Цели и задачи современной финансовой политики

Финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

Уточним понятие цели в финансовой политике. При этом нередко под ней подразумевают различные аспекты её самой. Например, укрепление национальной валюты – рубля по отношению к доллару США или проведение налоговой реформы и т.д. и т.п. по нашему мнению, эти конкретные задачи, конечно, важны, но не могут служить целью, а являются лишь её составными частями или её путями. Действительно, разве разработка единой финансовой политики, совершенствование бюджетной системы и другие моменты финансовой работы, при всей их значимости, не должны предполагать каких-то конкретных ориентиров? Ведь не могут же они быть самоцелью: процесс ради процесса?

Прежде всего, по нашему мнению, такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения – повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе и на уровне каждого региона.

Следует особо подчеркнуть, что формирование целей – это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Возможные усилия государства в этом деле, и следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средства населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счёте, всё это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительны финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заёмных средств. Кроме того, большое значение имеет наличие соответствующей финансовой инфраструктуры (банков, страховых компаний и т.д.), без этого средства могут поступить лишь в виде наличных денег, что, конечно же, при прочих условиях намного снижает его потенциал.

Ресурсами финансовой политики являются, во-первых, величина развития производительных сил, во-вторых, величина собственного финансового капитала и, в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трёх составляющих и образует все основные финансовые потоки.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без неё денежные средства будут, по-прежнему концентрироваться в основном в Москве и частичной в десятке крупнейших городов России.

Ещё одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в том числе тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительно резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. В то же время существует и обратная связь: реализация рациональной финансовой политики ведёт, по нашему мнению, к увеличению ресурсов этой политики. [13, с. 118-120]

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьёзных проработок совершенствования политики в области монопольной, банковской, страховой и фондовой сфер. Последние реализуются как бы сами по себе, то есть фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьёзной корректировке.

Наши рекомендации