Лекция 19. Национальный (центральный) банк страны
1. Центральный банк, его задачи, функции и операции.
2. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь.
3. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банков.
4. Расчетные и валютные счета. Кредиты и вклады.
1. Центральный банк, его задачи, функции и операции.Центральнымбанком в Беларуси являетсяНациональный банк Республики Беларусь, он находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах страны, подотчетен Президенту Республики Беларусь, является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.НБ РБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Основные цели деятельности НБ РБ:
– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
– развитие и укрепление банковской системы страны;
– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является главной целью деятельности НБ РБ.
НБ РБ выполняет следующие функции:
– разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и обеспечивает ее проведение;
– осуществляет эмиссию денег и ценных бумаг;
– регулирует денежное обращение и кредитные отношения;
– организует функционирование платежной системы;
– является кредитором для коммерческих банков;
– осуществляет валютное регулирование и контроль;
– осуществляет государственную регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
– разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для НБ РБ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами;
– создает золотовалютные запасы и управляет ими;
– устанавливает цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;
– проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса страны и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием;
– заключает соглашения с центральными банками и кредитными организациями других государств и т. д.
Операции НБ РБ:
– кредитование банков в порядке рефинансирования;
– расчетное и кассовое обслуживание правительства, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами;
– переучет векселей и операции на рынке ценных бумаг;
– инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и камней и иных ценностей;
– управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, мена на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
– открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
– привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в депозиты;
– продажа в Республике Беларусь и за ее пределами памятных и слитковых монет по цене не ниже номинальной;
– выдача по решению Президента Республики Беларусь банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам;
– межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;
– денежные переводы и иные расчетные операции;
– покупка и продажа иностранной валюты, операции по выдаче кредитов в иностранной валюте, иные валютные операции;
– услуги правительствам, центральным банкам и финансовым органам иностранных государств, международным организациям;
– посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства страны по размещению государственных ценных бумаг;
– операции по обслуживанию государственного долга;
– открытие и обслуживание карт-счетов своих работников;
– кредитование своих работников.
Главной функцией Центрального банка является проведение денежно-кредитной политики.НБ РБ совместно с Правительством страны ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя:
– краткую характеристику состояния экономики страны;
– важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны и прогноз показателей платежного баланса на очередной год;
– основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики на очередной год;
– оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики в текущем году;
– мероприятия Национального банка на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег, о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики, о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики.
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы НБ РБ устанавливает для банков экономические нормативы: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка; предельный размер неденежной части уставного фонда и т. д. НБ РБ осуществляет государственное регулирование банковской деятельности,которое производится посредством процедур государственной регистрации и ликвидации кредитных организаций; установления запретов и ограничений, экономических нормативов; установления экономических санкций за нарушения предъявляемых требований; надзора за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями; определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита; лицензирования банковских операций. Система надзораза банками – совокупность экономических и административных мер, финансовых и юридических инструментов, используемых для поддержания безопасности и повышения эффективности банковской деятельности. Надзор за коммерческими банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора. Объектом надзора является проверка соответствия работы банка законам и нормативным актам, регулирующим данную сферу отношений, проверка соблюдения экономических нормативов, проверка порядка ведения бухгалтерского учета.
2. Организационная структура Национального банка Республики Беларусь. Организационная структура банка – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений. С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк.
НБ РБ – единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. К структурным подразделениям НБ РБ относятся главные управления по областям с их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий «Ружанский», санаторий «Озерный». К организациям НБ РБ относятся учреждение образования «Полесский государственный университет», РУП «Центр банковских технологий». Работа структурных подразделений и организаций НБ РБ осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом НБ РБ. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы.
По согласованию с Президентом НБ РБ может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров. Правление – высший орган управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности НБ РБ, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе НБ РБ. Правлением принимаются решения о регулировании банковской деятельности, кредитных и валютных отношений, определении порядка расчетов, государственной регистрации кредитной организации, ее реорганизации и ликвидации, о выдаче либо отзыве лицензий, о применении к банкам мер воздействия и др. Свои решения Правление принимает в форме постановлений.
