Основные проблемы урегулирования и обеспечения процедур банкротства
Введение.
Пополнение государственной казны как никогда актуально в современных условиях. Мероприятия, проводимые ИФНС России и её структура свидетельствуют о приоритетности работы в этом направлении.
Актуальность выбранной темы практической работы обусловлена тем, что в настоящее время сложилась устойчивая проблема неплатежей в бюджет и внебюджетные фонды, следствием чего является недополучение финансовых средств государственным бюджетом и образование недоимки.
Целью работы является исследование теоретических основ механизма взыскания налоговой задолженности, анализ уровня задолженности по налогам и сборам на примере Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить сущность понятия "задолженность по налогам и сборам";
исследовать причины возникновения налоговой задолженности;
рассмотреть структурные подразделения в составе налоговых органов Российской Федерации, осуществляющих взыскание налоговых задолженностей;
изучить методы, инструменты и механизм взыскания налоговой задолженности;
проанализировать результативность реализации комплекса мероприятий по снижению уровня налоговой задолженности в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области
систематизировать практические знания в области сбора налогов и управления эффективного управления процессом сбора задолженности перед бюджетом страны;
- изученить теоретические основы деятельности ИФНС по вопросам признания банкротами юридических;
- раскрыть вопросы, связанные с деятельностью по организации урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
Предметом изучения во время прохождения практики было взаимоотношение государства и налогоплательщиков, отражающее возникновение задолженностей по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафным санкциям налогоплательщиков-должников.
Объект изучения – процесс урегулирования налоговой задолженности в
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г.Новокузнецка Кемеровской области.
При написании отчёта о прохождении научно-исследовательской практики были использованы такие методы, как анализ при изучение деятельности отдела, синтез в целях сбора информации и примеров урегулирования задолженности.
Раздел
Место Федеральной налоговой инспекции в системе мер по борьбе с задолженностями и недоимками |
Миссия ФНС России - эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства. В соответсвии с миссией основными направлениями деятельности Федеральной налоговой службы является:
-обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
-создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
-снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
-укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
-оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.
Взимание налогов - одно из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания. Еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, т.к. для выполнения своих функций по удовлетворению общественных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.
Сегодня особенно актуальна и трудноразрешима проблема организации эффективного налогового контроля в России, являющегося важным средством защиты имущественных интересов, как частных собственников, так и государства. Непременным условием четкого функционирования всей системы налогового контроля является эффективность работы налоговых органов, обеспечивающих формирование доходной части бюджета страны.
Взимание недоимок осуществляется на основании законодательства Российской Федерации – Налогового Кодекса Российской Федерации.
Определение понятия задолженности по налогам напрямую вытекает из определения понятий налога, недоимки, задолженности по налогам, а также порядок взыскания. В соответствии со статьей 57 Конституция Российской Федерации "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Однако необходимо заметить, что не любой налог, установленный и введенный на той или иной территории по выраженной в соответствующем акте воле государства или территориально-административного образования, порождает возникновение у указанных в нем в качестве налогоплательщиков лиц обязанность уплатить такой налог. Главным критерием является законность установления нового налога или сбора.
Обязанность платить налоги, закрепленная в Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Конституционный принцип уплаты законно установленных налогов раскрывается в п.1 ст.17 Налогового кодекса РФ. В указанном пункте перечислены элементы налогообложения, при определении которых в совокупности налог может считаться установленным законодателем. Указанные положения ст.17 НК РФ соответствуют основным принципам налогового права - принципу законности и определенности налогового обязательства. Эти принципы закреплены в положениях п.6 ст.3 НК РФ, в соответствии с которыми "при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения", а также в положении п.5 ст.3 НК РФ.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством для каждого конкретного налога или при наличии такого желания досрочно. Исполнение такой обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а при необходимости и другими органами государственной власти. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ведет к образованию у налогоплательщика задолженности перед бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов определен статьями 44-60 главы 8 ч.1 НК РФ.
Пунктом 1 ст.44 НК РФ определено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В случае неуплаты налогов и сборов, а также начисленных за неуплату штрафов и пеней, у налогоплательщика возникает недоимка и задолженность.
Термин "недоимка" используется в специальном значении, определенном п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ: недоимка это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Статьей 59 НК РФ термин "задолженность" применяется в отношении пеней, штрафов по ним.
Но в ряде случаев законодатель использует понятие "задолженность", содержание которого аналогично понятию недоимки. При определении содержания требования об уплате налога и сбора в п.4 ст.69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о "сумме задолженности по налогу". При этом в п.2 данной статьи указано, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока исполнения налоговой обязанности, в материальном понимании представляет собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных процентов.
