Себестоимость продукции: ее состав и виды
Деятельность руководителей большинства коммерческих предприятий направлена на принятие решений, обеспечивающих получение максимальной прибыли. Прибыль — это разница между доходами и расходами. Основное влияние на доходы оказывают цены на реализуемую продукцию, работы, услуги. Особенностью рыночной экономики является то, что цена отображает взаимодействие спроса и предложения. В условиях конкуренции фактор возможности и желания покупателя заплатить определенную сумму за продукцию оказывает наибольшее влияние на цену продукции. Значит, производитель имеет ограниченные возможности по влиянию на спрос. Другое дело — расходы, формирующие себестоимость продукции, они также оказывают непосредственное влияние на прибыль, но производитель располагает множеством рычагов их снижения.
Совокупность затрат, связанных с производством и реализацией продукции, образует себестоимость. Себестоимость характеризует в обобщенном виде уровень развития и эффективность производства, а также целесообразность выпуска той или иной продукции. От уровня себестоимости зависят прибыль и уровень рентабельности. Поэтому одной из существенных задач каждого хозяйствующего субъекта является комплексное и эффективное управление себестоимостью.
Себестоимость продукции— сумма прямых материальных, трудовых и прочих производственных и непроизводственных затрат, отнесенных на продукцию, произведенную и реализованную в определенном периоде.
В зависимости от специфики деятельности хозяйствующих субъектов, организации бухгалтерского и управленческого учета, потребностей руководителя и менеджеров выделяют различные виды себестоимости.
Себестоимость единицы продукции рассчитывается обычно делением общей себестоимости на общее число единиц продукции.
Фактическая себестоимость — совокупность данных о фактически произведенных затратах.
Цеховая себестоимость — совокупность затрат на производство продукции в пределах цеха, она включает в себя прямые затраты и общепроизводственные расходы.
Производственная себестоимость включает в себя цеховую себестоимость, общезаводские затраты и затраты вспомогательных производств.
Полная себестоимость — производственная себестоимость и затраты по реализации продукции.
Плановая себестоимость определяется на основе запланированных расходов.
Нормативная себестоимость рассчитывается с использованием нормативных значений.
Цели и задачи финансового и бухгалтерского управленческого учета отличаются, поэтому и подходы к формированию себестоимости различны. В финансовом учете калькулирование себестоимости осуществляется в соответствии с действующими отраслевыми нормативными рекомендациями. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
■ материальные затраты;
■ затраты на оплату труда;
■ отчисления на социальные нужды;
■ амортизация основных фондов;
■ прочие затраты.
Более подробно группировка затрат по элементам рассмотрена в теме 4.
Затраты, не связанные с производством продукции (благоустройство городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству, оплата аудиторской проверки, проводимой по инициативе учредителей, платежи за предельно допустимые выбросы в природную среду и др.), в себестоимость не включаются, а возмещаются из прибыли.
В управленческом учете формирование себестоимости основано на стремлении получить наиболее полную, объективную картину о затратах, позволяющую управлять себестоимостью. Направления использования информации в системе управления себестоимостью могут быть следующие: прогнозирование, планирование, нормирование, учет фактически произведенных затрат и калькулирование себестоимости продукции, анализ, контроль и регулирование.
Рассмотрим более детально основные составляющие себестоимости продукции — прямые и косвенные затраты.
Выделяют два основных элемента прямых затрат: материальные затраты и затраты на оплату труда.
Под материальными затратами понимается стоимостная оценка материалов, напрямую связанных с определенным объектом учета затрат. Порядок принятия к бухгалтерскому учету и отпуска материально-производственных запасов в производство определены в Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н. В нем говорится, что материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, т.е. в себестоимость включаются все затраты на их приобретение: суммы, оплаченные поставщикам, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги, затраты по заготовке, доставке и т.п.
Этим же ПБУ регулируется порядок отпуска материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство. Оценка материально-производственных запасов может производиться одним из следующих способов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, способом ФИФО, способом ЛИФО.
