ (от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В широком понимании ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основные черты современных ИТ:
· компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
· хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
· передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.
Для внешнеторговых предприятий огромное значение приобретают информационные технологии в логистическом сервисе.
Логистика- наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Логистический сервис — это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками наиболее оптимальным (с точки зрения затрат) способом.
Сегодня известны следующие логистические концепции:
- «точно в срок» (just in time JIT),
- традиционный менеджмент запасов
- «планирование потребностей/ресурсов» (RP),
- «тощее производство» (LP)
- оптимизированная производственная технология (OPT) и др.
Концепция «точно в срок» (just in time JIT)
Отдельные элементы использовал Генри Форд при модернизации в н. 20 в. своих конвейерных линий. В полной мере этот подход нашел применение в 1970 г. в компании Toyota. Став частью комплексной системы Toyota, система JIT и поддерживающая ее информационная система «канбан» позволили автомобилестроительному производству добиться поразительных результатов: цикл освоения производства и поставки на рынок новых автомобилей снизился до 1 месяца, тогда как ведущие компании США имели цикл 6-9 мес. Система JIT проявляет себя, в первую очередь, как пример внешне ориентированного управления. Первоначально ее задачей было сведение к минимуму запасов и заделов в производственном процессе. Сейчас она рассматривается значительно шире с точки зрения управления производственными мощностями, разработкой расписаний и управления складскими запасами.
Система JIT - система производства необходимых компонентов изделий в требуемых количествах точно в то время, когда в них возникла потребность, а не заранее. Если задано производственное расписание, то можно так организовать движение материальных потоков, что все компоненты, материалы, ПФ будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно назначенному сроку.
Таблица 32 - Сравнение концепции JIT и традиционного менеджмента запасов
Факторы | JIT | Традиц. подход |
Запасы | Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы отсутствуют | Запасы защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов страховые |
Объем закупок материальных ресурсов | Размер запаса показывает текущую потребность. Объем материальных ресурсов определяется как для производителя, так и для поставщика | Объем закупок материальных ресурсов определяется из текущих потребностей и норме запасов |
Сбыт | Имеет приоритетное значение. Отслеживание изменений спроса и оперативная переналадка оборудования. Стремление к производству небольших партий | Не имеет приоритетного значения. Обычная цель - максимизация объемов выпуска |
Поставщики | Отношения только с надежными поставщиками. Небольшое число поставщиков | Большое число поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция |
Качество | Идеология всеобщего управления качеством TQM (total qulity manadgment) - восприятие качества, охватывающего организацию в целом от снабженца до покупателя | Выборочные инспекции качества готовой продукции |
Персонал | Согласованность всех действий персонала | Управление осуществляет менеджмент. Изменения не зависят от низших звеньев персонала |
Эффективность JIT была обусловлена применением первой информационной технологии «KANBAN».
«KANBAN» - информационная система ОУП, основанная на жестком выполнении правил движения карточек:
-любое перемещение изделий без карточек запрещено,
- число карточек должно быть минимальным и т.д..
«Планирование потребностей/ресурсов» (RP) –информационные системы управления производством. Наиболее распространенным в мире является системы MRP II ((Manufacturing Resource Planning) и ERP-(англ. Enterprise Resource Planning System — Система планирования ресурсов предприятия)
ERP — это интегрированная система на базе ИТ для управления внутренними и внешними ресурсами предприятия (значимые физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы). Цель системы — содействие потокам информации между всеми хозяйственными подразделениями (бизнес-функциями) внутри предприятия, и информационная поддержка связей с другими предприятиями. Классические ERP-системы, в отличие от так называемого «коробочного» программного обеспечения, относятся к категории «тяжёлых» программных продуктов, требующих достаточно длительной настройки, для того чтобы начать ими пользоваться. Выбор ERP-системы, приобретение и внедрение, как правило, требуют тщательного планирования в рамках длительного проекта с участием партнёрской компании — поставщика или консультанта. Поскольку ERP-системы строятся по модульному принципу, заказчик часто (по крайней мере, на ранней стадии таких проектов) приобретает не полный спектр модулей, а ограниченный их комплект. В ходе внедрения проектная команда, как правило, в течение нескольких месяцев осуществляет настройку поставляемых модулей.
Достоинства.Применение ERP-системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.
Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям).
Внедряется в связке с CRM-системой и системой контроля качества.
