Стадии и этапы создания ас
2.1. Стадии и этапы создания АС в общем случае приведены в таблице.
Стадии | Этапы работ |
1. Формирование требований к АС | 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС. 1.2. Формирование требований пользователя к АС. 1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС (тактико-технического задания) |
2. Разработка концепции АС. | 2.1. Изучение объекта. 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ. 2.3. Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя. 2.4. Оформление отчёта о выполненной работе. |
3. Техническое задание. | 3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС. |
4. Эскизный проект. | 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям. 4.2. Разработка документации на АС и её части. |
5. Технический проект. | 5.1. Разработка проектных решений по системе и её частям. 5.2. Разработка документации на АС и её части. 5.3. Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и (или) технических требований (технических заданий) на их разработку. 5.4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации. |
6. Рабочая документация. | 6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части. 6.2. Разработка или адаптация программ. |
7. Ввод в действие. | 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие. 7.2. Подготовка персонала. 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями). 7.4. Строительно-монтажные работы. 7.5. Пусконаладочные работы. 7.6. Проведение предварительных испытаний. 7.7. Проведение опытной эксплуатации. 7.8. Проведение приёмочных испытаний. |
8. Сопровождение АС | 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами. 8.2. Послегарантийное обслуживание. |
2.2. Стадии этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта.
Допускается исключить стадию “Эскизный проект” и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии “Технический проект” и “Рабочая документация” в одну стадию “Технорабочий проект”. В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ
ГОСТ 34. Структура технического задания на создание автоматизированных систем
ГОСТ 34.602-89
2.6.1.1. В требованиях к структуре и функционированию системы приводят:
- 1) перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;
- 2) требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы;
- 3) требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией (автоматически, пересылкой документов, по телефону и т. п.);
- 4) требования к режимам функционирования системы;
- 5) требования по диагностированию системы;
- 6) перспективы развития, модернизации системы.
29 ГОСТ 34. Какие основные группы требований по созданию автоматизированных систем Вы знаете?
2.6. Раздел “Требования к системе” состоит из следующих подразделов:
· требования к системе в целом;
· требования к функциям (задачам), выполняемым системой;
· требования к видам обеспечения.
Состав требований к системе, включаемых в данный раздел ТЗ на АС, устанавливают в зависимости от вида, назначения, специфических особенностей и условий функционирования конкретной системы. В каждом подразделе приводят ссылки на действующие НТД, определяющие требования к системам соответствующего вида.
2.6.1. В подразделе “Требования к системе в целом” указывают:
· требования к структуре и функционированию системы;
· требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
· показатели назначения;
· требования к надежности;
· требования безопасности;
· требования к эргономике и технической эстетике;
· требования к транспортабельности для подвижных АС;
· требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
· требования к защите информации от несанкционированного доступа;
· требования по сохранности информации при авариях;
· требования к защите от влияния внешних воздействий;
· требования к патентной чистоте;
· требования по стандартизации и унификации;
· дополнительные требования.
30 ГОСТ 34. Какие виды обеспечений информационных систем Вы знаете?
2.3 организационное обеспечение автоматизированной системы; организационное обеспечение АС: Совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АС | en | AS organizational support |
2.4 методическое обеспечение автоматизированной системы;методическое обеспечение АС: Совокупность документов, описывающих технологию функционирования АС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АС | en | AS methodical support |
2.5 техническое обеспечение автоматизированной системы;техническое обеспечение АС: Совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АС | en | AS hardware |
2.6 математическое обеспечение автоматизированной системы; математическое обеспечение АС: Совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АС | en | AS mathematical support |
2.7 программное обеспечение автоматизированной системы;программное обеспечение АС: Совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АС | en | AS software |
2.8 информационное обеспечение автоматизированной системы; информационное обеспечение АС: Совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АС при ее функционировании | en | AS information support |
2.9 лингвистическое обеспечение автоматизированной системы; лингвистическое обеспечение АС: Совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АС с комплексом средств автоматизации при функционировании АС | en | AS linguistic support |
2.10 правовое обеспечение автоматизированной системы;правовое обеспечение АС: Совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АС и юридический статус результатов ее функционирования. Примечание. Правовое обеспечение реализуют в организационном обеспечении АС | ||
2.11 эргономическое обеспечение автоматизированной системы;эргономическое обеспечение АС: Совокупность реализованных решений в АС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АС | en | AS antropotechnical support |
2.12 комплекс средств автоматизации автоматизированной системы;КСА АС: Совокупность всех компонентов АС, за исключением людей | en | AS automation means complex |
2.13 компонент автоматизированной системы;компонент AC: Часть АС, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое | en | AS component |
2.14 комплектующее изделие в автоматизированной системе;комплектующее изделие АС: Изделие или единица научно-технической продукции, применяемое как составная часть АС в соответствии с техническими условиями или техническим заданием на него | ||