Некоторые исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов.
Под штрафом подразумевается налоговая санкция за нарушение законодательства о налогах и сборах. По своей экономической сути штраф выступает не как задолженность по уплате налога, а как мера наказания за его неуплату. Ярким примером этого могут служить штрафы, наложенные на должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера). Эти санкции имеют персональное отношение к работникам организации, виновным в совершении
Относительно включения пени в задолженность по налогам можно сделать схожий вывод, что и по штрафам. Пеню нужно рассматривать как дополнительный платеж, призванный компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Значимым моментом здесь выступает определение пени как дополнительного платежа и указание на ее компенсационные свойства.
Выводом по данному параграфу является то, что содержание понятия "задолженность" аналогично понятию недоимки, и в общем случае представляет собой сумму неуплаченных налоговых платежей, пеней, штрафов по ним. В тоже время долги организации, связанные со штрафными санкциями и начисленными пенями, необходимо рассматривать не как элементы задолженности по налогам, а как собственно задолженности по штрафам и пеням соответственно. Таким образом структура задолженности по налогам, включающая в себя недоимку и увеличенная на сумму отсроченных и рассроченных платежей, а также сумму платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.
Раздел
Основные проблемы урегулирования и обеспечения процедур банкротства
Ликвидация задолженности у населения по налогам ведется различными методами. Налоговые инспекции Российской федерации организуют работы выездных комиссий по районам различных городов. Представители инспекций, иногда совместно с сотрудниками, работающими в административных органах власти, принимают граждан по вопросам наличия задолженности налогоплательщиков и выдачи должникам квитанций для погашения задолженности. Наличие квитанций у населения облегчает процедуру погашения задолженностей у людей. Налоговые инспекторы проводят консультации по вопросам налогообложения физических и юридических лиц и необходимости своевременной уплаты налогов. Налоговые инспекторы работают не только стационарно, но и мобильно, что позволяетпроводить консультации по вопросам налогообложения и необходимости своевременной уплаты налогов с физическими и юридическими лицами. Для юридических лиц актуально уточнение наличия задолженности. Работа налоговых инспекторов позволяет сокращать недоимку перед бюджетом.Выездная работа инспекторов сочетается с регулярным проведением комиссий по задолженности в самой инспекции. Так, наприменр, состоятся заседания комиссий, на которых рассматриваются состояния расчетов юридических лиц с бюджетом и внебюджетными фондами. В частности, на комиссию могут быть вызваны руководители и главные бухгалтеры организаций, имеющих задолженность перед бюджетом. Члены комиссий ведут переговоры, обсуждая пути и сроки погашения имеющейся задолженности, ставят конкретные задачи, ведущие к ликвидации недоимки у должников. Как правило, итогом работы комиссии является поступление денежных средств в бюджет. Проведенные мероприятия способствуют росту результативности борьбы с недоимкой всех категорий налогоплательщиков. В целях развития системы досудебного урегулирования создаются структурные подразделения внутри налоговых , например таких как отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка.
Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ИФНС по Центральному району г. Новокузнецка является структурным подразделением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства по налогам и сборам.
Работа Отдела организуется на основе ежемесячных планов, утверждаемых руководителем и осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями Управления
Основными задачами Отдела являются:
1.Формирование дел недоимщиков по вопросу признания безнадежной к взысканию и списанию задолженности недействующих юридических и физических лиц
2.подбордокументов в разрезе налогоплательщиков,составление описи документов.
3. Разборка возвратной почтовой корреспонденции и передача в отдел госрегистрации для проведения контрольных мероприятий
4.Участие в реализации прав и исполнении обязанностей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
5. Участие в обеспечении условий реализации процедур банкротства организаций-должников.
6.Подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
7. Проведение анализа финансового состояния организаций-должников по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценка их платежеспособности.
8. Участие в установленном порядке в подготовке экспертных заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства организаций.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1. Рассматривает заявления о признании должников банкротами и подготавливает решения о направлении или при наличии определенных условий отклонении их подачи в арбитражный суд.
2. Обобщение и анализирование информации о ходе дел о банкротстве и процедурах банкротства.
3. Проведение анализа финансового состояния организаций-должников по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и оценка их платежеспособности.
4. Подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
5. Принимает участие в подготовке документов о банкротстве и реализации соответствующих процессуальных прав Управления МНС России по субъекту Российской Федерации при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами.