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Уставом НБ РБ определяется компетенция Правления и порядок созыва его заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Общая организация работы Правления строится в соответствии с регламентом. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления (они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено законом). Президент вправе освобождать их от должности с уведомлением Совета Республики. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления не более двух сроков подряд. Правление НБ РБ принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления.
Совет директоров – исполнительный коллегиальный орган НБ РБ. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру НБ РБ; устанавливает условия найма и увольнения, права и обязанности служащих НБ РБ; утверждает порядок проведения операций НБ РБ, принимает решения о выпуске в обращение банкнот и монет, изменении процентных ставок по операциям НБ РБ, установлении нормативов обязательных резервов и др.
Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов. Работа Совета директоров организована согласно регламенту. Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются Правлением в соответствии с Уставом. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов. Заседания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Подразделения центрального аппарата НБ РБ (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации. Организационная структура и штатное расписание департаментов НБ РБ утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом.
Высшим законодательным органом страны определяется размер уставного фонда НБ РБ. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств НБ РБ. За счет отчислений от прибыли банка формируются резервный и иные фонды НБ РБ. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера резервный фонд служит одним из источников обеспечения затрат. Национальным банком также формируются специальные резервы общих банковских рисков.
3. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банков.Расчетно-кассовые операции являются базовыми операциями для коммерческих банков. Расчетно-кассовое обслуживание – ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению.Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение банковских счетов клиентов, в т. ч. зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств; перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам; обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке; прием и выдачу денежной наличности и др. Отличительной особенностью современного банковского расчетно-кассового обслуживания и осуществления расчетов является профессиональное сопровождение и консультации клиентов по любым вопросам, связанным с расчетами и платежными операциями. Клиент уплачивает банку вознаграждение за оказываемые ему операции расчетно-кассового обслуживания в соответствии с тарифами, утвержденными в банке. Плата за каждую операцию устанавливается отдельно. При расчетно-кассовом обслуживании банки выступают в качестве финансовых посредников между экономическими агентами. Банки, с одной стороны, предоставляют услуги по платежам своим клиентам, а с другой, сами являются клиентами НБ РБ, пользуясь его услугами для организации наличного денежного обращений и осуществления межбанковских расчетов по выполнению денежных требований и обязательств по собственным платежам и платежам, инициированным их клиентами.
Принципы организации расчетно-кассового обслуживания:
– открытие и ведение счетов клиентов;
– строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции;
– обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
– обеспечение банковской тайны по операциям и счетам клиентов;
– осуществление внутреннего контроля, соответствующего характеру и масштабам проводимых операций.
Основные функции расчетно-кассовых операций:
– организация работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
– организация безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим счетам, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
– оказание консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию операционного отдела.
Коммерческий банк заинтересован в привлечении юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства клиентов (депозиты и остатки на расчетных счетах) формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.
Расчеты и платежи являются составной частью расчетно-кассовых операций банка. Расчеты – процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса. Расчеты проводятся посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег) и имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами, т. е. когда вслед за ними и на их основе осуществляются платежи. Примеры расчетов в банках: определение объемов и цен, привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и т. д. Расчеты бухгалтерий банков играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам. Платежи – погашение покупателем своего денежного обязательства, т. е. передача или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга. Платежи логически продолжают процесс расчетов. Платежи непременно являются денежными операциями, т. е. совершаются только посредством денег (наличных или безналичных денег или комбинированным способом).
Три блока банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами своих денежных обязательств:
1) вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций;
2) основной блок – собственно платежные операции:
– зачисление на счета средств, поступивших владельцам счетов от третьих лиц; вносимых самими владельцами; получаемых от банка;
– списание со счетов средств в случаях выполнения клиентами своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг); выполнения клиентами своих обязательств перед банками, в которых они обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.); уплаты клиентами налогов и других обязательных платежей; получения клиентами наличных денег;
– кассовые операции (прием и выдача наличных денег);
– ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях;
– ведение корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данном банке;
3) дополнительный блок – сопутствующие платежным операциям дополнительные услуги банка: перевод средств клиента с одного счета на другой; конвертация валюты; перевод наличных денег в безналичные и наоборот; размен денег; инкассирование денежной выручки клиентов.