Ограничения.
§ Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.
§ Внедрение является достаточно дорогим.
§ Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.
§ Проблема совместимости с прежними системами.
Существует заблуждение, что иногда ERP сложно или невозможно адаптировать под документооборот компании и её специфические бизнес-процессы. В действительности, любому внедрению ERP-системы предшествует этап описания бизнес-процессов компании, чаще всего сопряжённый с последующим этапом бизнес-реинжиниринга. По сути ERP-система являет собой виртуальную проекцию компании.
Система управления взаимоотношениями с клиентами (или CRM, сокращение от англ. Customer Relationship Management System) — корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Под термином «CRM-система» понимается прикладное программное обеспечение, предназначенное для реализации CRM.
Основные принципы:
1. Наличие единого хранилища информации, откуда в любой момент доступны все сведения о предыдущем и планируемом взаимодействии с клиентами.
2. Использование всех каналов взаимодействия: телефонные звонки, электронная почта, мероприятия, встречи, регистрационные формы на веб-сайтах, рекламные ссылки, чаты, социальные сети.
3. Постоянный анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия соответствующих организационных решений — например, сегментация клиентов на основе их значимости для компании.
Этот подход подразумевает, что при любом взаимодействии с клиентом по любому каналу, сотруднику компании доступна полная информация обо всех взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
Классификация по функциональным возможностям:
- управление продажами (SFA — англ. Sales Force Automation);
- управление маркетингом;
- управление клиентским обслуживанием и колл-центрами (системы по обработке обращений абонентов, фиксация и дальнейшая работа с обращениями клиентов).
Классификация по уровням обработки информации:
- операционный CRM — регистрация и оперативный доступ к первичной информации по событиям, компаниям, проектам, контактам;
- аналитический CRM — отчётность и анализ информации в различных разрезах (воронка продаж, анализ результатов маркетинговых мероприятий, анализ эффективности продаж в разрезе продуктов, сегментов клиентов, регионов и другие возможные варианты);
- коллаборационный CRM (англ. collaboration — сотрудничество; совместные, согласованные действия) — уровень организации тесного взаимодействия с конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании (опросы, для изменения качеств продукта или порядка обслуживания, веб-страницы для отслеживания клиентами состояния заказа, уведомление по SMS о проведённых транзакциях по банковскому счету, возможность для клиента самостоятельно сконфигурировать и заказать онлайн продукты и услуги, и другие интерактивные возможности).
Для внешнеторговых предприятий огромное значение приобретают информационные технологии в коммерции. Своим рождением электронная коммерция обязана появлению технологий автоматизации продаж и внедрению автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. В 1960 американские компании American Airlines и IBM приступают к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы.
С середины 1990-х гг. во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование, в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Сейчас практически любые товары можно купить через Сеть.
Отличительными особенностями онлайн-коммерции по сравнению с традиционной коммерцией являются:
• отсутствие географических, временных, языковых барьеров, что позволяет продвигать товары и услуги на новые рынки сбыта;
• более низкий уровень издержек производства и обращения, что достигается путем внедрения новых технологий во все сферы деятельности компаний;
• начинается от закупок сырья и материалов и заканчивается дистрибуцией готовой продукции и постпродажным обслуживанием;
• несравнимо более высокий уровень конкуренции, когда магазин от магазина находится на расстоянии нескольких секунд, требуемых для загрузки соответствующего сайта;
• потенциальная емкость электронного магазина значительно превышает емкость традиционных магазинов по причине отсутствия физических ограничений на складские и торговые помещения.
Структурно онлайн-коммерция представляет собой четыре основных направления (таблица 33).
Таблица 33 - Структура онлайн-коммерции
Бизнес-потребитель (В2С) | Своего рода онлайн-форма розничной торговли, предполагающая продажу товаров и оказание услуг конечным потребителям в лице домохозяйств |
Бизнес-бизнес (В2В) | Сделки между компаниями и поставщиками товаров и услуг, осуществляемые на стадии производства и сбыта товаров и услуг |
Потребитель-потребитель (С2С) | Сделки между отдельными потребителями, осуществляемые посредством, например, аукционных торгов |
Потребитель-бизнес (С2В) | Система обработки ценовых заявок, по которым покупатели хотели бы приобрести тот или иной товар |
Наибольший удельный вес в совокупном объеме электронной коммерции приходится на сектор В2В, поскольку именно в этом сегменте бизнеса применение новых информационных технологий позволяет достигать значительного повышения эффективности деятельности.