6. Проводит анализ финансового состояния организации-должника для подготовки к рассмотрению вопросов о целесообразности подачи заявлений в арбитражный суд о признании должника банкротом.
7.Принимает участие в разработке предложений по проведению мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных организаций по отраслям промышленности и месту их расположения.
8. Анализирует возможные последствия обращения взыскания по обязательным платежам и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам на имущество должника в соответствии с поступившими уведомлениями.
СПИСОК литературы
Степень разработанности проблемы, вопросы своевременного и полного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов нашли отражение в работах А.Д. Аюшиева, М.Е. Верстовой, Ю.М. Березкина, А.Б. Паскачева, А.И. Козыра, А.П. Киреенко.
По налоговому праву данной проблеме посвящены работы А. В Брызгалина, Д.В. Винницкого, Г.В. Петровой, С.Г. Пепеляева, Е.А. Ровинского, А.С. Титова, Ц.А. Ямпольского.
Информационной базой являются публикации по избранной тематике; статистические отчетные данные об основных показателях функционирования ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ г.НОВОКУЗНЕЦКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ в части урегулирования задолженностей по налогам и сборам, правовые и законодательные акты Федерального и регионального уровней.
Уклонение от уплаты налогов - пожалуй, самое распространенное и массовое правонарушение в Российской Федерации, поскольку оно сопряжено с построением хорошо проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), повышающие роль налоговых органов в правоотношениях с организациями. Постоянно совершенствуются методики ФНС России по выявлению схем уклонения от уплаты налогов.
Общие положения
Налоговые инициативы ФНС России последних лет свидетельствуют об активизации борьбы налоговых органов с криминальными налоговыми схемами. Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" арбитражным судам вменена обязанность пресекать схемы, которые не имеют разумной деловой цели.
1 января 2007 года вступили в силу поправки в НК РФ, которые существенно расширили полномочия налоговых органов по сбору информации. В настоящее время они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).
В феврале 2007 года был издан приказ ФНС России под грифом "ДСП", который содержит 109 признаков неблагонадежности налогоплательщика и направлен на борьбу с "фирмами-однодневками" и "номинальными" учредителями уже на стадии государственной регистрации юридических лиц. Если раньше можно было легко зарегистрировать в течение пяти дней новую фирму, то теперь налоговые органы внимательно проверяют документы на их подлинность, "пробивают" адреса "массовой регистрации", историю учредителей и директоров по своим базам данным, а иногда и сами выходят на проверку или подключают правоохранительные органы, чтобы убедиться в достоверности представленных сведений.
На региональных сайтах ФНС России стали публиковаться "черные списки" "фирм-однодневок", не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, список "недобросовестных" контрагентов; на сайте ФНС России публикуется реестр дисквалифицированных лиц, список адресов массовой регистрации фирм и даже стали появляться списки подозрительных зарубежных (офшорных) компаний.
Налоговыми органами созданы и активно пополняются специальные региональные и федеральные электронные базы данных "фирм-однодневок", налоговых схем, компаний, уличенных в применении налоговых схем, и т.д.
К концу 2008 года ФНС России будет разработан специальный программный комплекс для автоматического отбора организаций для проверок (в настоящее время существуют только программы по администрированию отдельных налогов, например НДС).
Отмечается существенный рост профессионализма сотрудников налоговых органов, которые в настоящее время обеспечены методическими материалами по выявлению налоговых схем, касающихся в первую очередь НДС, единого социального налога и налога на прибыль. Разработаны специальные инструкции и под конкретных налогоплательщиков, например строительные организации.
Для выявления обналичивания денежных средств, которые выводятся из оборота налогоплательщиков через "фирмы-однодневки" посредством фиктивных договоров, банки предоставляют налоговым органам по электронным каналам связи развернутую информацию о движении средств по счетам налогоплательщиков.
В будущем планируется внесение поправок в НК РФ, которые позволят устанавливать более жесткий контроль за аффилированными лицами и трансфертным ценообразованием; будет введен новый механизм оценки рыночных цен.
В ФНС России создан специальный отдел, который занимается анализом схем уклонения от уплаты налогов и выработкой эффективных методов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, в котором работают высококлассные эксперты-аналитики, способные распознать многие схемы уклонения от уплаты налогов.
Кроме того, в налоговых органах активно используются быстрые и эффективные способы проверки деятельности налогоплательщиков, основанные на тесном взаимодействии и постоянном обмене информацией между различными правоохранительными и контролирующими органами.