Стратегические задачи финансовой политики
Сущность финансовой политики организации.
Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач.
Финансовая политика организации - составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри - организации, а также позиций организации во внешней среде.
Финансовая политика задает направление финансовой деятельности и, используя имеющиеся возможности и средства, оказывает влияние на финансовые процессы, чтобы они развивались в указанном направлении.
Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.
Объект — хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, представляющий собой поток денежных поступлений и выплат. Каждому направлению расходования денежных фондов должны соответствовать определенные источники.
Предмет — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.
Субъекты — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.
Содержание финансовой политики организации.
Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач.
Финансовая политика организации - составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри - организации, а также позиций организации во внешней среде.
Содержание финансовой политики включает следующие аспекты:
разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска;
определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности;
практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов).
По направлению финансовая политика подразделяется на:
ü Внутренняя - называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации
ü Внешняя - называется политику, направленную на деятельность организации во внешней среде: в финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).
Основное средство реализации финансовой политики – финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления.
Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации. К ним относят: прибыль, доход, цену, заработную плату, операционный рычаг, финансовый рычаг, проценты, дивиденды, финансовые санкции и т.п.
Основа финансовой политики — четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Стратегические задачи финансовой политики.
Финансовая политика предприятия – это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления своих функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Стратегическими задачами финансовой политики являются:
§ максимизация прибыли;
§ обеспечение финансовой устойчивости
§ оптимизация капитала и поддержка финансовой устойчивости предприятия;
§ достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов и кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности;
§ использование рыночных механизмов привлечения денежных средств (эмиссия ценных бумаг);
§ эффективное управление финансами на основе диагностики финансового состояния и выбора стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям и плану путей их достижения.
В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).
При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров).
Следует отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает:
- формирование оптимальной величины уставного капитала;
- привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);
- аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;
- привлечение специальных целевых средств;
- учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.