Очень важно не просто рассчитать себестоимость материально-производственных запасов, а уметь управлять этими запасами. Процесс управления включает в себя определение и поддержание оптимального уровня запасов, оперативное выявление экономии и перерасхода материалов. Любое выявленное отклонение может привести к дополнительным затратам. Например, последствия избыточных запасов: процент по связанным деньгам, проблемы с ликвидностью, увеличение складских затрат и др.; последствия недостаточных запасов: рост затрат на размещение заказов, простои производства, высокие цены за срочность поставок и т.п. Таким образом, отклонения объемов материально-производственных запасов от оптимального размера приводят к появлению дополнительных затрат, которые включаются в себестоимость продукции. Поэтому эффективное управление запасами оказывает непосредственное влияние на размер себестоимости продукции.
Затраты на оплату труда основных рабочих — второй элемент прямых затрат на производство. Трудозатраты — затраты труда, вызванные определенным объектом учета затрат. Удельный вес затрат по оплате труда в себестоимости любой продукции достаточно велик Процесс начисления заработной платы сложен, так как включает в себе различные формы, виды и системы оплаты труда (основная и допол нительная; повременная и сдельная; оплата сверхурочной работы; ошг та в выходные, праздничные дни и др.), поэтому для эффективного контроля за затратами на оплату труда необходимо вести их подробный учет. Например, можно организовать учет в разрезе следующих групп: заработная плата основных производственных рабочих, выплаты стимулирующего характера, затраты по найму рабочей силы, затраты на обучение , затраты на оплату труда вспомогательных рабочих, затраты на подготовку руководящих кадров, затраты на оплату труда управленческого персонала и т.д. Все это позволит оперативно выявлять незапланированные расходы и определять степень влияния факторов на эффективность использования трудовых ресурсов.
Косвенные расходыносят общий для производства нескольких видов продукции характер и включают в себя общехозяйственные и общепроизводственные расходы. При определении полной себестоимости продукции косвенные расходы подлежат распределению между объектами калькулирования. В задачи бухгалтера-аналитика входит выбор оптимальной базы распределения этих расходов. При этом следует помнить, что применяемая на большинстве предприятий практика распределения косвенных расходов пропорционально заработной плате очень часто приводит к искусственному созданию убыточности ряда видов продукции. Это прежде всего связано с большим удельным весом затрат по оплате труда в себестоимости продукции. Могут использоваться и такие базы распределения, как общая сумма прямых затрат, машино-часы работы оборудования, количество человеко-часов, отработанных рабочими, объем произведенной продукции в стоимостном выражении и т.п.
В процессе производства часть продукции будет изготовлена до степени полной готовности, а часть остается недоработанной — в незавершенном производстве. В связи с этим возникает необходимость в оценке незавершенного производства.
Незавершенное производство— это продукция на разных стадиях готовности по всему предприятию, ожидающая выходного контроля и приемки в качестве готовой продукции, т.е. неукомплектованная и не прошедшая всех стадий приемки.
В соответствии с п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, к незавершенному производству относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.
Объем незавершенного производства определяется следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета.
Используемый метод калькулирования себестоимости продукции имеет непосредственное влияние на оценку незавершенного производства. Так, оценка незавершенного производства на конец отчетного периода в балансе может быть произведена одним из следующих методов: по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной); по прямым статьям расходов; по стоимости сырья, материалов; по фактическим затратам. Каждый из перечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки.
Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве проводят инвентаризацию незавершенного производства. В ходе инвентаризации путем фактического подсчета, взвешивания определяется фактическое наличие деталей, изделий, фактическая комплектность незавершенного производства, остаток незавершенного производства по аннулированным и приостановленным заказам. На основании подсчета составляются инвентаризационные описи. По каждому подразделению (объекту) составляется отдельная опись незавершенного производства. На сырье и материалы, находящиеся у рабочих мест, составляется отдельная опись, а забракованные детали фиксируют также в отдельных описях.
Вопросы выбора метода калькулирования себестоимости и распределения накладных расходов представляют коммерческую тайну и решаются самостоятельно предприятиями. Но от выбранных методов зависят показатели финансовой деятельности, которые находят отражение во внешней финансовой отчетности организаций. Для того чтобы правильно составить финансовую отчетность, следует обратиться к нормативным документам: Положению по бухгалтерскому учету i «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (ПБУ 4/99); действующему приказу Минфина России, регламентирующему типовые формы квартальной бухгалтерской отчетности организации; приказу Минфина!' России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности».
