Показатели прибыльности (рентабельности)
Анализ финансового состояния предприятия осуществляется по достаточно большому набору обобщающих и локальных показателей, которые могут варьироваться в зависимости от специфики предприятия, целей анализа и прочих факторов.
Обобщающие показатели оценки финансового состояния характеризуют:
ликвидность;
привлечение заемных средств;
оборачиваемость капитала;
прибыльность.
Финансовое состояние предприятия является следствием всех аспектов его деятельности. Анализ финансового достояния может производиться с различной степенью подробности.
Не останавливаясь на характеристиках локальных показателей по первым трем обобщающим показателям, обратим внимание на формулировку тех показателей, которые характеризуют прибыльность (рентабельность) предприятия.
В общем виде, разность между доходами от реализации продукции и расходами на ее производство представляет собой балансовую прибыль предприятия. Размер прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления о степени использования производственных средств (ресурсов), с помощью которых эта прибыль получена. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности служат показатели прибыльности (рентабельности). Как и любые показатели эффективности, они основаны на соотношении результатов и затрат. Наибольшее распространение получили три коэффициента прибыльности (рентабельности): рентабельность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Причем в расчетах используют как показатели балансовой прибыли (или просто прибыли), так и показатели чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения):
Рентабельность продаж = Прибыль (Чистая прибыль) / Общий объем продаж
Рентабельность активов = Прибыль (Чистая прибыль) / Общая сумма активов
Рентабельность собственного капитала = Прибыль (Чистая прибыль) /
Среднегодовой собственный капитал.Каждый показатель прибыльности (рентабельности) оценивает различную сторону производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Коэффициент рентабельности продаж характеризует величину прибыли на каждый рубль выручки от реализации продукции. Безусловно, чем выше этот показатель, тем лучше. Однако, если для одной отрасли значение этого показателя может удовлетворить предпринимателей, то для другой - оказаться слишком низкой. И это, прежде всего, будет зависеть от конечных результатов - общей суммы прибыли, которая даже при низком уровне рентабельности может обеспечить получение желаемой массы прибыли при достаточно больших объемах продаж.
В отличие от показателя рентабельности продаж рентабельность активов и собственного капитала характеризует норму прибыли на сумму вложений, причем первый показатель определяет прибыль на все активы, задействованные предприятием, а второй - только на собственные.
Рентабельность может быть рассчитана также по отдельным изделиям:
Рентабельность единицы продукции = Прибыль от реализации единицы продукции / Себестоимость единицы продукции