2.15 программное изделие в автоматизированной системе;программное изделие АС: Программное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС | en | program product in AS |
2.16 информационное средство.Комплекс упорядоченной относительно постоянной информации на носителе данных, описывающей параметры и характеристики заданной области применения, и соответствующей документации, предназначенный для поставки пользователю. Примечание. Документация информационного средства может поставляться на носителе данных | en | information facility |
2.17 информационное изделие в автоматизированной системе;информационное изделие в АС: Информационное средство, изготовленное, прошедшее испытания установленного вида и поставляемое как продукция производственно-технического назначения для применения в АС | en | AS information product |
2.18 программно-технический комплекс автоматизированной системы;ПТК АС: Продукция, представляющая собой совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС | ||
2.19 информационная база автоматизированной системы;информационная база АС: Совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС | en | informational background of AS |
2.20 внемашинная информационная база автоматизированной системы;внемашинная информационная база АС: Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность документов, предназначенных для непосредственного восприятия человеком без применения средств вычислительной техники | en | AS external information base |
2.21 машинная информационная база автоматизированной системы; машинная информационная база АС: Часть информационной базы АС, представляющая собой совокупность используемой в АС информации на носителях данных | en | AS computer information base |
2.22 автоматизированное рабочее место;АРМ: Программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. Примечание. Видами АРМ, например являются АРМ оператора-технолога, АРМ инженера, АРМ проектировщика, АРМ бухгалтера |
43. Экономическая оценка проекта характеризует его привлекательность по сравнению с другими вариантами инвестиций. При оценке инвестиционных проектов с учетом временного фактора используются следующие показатели:
• период (срок) окупаемости проекта;
• чистая текущая стоимость доходов;
• ставка доходности (коэффициент рентабельности) проекта;
• внутренняя ставка доходности проекта;
• модифицированная ставка доходности;
• ставка доходности финансового менеджмента.
44. Различают простые (статические) и усложненные методы оценки, основанные на теории изменения стоимости денег во времени.
Простые методы традиционно использовались в отечественной практике. Методические рекомендации по расчету экономической эффективности капитальных вложений предусматривали систему показателей, отвечающую действующим условиям хозяйствования.
Оценка проектов усложненными методами базируется на том, что потоки доходов и расходов по проекту, отраженные в бизнес-плане, несопоставимы. Для объективной оценки надо сравнивать затраты по проекту с доходами, приведенными к их текущей стоимости на момент осуществления затрат, исходя из уровня риска по оцениваемому проекту, т.е. доходы должны быть про дисконтированы.
45. Метод чистой стоимости доходов позволяет классифицировать проекты и принимать инвестиционные решения на основе сравнения затрат с доходами по инвестиционному проекту, приведенными к текущей стоимости.
Схема расчета показателя чистой текущей стоимости доходов (ЧТСД).
1. Определить текущую стоимость каждой суммы потока доходов, исходя из ставки дисконтирования периода возникновения доходов.
2. Суммировать приведенные доходы по проекту.
3. Сравнить суммарные приведенные доходы с величиной затрат по проекту.
ЧТСД = ПД-ПР
где ПД — суммарные приведенные доходы,
ПР — приведенные затраты по проекту.
4. Проекты, имеющие отрицательную величину ЧТСД, инвестор отклоняет. При рассмотрении нескольких вариантов предпочтение отдается проекту с максимальной величиной данного показателя.
46. Рентабельность инвестиций может быть измерена двумя способами – с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием членов потока платежей) и бухгалтерским. В обоих случаях доход сопоставляется с размером инвестиций.
Индекс рентабельности (PI) проекта представляет собой отношение суммы всех дисконтированных денежных доходов от инвестиций к сумме всех дисконтированных расходов.
Если индекс рентабельности равен или меньше 1, то проект следует отклонить; среди проектов, у которых больше 1, следует отдать предпочтение проекту, имеющему наибольший индекс рентабельности. Не всегда проект с самым высоким индексом рентабельности будет иметь и самую высокую чистую приведенную стоимость. Таким образом, индекс рентабельности не является однозначным критерием эффективности проекта, поэтому его использование при оценке взаимоисключающих проектов может привести к ошибочным результатам. Обычно расчет индексам рентабельности дополняет расчет чистой современной стоимости с целью выбора проекта, дающих максимальную стоимость дохода на единицу затрат.
Для расчета индекса рентабельности при разовом вложении средств используются следующие формулы:
Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное вложение финансовых ресурсов в течении нескольких лет формула расчета модифицируется:
Использование индекса рентабельности бывает полезным, когда существует возможность финансирования нескольких проектов, но инвестиционные ресурсы предприятия ограничены. В подобных условиях оптимальный портфель инвестиций можно получить путем последовательного включения проектов в порядке убывания индексов рентабельности.
47.Внутренняя ставка доходности проекта (ВСДП) — это ставка дискотирования, приравнивающая сумму приведенных доходов от проекта к величине инвестиций (затрат). ВСДП обеспечивает нулевое значение чистой текущей стоимости доходов.
Этот метод оценки инвестиционных проектов основан на определении максимальной величины ставки дисконтирования, при которой проекты останутся безубыточными.
54 Основные выходы процесса запроса информации у поставщиков
Процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы , представляющие ценность для потребителя (клиента).
