Понятие, состав и виды прибыли
Содержание
Введение. 3
1. Анализ формирования прибыли. 4
1.1. Понятие, состав и виды прибыли. 4
1.2. Методы анализа прибыли. 7
2. Анализ финансового состояния ОАО «Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергиии». 10
2.1. Анализ имущества организации и источников его финансирования. 10
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности организации. 12
2.3. Оценка финансовой устойчивости. 16
2.4. Оценка финансовых результатов и эффективности деятельности организации 19
2.5. Оценка вероятности наступления банкротства. 24
Заключение. 26
Список литературы.. 28
Приложение. 29
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что конечная цель и движущий мотив развития предприятия в условиях рынка - это получение прибыли. Прибыль - важнейшая экономическая категория. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Целью курсовой работы является анализ финансового состояния по материалам бухгалтерской отчетности оргнизации.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть экономическую сущность и значение прибыли предприятия;
2. рассмотреть методику анализа прибыли предприятия;
3. провести анализ финансового состояния предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «ПГКОРЭ».
Предметом исследования курсовой работы является финансовое состояние предприятия.
Анализ формирования прибыли
Понятие, состав и виды прибыли
Прибыль - это доход предпринимателя от вложения капитала. Она представляет собой вознаграждение за риск предпринимательской деятельности, определяемое как разность между совокупным доходом и совокупными затратами, осуществляемыми в процессе этой деятельности.[1]
Прибыль - это особый воспроизводимый ресурс коммерческого предприятия, конечный результат бизнеса.
Как экономическая категория прибыль - это:
· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития предприятия;
· важнейшая предпосылка увеличения рыночной стоимости предприятия;
· индикатор кредитоспособности предприятия;
· главный стимул для собственника в организации и расширении бизнеса;
· показатель конкурентоспособности предприятия;
· средство для выполнения предприятием обязательств перед государством и источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, возможности его банкротства.
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:[2]
· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
· является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
· является источником формирования бюджетов разных уровней.
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Методы анализа прибыли
Согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» выделяются четыре вида прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль отчётного периода (см. 1.2).
Рисунок 1.2 – Алгоритм формирования финансового результата коммерческой организации согласно отчета о прибылях и убытках
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль (Пвал) рассчитывают по формуле:
Пвал=ВР-С, (1.4)
где ВР – выручка от реализации;
С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж (Ппр) представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр=Пвал-Ру-Рк, (1.5)
где Ру – расходы на управление;
Рк– коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения (Пдно) – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов:
Пдно=Ппр+ Дпроц - Рпроц+ Дуч Дпр-Рпр, (1.6)
где Дпроц – проценты к получению,
Рпроц – проценты к уплате,
Дуч – доходы от участия в других организациях,
Дпр – прочие доходы,
Рпр – прочие расходы.
Чистая прибыль (Пч) – это прибыль до налогообложения с учетом выплат налога на прибыль и других обязательных платежей:
Пч=Пдно-Н (1.7)
где Н – налоги и обязательные платежи.[3]
Ввиду многообразия доходов и расходов, а также различия в интересах лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к предприятию, в рамках бухгалтерского подхода для каждой группы пользователей могут быть рассчитаны свои показатели прибыли.
Основными источниками информации при анализе прибыли служат данные финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. 1 «Бухгалтерский баланс», данные финансового плана.
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:[4]
1. Абсолютное отклонение прибыли:
±∆П = П1 – П0, (1.8)
где П0 - прибыль базисного периода;
П1 - прибыль отчетного периода;
∆П - изменение прибыли.
2. Темп роста прибыли:
(1.9)
3. Уровень каждого показателя относительно выручки от продажи:
(1.10)
Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.
4. Изменение структуры:
±∆У = УП1 – УП0; (1.11)
где УП1 - уровень отчетного периода;
УП0 - уровень базисного периода.
Таким образом, поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования предприятия в условиях рыночной экономики. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, возможности его банкротства.
2. Анализ финансового состояния ОАО «Первая генерирующая компания оптового рынка электроэнергиии»