Классификация расчетов и платежей:
а) в зависимости от адресатов платежей:
– собственные (расчеты и платежи по операциям банка);
– клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам);
б) в зависимости от технологии проведения:
– внутрибанковские (участник – только данный банк и его филиалы);
– межбанковские (участники – не менее двух кредитных организаций).
В коммерческом банке расчетно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, как правило, Операционным управлением (отделом). В крупных банках в состав этого подразделения входят операционные отделы, непосредственно обслуживающие клиентов; службы, занимающиеся непосредственно отправкой и приемом платежей и выписок по корреспондентским счетам банков через корреспондентские сети; кассовый узел, осуществляющие все операции с приемом и выдачей наличных денежных средств во взаимодействии с отделами, обслуживающими клиентов. В небольших банках данные подразделения существуют как самостоятельные единицы или же объединяются (например, отдел расчетов с операционным отделом и т. д.).
К основным законодательным источникам регулирования расчетов и кассовых операций относятся: Гражданский кодекс, Банковский кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. Правовой основой осуществления расчетно-кассового обслуживания является наличие у банка лицензии Центрального банка и заключенного договора (договора на расчетно-кассовое обслуживание, банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского счета или иного договора) между банком и клиентом. Банк не вправе отказать клиенту в расчетно-кассовом обслуживании, если этот вид деятельности предусмотрен уставом банка и банк имеет соответствующую лицензию. Необходимой предпосылкой для проведения безналичных расчетов является наличие у клиента текущего (расчетного) или иного счета по операциям клиентов, позволяющего проводить расчеты.
Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в оперативном, точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в наличной и безналичной формах в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Центрального банка и внутрибанковскими правилами.
4. Расчетные и валютные счета. Кредиты и вклады.Задача по проведению расчетов между экономическими субъектами возложена на банки. В соответствии с действующим законодательством расчеты могут осуществляться в наличной и безналичной формах.Чтобы стать клиентом банка и встать на расчетно-кассовое обслуживание в нем юридические и физические лица должны открыть в банке счет и заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание. Банковский счет служит для хранения денежных средств, принадлежащих клиенту – владельцу счета, посредством которого осуществляется учет поступлений и изъятий денежных средств клиентами банка. Согласно гражданскому законодательству, банковский счет (как минимум один) обязана иметь каждая организация, являющаяся юридическим лицом. Расчетный счет должен быть открыт после государственной регистрации юридического лица.
Виды счетов в зависимости от назначения:
1. Расчетные (текущие) счета предназначены для зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учета внереализационных доходов и полученных кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним; а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.
Дляоткрытия расчетного счетапредприятие представляет в банк следующие документы: заверенную нотариально копию документа о государственной регистрации предприятия; копию учредительного документа, удостоверенную нотариально; дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика; справку органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей; карточку с образцами оттиска печати и подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, удостоверенные нотариально либо вышестоящим органом.
2. Валютные счета предназначены для учета валюты, находящейся в распоряжении организации и на транзитном валютном счете, который служит для зачисления поступающей на счет валюты. Для открытия валютного счета необходимо представить в банк такие же документы, как и для открытия расчетного счета, а также справку об открытии расчетного счета. Если организация открывает валютный счет в том же банке, где у нее уже открыт расчетный счет, то потребуется только заявление на открытие валютного счета и заполненный договор валютного счета с банком.
3. Специальные счета предназначены для осуществления операций при определенных формах безналичных расчетов или для совершения операций целевого характера. Источником средств на специальных счетах являются денежные средства, переведенные с собственного расчетного счета или кредиты. Для открытия специального счета необходимо в обслуживающем банке написать заявление и в случае, если деньги перечисляются с расчетного счета, приложить к нему платежное поручение на перевод.