Данные финансовой отчетности могут быть использованы как информационный материал при принятии некоторых управленческих решений. Так, общий анализ финансовой отчетности позволяет определить устойчивость положения хозяйствующего субъекта.
При проведении анализа могут быть использованы общепринятые приемы: чтение отчетности, вертикальный и горизонтальны анализ, анализ с помощью финансовых показателей. Но анализ следует проводить во взаимосвязи показателей, так как оценка положения или деятельности хозяйствующего субъекта по какому-либо одном показателю (коэффициенту платежеспособности, ликвидности и т.п. может быть ошибочной.
Контрольные вопросы
1. Что такое себестоимость продукции?
2. Какие виды себестоимости вам известны?
3. Какие затраты включаются в производственную себестоимость?
4. В чем основное различие себестоимости, сформированной в бухгалтерском учете, и себестоимости, сформированной в управленческом учете?
5. Как вы понимаете термин «управление себестоимостью»?
6. Какова роль бухгалтерского управленческого учета в управлении себестоимостью?
7. Почему руководителю необходима информация о себестоимости продукции?
8. Какие затраты называются прямыми?
9. Назовите основные составляющие себестоимости продукции.
10. Какой нормативный документ определяет порядок принятия к учету и списания в производство материально-производственных запасов?
11. Что входит в состав фактической себестоимости материалов?
12. Какова сущность способа списания материалов по себестоимости каждой единицы?
13. Существуют ли различия в оценке материалов в финансовом, налоговом и управленческом учете?
14. Каким образом производится оценка отпуска материально-производственных запасов по средней себестоимости?
15. Что лежит в основе способов ФИФО и ЛИФО?
16. Могут ли методы оценки материалов оказывать влияние на данные финансовой отчетности?
17. На какие показатели бухгалтерского баланса оказывает влияние метод оценки материалов?
18. Как вы понимаете словосочетание «управление материально-производственными запасами»?
19. Почему необходимо вести учет затрат на оплату труда по видам, формам и системам оплаты труда?
20. Что входит в состав косвенных расходов?
21. Оказывают ли влияние косвенные расходы на себестоимость продукции?
22. Что понимается под незавершенным производством?
23. Какими способами измеряется объем незавершенного производства?
24. Какова сущность каждого из методов оценки незавершенного производства?
25. Могут ли методы оценки незавершенного производства оказывать влияние на результаты хозяйственной деятельности?
26. На каких счетах ведется учет косвенных расходов?
27. Какие базы распределения косвенных расходов применяются наиболее часто?
28. Чем должен руководствоваться бухгалтер при выборе базы распределения косвенных расходов?
29. Могут ли быть использованы данные финансовой отчетности при принятии управленческих решений?
30. Какие основные показатели результатов финансовой деятельности организации отражаются в отчете о прибылях и убытках?
31. Что входит в состав показателей каждой строки отчета о прибылях и убытках?
32. Какие показатели, характеризующие финансовое состояние хозяйствующего субъекта, могут быть рассчитаны на основе данных финансовой отчетности?
Задания
Задача 3.1. Предприятие приобретает 15 трансформаторов тока ТФЗМ, которые будут использованы при производстве продукции. Предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В счете-фактуре поставщика содержится следующая информация: количество — 15 шт.; цена за единицу — 18 000 руб.; ставка НДС — 18%; стоимость товаров с учетом НДС — 318 600 руб.
При приобретении данной продукции предприятие произвело дополнительные расходы:
■ транспортные расходы — 24 000 руб.;
■ расходы по оплате консультаций — 3000 руб.
Для оплаты продукции предприятие воспользовалось кредитом банка под 24% годовых, но предприятие погасило кредит ровно через один месяц.
Определите фактическую себестоимость трансформаторов тока ТФ ЗМ и составьте бухгалтерские проводки по оприходованию данных материальных ценностей.
Задача 3.2. Открытое акционерное общество «Лоск» занимается внешненеэкономической деятельностью. По одному из договоров приобретаются аппараты АЛСНВ, которые используются в производственных целях. В августе ОАО «Лоск» приобрело у украинского поставщика 32 таких аппарата. Поставщику были уплачен» 288 000 руб., таможенные пошлины составили 43 200 руб., стоимости услуг по декларированию продукции равнялась 4800 руб., транспортные услуги по доставке аппаратов — 800 гривен (курс гривны — 6,06).