Первыми в Сети появились розничные электронные магазины типа В2С. Затем быстро стали развиваться сайты В2В. В настоящее время объемы заказов на покупку через Интернет уже значительны и растут стремительными темпами.
Проблемы, стоящие на пути развития сетевой торговли в России:
- низкий уровень благосостояния населения (ВВП на душу населения в России примерно в 20 раз меньше, чем в США);
- небольшой объем аудитории Интернета;
- неразвитость транспортной инфраструктуры, т.е. транспортная составляющая маркетинга компаний пока еще не может создать условия для реальной доставки товаров, заказанных через виртуальное пространство; кроме того, у существующих форм доставки очень высокие тарифы;
-недостаточность удобных и доступных средств платежа; в России пока еще большинство платежей за покупки, сделанные через Интернет, 50% покупателей оплачивают наличными курьеру в момент доставки. Оплата через кредитные карты менее популярна вследствие их узкого распространения и недоверия их владельцев к существующим в Интернете платежным системам.
С точки зрения пользователей, согласно опросам, приобретение товаров и услуг в интернет-магазинах имеет следующие основные отрицательные стороны:
1) длительность доставки (порой купленные товары доходят до покупателей через несколько недель после покупки);
2) отсутствие наглядности (в процессе покупки онлайн-покупатель не имеет возможности повертеть товар в руках, примерить, потрогать, понюхать его и т.д., что особенно важно при приобретении одежды, обуви и продуктов питания);
3) высокая цена (зачастую товары на прилавках сетевых магазинов продаются по более высоким ценам, чем в традиционной рознице, даже без учета расходов покупателя на последующую доставку).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите интенсивные и экстенсивные факторы развития внешнеторгового предприятия.
2. В чем заключается различие между понятиями «инновация», «новшество», «нововведение», «новация»?
3. Что такое инвестиции?
4. Назовите формы инвестиций и дайте им характеристику.
5. Что такое дисконтирование, коэффициент дисконтирования и норма дисконта? Назовите факторы, определяющие уровень нормы дисконта.
6. Как рассчитываются чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутренняя норма доходности (ВНД) и срок окупаемости?
7. Что такое информационные технологии? Назовите современные информационные технологии в логистическом сервисе, коммерции.
8. Сравните концепции JIT и традиционного менеджмента запасов.
9. Назовите отличительные особенности онлайн-коммерции и традиционной коммерции.
Рекомендуемая литература и список использованных источников
Основная литература:
1. Экономика предприятия (организации): учебник для студентов вузов / [авт.: Н. Б. Акуленко, А. Д. Буриков, О. И. Волков и др.] ; под ред. В. Я. Позднякова, О. В. Днвяткина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 640 с. - (Высшее образование).
2. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник : практикум для студентов вузов (бакалавриат) / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : КУРС : ИНФРА-М, 2015. - 448 с.
3. Руднева, А.О. Международная торговля: учеб. пособие для студентов вузов / А. О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 234 с. - (Высшее образование).
Дополнительная литература электронно-библиотечной ситемы http://znanium.com
1. Дегтярева О. И. Международное торговое дело: Учебник / О.И. Дегтярева, Т.Н. Васильева, Л.Д. Гаврилова, О.Б. Ломакина; Под ред. О.И. Дегтяревой. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0211-2,
2. Михалкин В. А. Международный бизнес: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9776-0233-4
3. Михалкин В. А. Организация и формы международного бизнеса: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 448 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура). (переплет) ISBN 9
4. Колесов В. П. Международная экономика: Учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков - Изд. испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 423 с.: 60x90 1/16. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (п) ISBN 978-5-16-002010-5.
Использованная литература
1. Плещенко В.И. Управвление внешнеторговой деятельностью казенных предприятий в современной России/диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2006
2. По материалам Википедии. Internet source/ Address: https://ru.wikipedia.org/wiki
3. International Trade Statistics 2014 by WTO (Internet source/ Address: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2014_e/its14_toc_e.htm)
4. Голованова С.В. Развитие международной торговли в России в 1995-2008гг// Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2011. Т. 88. № 1. С. 112-123
5. Прогноз развития внешнеторговой деятельности России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proved-partner.ru/analytics/research/22793-ppognoz-pazvitiya-vneshnetopgovoy-deyatelynosti-possii.html
6. Обзор внешнеэкономической деятельности Дальневосточного региона за 9 месяцев 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: dvtu.customs.ru/attachments/article/15482/ДВ%20обзор.doc
7. Сидоренко А.В. Методический подход к оценке повышения эффективности деятельности промышленных предприятий за счет развития экспортного потенциала. //Экономические науки. 2010. № 69. С. 57-61. .