Связь ресурса с процессом можно определить при помощи понятий «вход» и « выход ». Если какой-либо ресурс нужен для выполнения процесса, то он может рассматриваться как вход с точки зрения данного процесса. А ресурс, преобразованный при выполнении этого процесса и получивший определенную ценность для потребителя, – в качестве выхода . Таким образом, ресурсы движутся, хранятся, перерабатываются. Их можно называть входами или выходами только по отношению к конкретному процессу . Выход одного процесса будет входом для другого. Говорить о входах и выходах безотносительно конкретного процесса не имеет смысла.
На рис. 1.2.1 показано, что с точки зрения процесса ресурсы могут быть преобразуемыми, преобразованными, обеспечивающими и ресурсами по управлению. Приведу необходимые определения.
Преобразуемый ресурс – тот, который подвергается преобразованию в ходе выполнения процесса.
Преобразованный ресурс – тот, к которому добавлена определенная ценность при выполнении процесса.
Обеспечивающий ресурс необходим для выполнения процесса, но не преобразуется в ходе процесса.
Ресурс по управлению – необходимый для управления процессом.
Вход процесса – преобразуемый ресурс или ресурс по управлению, необходимый для выполнения процесса, поставляемый другими процессами.
Выход процесса – преобразованный при выполнении процесса ресурс.
Преобразуемый ресурс поступает на вход процесса. При выполнении процесса ресурс приобретает дополнительную ценность, становится преобразованным и поступает на выход процесса – внутреннему или внешнему потребителю. В свою очередь, потребитель может рассматривать преобразованный ресурс в качестве входа для своего процесса, то есть в качестве преобразуемого ресурса, и т. д.
Для выполнения процесса кроме преобразуемых ресурсов нужны также обеспечивающие ресурсы. К их числу можно отнести оборудование, программное обеспечение, инфраструктуру, сотрудников. Обеспечивающие ресурсы могут:
• периодически, по мере необходимости поставляться в процесс другими процессами;
• выделяться процессу на постоянной основе.
Однако при использовании данной модели указанными явлениями можно пренебречь. Напротив, если мы будем описывать и анализировать процессы управления персоналом или процессы технического обслуживания и ремонта оборудования, то изменение обеспечивающих ресурсов – важный фактор. Они являются для таких процессов основными объектами добавления ценности, поступают на выход в качестве преобразованных ресурсов.
Ресурс по управлению представляет собой информацию, необходимую для управления. В зависимости от направления потока это может быть информация фактическая, плановая или содержащая управленческие решения.
Вернемся к рис. 1.2.1. Деятельность по управлению процессом, представленная на схеме, включает улучшение процесса и регулирование процесса (оперативное управление).
Основная задача оперативного управления – поддержание процесса в стабильном воспроизводимом состоянии за счет выявления и устранения причин отклонений (вариаций). В свою очередь, улучшение процесса ориентировано на постоянное, целенаправленное изменение процесса на основе целей, установленных вышестоящим органом управления (на схеме это «Деятельность по управлению на более высоком уровне иерархии»). Поясню: для каждого процесса организации всегда существует иерархически вышестоящий орган управления.
Чтобы управлять процессом, руководителю нужны полномочия по распоряжению ресурсами и информацией. На схеме показаны так называемые ресурсы по управлению. Они, как правило, представляют собой плановую и фактическую информацию. Например, от вышестоящего органа управления поступают цели и плановые показатели деятельности, при выполнении процесса возникает оперативная фактическая информация и т. д. Руководитель управляет процессом также через информационные воздействия (устные сообщения, информационные письма, распоряжения, приказы).
Они являются выходами деятельности по управлению процессом .
Говоря об управлении процессом, определим понятие «владелец процесса».
Владелец процесса – должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении выделенные ресурсы, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса.
Подход, при котором для каждого выделенного процесса назначается владелец процесса, появился давно[10]. Сейчас существует множество различных взглядов на то, что собой представляет владелец процесса и чем он должен заниматься. Однако чем больше консультанты по управлению рассуждают об этом, тем меньше ясности для практиков – руководителей, которые должны внедрять институт владельцев процессов в компании.
Владельцем процесса, как правило, назначается руководитель структурного подразделения (либо его заместитель, помощник). Существующая в компании иерархия управления структурными подразделениями не разрушается. Какая-либо иерархия владельцев процессов не создается. Уточню: количество ресурсов, переданных в управление владельцу процесса, и его ответственность за результаты процесса могут быть различными. Они меняются в зависимости от типа процесса, его важности для организации и т. д.
В целом владелец процесса – это руководитель, способный как минимум:
• проводить мониторинг хода процесса;
• анализировать факторы, влияющие на процесс и приводящие к вариациям;
• разрабатывать предложения по улучшению процесса и организовывать их обсуждения и согласования;
• координировать (или управлять) внутренние проекты совершенствования процесса.
В некоторых компаниях принята двухуровневая схема управления процессами . Владельцы процессов назначаются из числа руководителей верхнего уровня. При этом непосредственной работой с процессами (оперативным мониторингом, анализом отклонений и т. д.) занимаются так называемые ответственные за процесс .