Показатели прибыльности (рентабельности)

Анализ финансового состояния предприятия осуществляется по достаточно большому набору обобщающих и локальных показателей, которые могут варьироваться в зависимости от специфики предпри­ятия, целей анализа и прочих факторов.

Обобщающие показатели оценки финансового состояния характе­ризуют:

ликвидность;

привлечение заемных средств;

оборачиваемость капитала;

прибыльность.

Финансовое состояние предприятия является следствием всех ас­пектов его деятельности. Анализ финансового достояния может про­изводиться с различной степенью подробности.

Не останавливаясь на характеристиках локальных показателей по первым трем обобщающим показателям, обратим внимание на фор­мулировку тех показателей, которые характеризуют прибыльность (рентабельность) предприятия.

В общем виде, разность между доходами от реализации продук­ции и расходами на ее производство представляет собой балансо­вую прибыль предприятия. Размер прибыли характеризует абсолютную доходность предприятия, но не дает представления о степени использования производственных средств (ресурсов), с помощью которых эта прибыль получена. Для оценки эффективности работы предприятий, характеристики их относительной доходности служат показатели прибыльности (рентабельности). Как и любые показатели эффективности, они основаны на соотношении результатов и затрат. Наибольшее распространение получили три коэффициента при­быльности (рентабельности): рентабельность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала. Причем в расчетах используют как показатели балансовой прибыли (или просто прибы­ли), так и показатели чистой прибыли (прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия после налогообложения):

Рентабельность продаж = Прибыль (Чистая прибыль) / Общий объем продаж

Рентабельность активов = Прибыль (Чистая прибыль) / Общая сумма активов

Рентабельность собственного капитала = Прибыль (Чистая прибыль) /

Среднегодовой собственный капитал.Каждый показатель прибыльности (рентабельности) оценивает различную сторону производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Коэффициент рентабельности продаж ха­рактеризует величину прибыли на каждый рубль выручки от реализа­ции продукции. Безусловно, чем выше этот показатель, тем лучше. Однако, если для одной отрасли значение этого показателя может удовлетворить предпринимателей, то для другой - оказаться слишком низкой. И это, прежде всего, будет зависеть от конечных результа­тов - общей суммы прибыли, которая даже при низком уровне рента­бельности может обеспечить получение желаемой массы прибыли при достаточно больших объемах продаж.

В отличие от показателя рентабельности продаж рентабельность активов и собственного капитала характеризует норму прибыли на сумму вложений, причем первый показатель определяет прибыль на все активы, задействованные предприятием, а второй - только на собственные.

Рентабельность может быть рассчитана также по отдельным изде­лиям:

Рентабельность единицы продукции = Прибыль от реализации единицы продукции / Себестоимость единицы продукции

Наши рекомендации