8. Калашникова, И.В. Внешнеторговая деятельность организаций [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.В. Калашникова, Е.В. Корешева, В.Г. Мысник. – URL : http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/KOM/VN_EK_ D/WEBUMK/MAIN_UMK.HTM
9. Серова О.А., Кораблина Ю.А. УМК Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.- Самара. 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: ftp://samgum.ru/UMK/Mag.pdf
10. Будылин С. IBC в международном масштабе. // «Консультант» № 21, 2004 http://www.roche-duffay.ru/articles/ibc.htm
11. Лукашенко Е.А. Роль посредников в повышении эффективности международного бизнеса: дис. ... к. экон. наук; специальность 08.00.14 «Мировая экономика».- / Лукашенко Е.А. Москва. – 2012. - 201 с.
12. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01". [Электронный ресурс]: Гарант: [Электронная правовая система]. – М. Режим доступа: http://base.garant.ru/12122835/#block_1000 .
13. Стоимость основных средств: правила формирования: [Электронный ресурс]: – М. Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/art/20283-stoimost-osnovnyh-sredstv-pravila-formirovaniya#ixzz3UikrZwMW
14. Якокка, Ли.Карьера менеджера / Л. Якокка (с У. Новаком) ; пер. с англ. С. Э. Борич. - 3-е изд., - Минск : Попурри, 2007. - 544 с. : ил.,вкл. - Пер. изд.: Iacocca: An Autobiography/ L. Iacocca with W. Novak. - N.Y.: Bantam Books, 1986
15. Мирошниченко А.Н. Мотивация персонала и система оплаты труда. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=wUIeSQ_MCEY
16. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / учебник: под ред. А.Н. Соломатина. - Спб: Питер, 2009. – 405 с.
17. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для студ. вузов / А. Д. Шеремет. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 367 с.
18. Thompson А., Formby J. Economics of the Firm. N.Y.: Prentice-Hall International, 1993. Р. 428
19. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и Сервис, 2007. - 368 с.
20. Волков, А. Н. Формирование системы экономической устойчивости оборонных предприятий в современной российской экономике: дисс. … док. экон. наук: 08.00.05 / Волков А. Н. - М., 2007. - 217 с.
21. Корчагина, Е. В. Анализ современных подходов к оценке устойчи-вого развития на уровне компаний / Е. В.Корчагина // Проблемы совре-менной экономики. - 2008. - № 4 (28). - С.118 – 124.
22. Асаул, М. А. Обеспечение устойчивости предпринимательских структур инвестиционно - строительной сферы: автореф. дис. ... д-ра экон. наук ; специальность 08.00.05 "Экономика и управление народ. хоз-вом : предпринимательство"/ Асаул М. А. - СПб.- 2008. - 45с.
23. Броило, Е. В. Методология управления экономической устойчиво-стью коммерческой организации на основе мониторинга кризисных про-цессов.: автореф. дис. ... док. экон. наук: 08.00.05 / Броило Е. В. – Екате-ринбург, 2009. - 46 с.
24. Лясников, Н. В. Обеспечение стратегической устойчивости пред-приятий на основе формирования механизма потребительского поведения: автореф. дис…. д-ра экон. наук; специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями» / Лясников Н. В. - М., 2009. - 53 с.
25. Сафин, Ф. М. Экономическая устойчивость как доминиру-ющая парадигма развития организаций промышленности: автореф. дис. ... док. экон. наук; специальность 08.00.05 «Экономика и управление народ-ным хозяйством».- / Сафин Ф. М. Москва. – 2009. - 45 с.
26. Ульянова, О. Б Мультипликативно-модульная организация про-изводства как основа устойчивого развития предприятия (на примере тек-стильной промышленности): автореф. дис. ... док. экон. наук; специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / Ульянова О. Б.- Иваново, 2009. - б. и. - 39 с.
27. Карасева О.В. Инструменты государственного регулирования предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Владивосток, 2010.
Учебное издание
КорнейкоОльга Валентиновна