Учетная политика ОАО «Лоск» предусматривает включение в себестоимость материально-производственных запасов всех затрат, связанных с их приобретением.
Определите учетную себестоимость одного аппарата АЛСНВ.
Задача3.3. В таблице 3.1 содержится информация об остатках, поступлении и расходе материалов в сентябре на производственном предприятии.
Таблица 3.1
Дата | Количество, | Цена, руб. | Сумма, руб. | Дата | Количество, |
приобретения | шт. | списания | шт. | ||
Остаток на | |||||
01.09 | 12 950 | ||||
10.09 | 20 000 | 08.09 | |||
15.09 | 25 800 | 13.09 | |||
20.09 | ПО | 20 900 | 22.09 | ||
25.09 | 20 500 | 27.09 | |||
28.09 | 22 575 | 30.09 |
Проведите списание материалов в производство следующими способами:
1) по средней себестоимости;
2) ФИФО;
3) ЛИФО;
Приведите доводы в пользу каждого способа.
Задача 3.4.Закрытое акционерное общество «Галсе» занимается производством декоративных подушечек. В таблице 3.2 содержится информация о наличии и движении материалов в марте в ЗАО «Галсе».
Таблица 3.2
Движение материалов | Количество, м/кг | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток ткани на 01.03 | |||
Остаток пера на 01.03 | |||
10.03 приобретена ткань | 2 700 | ||
12.03 передана в производство ткань | |||
12.03 передано в производство перо 15.03 приобретено перо | 2 22 | 6 160 | |
15.03 передано в производство перо 20.03 приобретена ткань 20.03 приобретено перо | 18 20 10 | 150 290 | 3 000 2 900 |
28.03 передана в производство ткань | |||
28.03 передано в производство перо |
ЗАО «Галсе» затрудняется в выборе метода оценки стоимости материально-производственных запасов.
Проведите списание материалов в производство различными методами и дайте обоснованные рекомендации по использованию методов оценки материалов на данном предприятии, учитывая, что стоимость материально-производственных запасов включается в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.
Задача 3.5. Фирма «Корт» выплачивает вознаграждение работникам исходя из повременной системы оплаты труда, но предполагает изменить систему оплаты. В таблице 3.3 содержатся данные об оплате труда и производительности труда трех работников фирмы «Корт».
Таблица 3.3
Показатель | Работник | ||
А | В | С | |
Отработанные часы, ч Оклад, руб. Произведено изделий, ед. | 5 200 | 5 148 | 5 478 |
Норма времени на производство единицы изделий — 24 мин.; 1 мин. оценивается в 0,55 руб., ставка за одно изделие — 13 руб.
Рассчитайте заработок каждого работника при различных системах оплаты труда, учитывая, что:
1) при почасовой оплате труда оплачивается надбавка за сэкономленное время в размере 0,5 руб. за 1 мин.;
2) при сдельной оплате труда сохраняется гарантированный заработок в размере 80 % от действующего оклада.
Полученные данные занесите в табл. 3.4 и объясните, какая из рассмотренных форм оплаты труда является более удобной для фирмы «Корт».
Таблица 3.4
Работники | Заработок | ||
при действующей оплате труда, руб. | при почасовой оплате с надбавками, руб. | при сдельной оплате труда, руб. | |
А В С |
Задача 3.6.Общество с ограниченной ответственностью «Том» применяет сдельную систему оплаты труда для основных производственных рабочих и повременную систему — для вспомогательных рабочих. В октябре на основном производстве были заняты 15 работников, которые изготовили 12 000 изделий, за каждое готовое изделие работнику начисляется 7,5 руб., во вспомогательном производстве были заняты 3 человека, оклад каждого составлял 2600 руб. За высокое качество продукции, произведенной в октябре, каждому работнику, занятому в основном производстве, была начислена премия в размере 1000 руб. Два работника в октябре находились на курсах повышения квалификации, оплату за обучение производило ООО «Том» в размере 6800 руб., заработная плата каждого из этих работников составила 2000 руб.
Начислите заработную плату работникам ООО «Том» за октябрь.
