Понятие и классификация потребительского рынка. Элементы рынка
Функции и задачи торговли. Виды торговли.
Торг-я – дея-сть людей, связанная с актом купли - продажи и пред-щая собой сово-сть спец-ких, техно-ких и хоз-ых операций, напр-ых на обсл-ие процессов обмена.
функции: - реализация произ-ной потребительной стоимости. Исполнение этой функции создаёт экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
- доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует перемещение товаров его производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (транспортировка, фасовка, упаковка, хранение);
- поддержание баланса между предложением и спросом, с одновременным воздействием на производство;
- сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров);
- функции, обусловленные концепцией маркетинга (разработка товаров, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создания служб сервиса и др.)
Виды торговли:Оптовая торговля - вид тор-ли, осущ-мой в целях последующего исп-ния в предпр-ской деят-сти или иных целях, не связанных с личным, сем-ым, дом-им и иным подобным исп-ием. Подажа, как правило, осущ-тся кр. партиями.
Розничная торговля - вид тор-ли тов-ми, предна-ный для лич., сем., домашнего потр-ия или иного подобного ис-ния, не связанного с пред-кой деят-ю. Продажа, как правило, осу-ся мелкими партиями или поштучно.
Общественное питание - вид тор-и, включающий произв-во, перер-ку, реал-ю, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопут-их усл. нас-ю.
Понятие и классификация потребительского рынка. Элементы рынка.
Рынок как экон-кая кат-ия тов-го произ-ва пред-яет собой сферу товарно-денежных отн-ий и охватывает совок-сть конкретных отношений и связей между произв-ми и потр-ми тов-ов.
В структуре рынка выделяются виды:
- тов-ов производственно-технического наз-ия,потребительский,
недвижимости, рабочей силы,финансовый,информации и инноваций
Виды рынков классифицируются по признакам:
- элементам рыночной структуры (рынок факторов производства, потреби-тельский, финансовый);
- экономическому назначению объектов рыночных отношений (сырьевой ры-нок, рынок товаров производственного назначения, рынок товаров народного потребления, рынок технологий, рынок труда, рынок ценных бумаг);
- территориальной принадлежности (внутренний, внешний, местный, региона-льный, национальный, мировой);
- механизму функционирования (планово-командный, регулируемый, свобод-ный);
- конкурентный (монопольный, олигопольный, конкурентный);
- степени насыщенности (рынок продавца, рынок покупателя);
- интенсивности рыночных процессов (развивающийся, освоенный, потенциа-льный, неактивный, бесперспективный);
- отраслям деятельности (автомобильный, компьютерный);
- открытости (замкнутый, частично открытый, открытый);
- характером и размером продаж (оптовый, розничный)
Потребительский рынок- совокупность социально-экономических отношений проявляющихся в процессе купли-продажи товаров народного потребления и услуг, удовлетворения имеющихся и формирующихся потребностей потенциальных потребителей.
Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам: региональному; по назначению (рынок продовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода); по каналам реализации товаров (организованный и неорганизованный).
Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация для населения тов-в непосредственно производственными предпр-и, а также колхозами и совхозами, непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами занимающимися предпр-кой деят-ю, тов-в производимых в республике и привозимых из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли, в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешенных рынках и др.), либо на улицах, площадях и других местах.
Основными элементами рынка являются: предложение, спрос, цена.
Товарное предложение – масса товаров, предназначенные для реализации на рынке, т.е. это продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него.
Спрос – это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений, т.е. потребности, которые могут быть удовл-ны исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен, определяющих его пок-ую способность.
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара.
3.Понятие, сущность, виды спроса. Методы изучения спроса.
Спрос – это специфическая форма выражения потребностей в усл-ях товарно-денежных отношений,т.е. потребности, которые могут быть удовлетворены исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательскую способность.
В зависимости от степени агрегирования товаров различают следующие понятия спроса:Общий объем спроса-сумма денежных ср-в, который в опред-ый период может быть предъявлена на покупку тов-в рамках единого эконо-кого пространства республики, эк-ого региона, области и т.д./Макроспрос- совокупный спрос населения республики, региона, крупной социально-экономической группы на продукцию определенной отрасли в целом, либо на укрупненную группу товаров и услуг. Микроспрос – это спрос отдельных групп потребителей на конкретный вид товара, его разновидностей, выделяемых по определенным признакам.
Выделяют также виды спроса как :Спонтанный – импульсивный спрос, проявляющийся при покупке незапланированного покупателем товара.Альтернативный – спрос на конкретные тов-ы, допускающий замену одного изделия другим.Твердосформулированный – спрос на конкретные тов-ы, недопускающие замены одного изд-ия другим по объек-ым причинам.
Спрос населения – потребность нас-ия в тов-ах, обеспеченная денежными доходами.Спрос коллективных потребителей – потребность в товарах социальной сферы для целей коллективного потребления и хозяйственных нужд.
По степени удовлетворения выделяют: Удовлетворенный (реализованный) – спрос завершающейся покупкой товаров. Показателем реализованного спроса является розничный товароо-от.Неудовлетворенный – часть спроса, которая не была реализована из-за отсутствия нужных тов-ов вне зависимости от причины несостоявшейся пок-ки.Формирующийся спрос – совокупность новых требований предъявляемых поку-ями потреб-им свойством, качеству, внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой производство и реализацию новых товаров.
При характеристике спроса на товары длительного (общесемейного) пользования различают такие виды спроса как: первичный спрос, спрос на замену и дополнительный спрос.
Методы изучения реализованного спроса могут строится как на ручных методах учета продажи и запасов товаров, так и механизированных.
Балансовый метод позволяет установить количественную и качественную взаимосвязь между поступлением, запасами и реализацией товаров.
Р = Зн + П – Зк – Др,
где Р – реализация тов за иссл-ый период, Зн – зап тов на нач пер, П – поступ-ния тов за ис-ый пер, Зк – зап тов на к. пер, Др – документированный расход за ис-мый пер.
М.Экспертных оценок заключается в том, что прогноз здесь основывается на знаниях и интуиции экспертов(торговые раб-ки,раб-ки пром-сти,плановых органов, научных учреждений).Экспертные оценки применяются при определении объема спроса на длительную перспективу. При этом исп-тся они, по тов-ам по которым вовсе отсутствует какая либо инф-ия о реализации их в прошлом (новые товары), или она недостаточно полная и достоверная.
М. Аналогии – это перенос знаний о предмете на другой предмет( если новый товар, то аналог для него ищут за пределами области, республики, за рубежом. И спрос на него определяют примерно таким образом, как он развивался на изделие-аналог).
Среди вариантов метода экстраполяции наиболее распространенным является метод построенный на расчетах средних темпов роста (снижения):
;
где - средний темп роста; Уn – коне-й пок-ль ряда; У1- нач-ый пок-ль ряда; n - число чл-в ряда.
Роль планирования и планов в работе организаций. Виды планов.
Процесс управления предприятием складывается из многихфункций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учёт, контроль и анализ: активизация и стимулирование. Планирование выступает важнейшей функцией управления. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?
Планированиепредставляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов.
План- это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.Директивное цитирование -представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.Индикативное планирование- наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степе: детализации плановых расчётов принято различать долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет, например: 10, 15 и 20 лет. Такие планы признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.