Кроме вышеназванных счетов, банки обслуживают кредитные и депозитные счета. Кредитный счет – счет, на котором банк учитывает движение средств, связанное с выдачей и погашением кредита. На основе ведения данного счета банк осуществляет контроль за выполнением условий кредита. Анализ текущей финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами позволяет банку принимать решение о судьбе счета. Погашение кредита – процесс выполнения заемщиком своих обязанностей по договору кредитования. Получив и потратив деньги, заемщик обязан их вернуть в соответствии с графиком погашения кредита, прописанным с учетом процентов по кредиту. Погашение суммы кредита и процентов по нему осуществляется несколькими способами: путем списания денежных средств с банковского счета заемщика по его платежному поручению; путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством с банковского счета клиента-заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка-кредитора. При этом в договоре может быть предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента-владельца счета. В таком случае клиент обязан письменно уведомить банк, в котором открыт его банковский счет, о своем согласии на безакцептное списание средств. Сумма кредита должна быть возвращена в установленный в договоре срок. Если срок возврата средств не установлен либо определен моментом востребования, то возврат суммы основного долга должен быть произведен в течение 30 календарных дней со дня предъявления банком-кредитором официального требования об этом, переданного заемщику курьерской службой, по почте, по специальным каналам связи, а также иными установленными в договоре способами. В установленный день уплаты процентов по договору их возврат производится на основании распоряжения, подписанного должностным лицом банка. В случае неисполнения заемщиком данной обязанности банк переносит задолженность по начисленным, но неуплаченным (просроченным) процентам по размещенным средствам на соответствующие счета по учету просроченной задолженности по основному долгу и (или) просроченных процентов.
Депозитный счет – счет, который используется для размещения денежных средств на фиксированный срок под проценты. Депозитные счета открываются для физических и юридических лиц с целью размещения свободных денежных средств с начислением процентов. Для открытия депозитного счета между вкладчиком и банком заключается договор на определенный срок. Средства с текущего счета клиента зачисляются на его депозитный счет, а по истечению срока контракта возвращаются обратно.
Виды депозитных счетов:
– срочные депозитные счета предназначены для длительного хранения денежных средств вкладчика на заранее установленный срок, благодаря чему банк получает возможность длительного использования средств вкладчика, поэтому процентная ставка по срочным депозитам выше;
– депозитные счета до востребования – счета с вкладами на условиях выдачи денег по первому требованию, которые носят краткосрочный характер и размещаются на неопределенное время, поэтому процентная ставка по таким депозитам ниже.
Депозит (вклад) – денежные средства (в наличной и безналичной формах, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях.
Депозитные (вкладные) операции коммерческого банка – операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады на определенный срок либо до востребования, а также остатков средств на расчетных счетах клиентов для использования их в качестве кредитных ресурсов и в инвестиционной деятельности.
Виды депозитных счетов:
1) по категориям вкладчиков: вклады юридических лиц (предприятий, организаций, других банков) и вклады физических лиц;
2) в зависимости от срока: вклады со сроком до 3 месяцев; вклады со сроком от 3 до 6 месяцев; вклады со сроком от 6 до 9 месяцев; вклады со сроком от 9 до 12 месяцев; вклады со сроком свыше 12 месяцев;
3) в зависимости от срока и условий вкладной операции: срочные; срочные с дополнительными взносами; условные; на предъявителя; до востребования; на текущие счета и др.;
4) по порядку использования хранимых средств:
– условный вклад – платеж производится после наступления определенных условий, указанных в договоре;
– премиальный вклад – производится розыгрыш по номерам депозитных счетов, премия зачисляется на денежный счет, номер которого выпал;
– валютный вклад – выплаты производятся в той валюте, в какой был открыт вклад;
– вклады в пользу третьих лиц – вклад может быть внесен на имя третьего лица, которое приобретает права вкладчика с момента предъявления им к банку требования. Указание имени гражданина или наименования юридического лица, в пользу которого вносится вклад, является существенным условием соответствующего договора банковского вклада.