Произведите начисления и удержания:
1) единого социального налога на начисленную заработную плату, учитывая, что работники ООО «Том» не пользуются никакими льготами по данному налогу;
2) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, учитывая, что их размер составляет 0,6%;
3) подоходного налога, учитывая, что все работники пользуются только одним стандартным налоговым вычетом в размере 400 руб.
Предложите наилучший порядок организации бухгалтерского управленческого учета всех начислений и отчислений.
Задача 3.7.Орловский завод по производству керамической плитки выпускает четыре вида продукции. Имеются данные за отчетный месяц о затратах завода и об объеме выпуска, они представлены в табл. 3.5 и 3.6.
Таблица 3.5
Вид продукции | Расходы на материалы, руб. | Расходы на оплату основных производственных рабочих, руб. | Объем выпущенной и реализованной продукции |
Плитка стеновая | 27 045 | 900 м2 | |
Плитка половая | 66 660 | 750 м2 | |
Бордюр | 33 000 | 18 240 | 2 700 шт. |
Плитка «декор» | 38 500 | 18 535 | 2 969 шт. |
Итого | 220 000 | 85 000 | |
Таблица 3.6
Наименование статей расходов | Сумма, руб. |
Оплата труда работников аппарата управления | 12 000 |
Оплата труда обслуживающего персонала | 8 000 |
Амортизация основных средств (зданий административного корпуса) | |
Арендная плата за цеховые помещения | 18 000 |
Амортизация станков | |
Ремонт станков и прочего оборудования | 5 000 |
Сертификация продукции | |
Охрана | 6 300 |
Командировочные расходы | 2 400 |
Электроэнергия и освещение цехов | |
Представительские расходы | |
Итого | 77 500 |
Необходимо:
1) распределить общепроизводственные расходы между видами продукции, выбрав за базу распределения сумму прямых расходов;
2) распределить общехозяйственные расходы между видами продукции, выбрав за базу распределения расход материалов;
3) определить полную себестоимость единицы каждого вида продукции.
Задача 3.8.Общество с ограниченной ответственностью «Квота» выпускает хлебобулочные изделия: хлеб, сдобу, кондитерские изделия и пряники. Косвенные расходы в апреле составили 26 000 руб. (заработная плата инженерно-технических работников; аренда производственного помещения; амортизация основных средств; расходы на электроэнергию, освещение, отопление и т.п.). Необходимо:
1) распределить косвенные расходы между видами изделий, используя три различные базы распределения;
2) сравнить результаты распределения;
3) сделать вывод об оптимальной базе распределения косвенных расходов.
При расчетах используйте информацию из табл. 3.7.
Таблица 3.7
Вид выпускаемой продукции | Выручка от реализации, руб. | Объем производства, руб. | Прямые затраты, руб. | Время работы, машино-ч |
Хлеб Сдоба | 66 000 16 500 | 95 200 16 800 | 65 280 14 400 | 12,8 |
Продолжение
Вид выпускаемой продукции | Выручка от реализации, руб. | Объем производства, руб. | Прямые затраты, руб. | Время работы, машино-ч |
Кондитерские | ||||
изделия | 13 200 | 13 300 | 8 640 | 15,2 |
Пряники | 14 300 | 14 700 | 7 680 | |
Итого | 110 000 | 140 000 | 96 000 |
Задача3.9. В таблице 3.8 содержится информация о затратах производственного предприятия.
Таблица3.8
Наименование произведенных затрат | Сумма, тыс. руб. |
Затраты на сырье и материалы | |
Заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование | |
Топливо и энергия на технологические цели | |
Цеховые расходы | |
Заработная плата производственных рабочих | |
Содержание здания заводоуправления | |
Отчисления на социальное страхование основных производственных | |
рабочих | |
Амортизация оборудования | |
Командировочные расходы | |
Амортизация основных производственных фондов | |
Расходы на подготовку кадров | |
Расходы на участие предприятия в выставках | |
Расходы на сертификацию продукции | |
Затраты на охрану | |
Налоги, сборы, отчисления |
Необходимо:
1) сгруппировать затраты по следующим категориям:
а) основное производство,
б) общепроизводственные расходы,
в) общехозяйственные расходы;
2) рассчитать производственную себестоимость.
ТЕМА 4