Разработка производственной программы предприятия
Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).
Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах.
Цель производственной программы: отражение реальной потребности в конкретной продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия.
Производственная программа разрабатывается на основе перспективного плана развития, государственного заказа, хозяйственных договоров с потребителями и поставщиками.
Производственная программа представляет собой развёрнутый план производства продукции, характеризующий годовой объём, номенклатуру, ассортимент, качество и сроки выпуски продукции. Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству. Предприятия, как правило, разрабатывают производственную программу по расширенному ассортименту. Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.
При разработке производственной программы применяются различные методы планирования: уровневое прогнозирование; линейное программирование; проверка установки; балансовый метод. Разработка производственной программы осуществляется в 3 этапа:
1. Составление годового производственного плана для всего предприятия.
2. Уточнение приоритетных целей на плановый период.
3. Распределение годового плана производства продукции по отдельным структурным подразделениям предприятия.
Производственная программа рассчитывается:
1.устанавливается вся номенклатура и ассортимент реализуемой и производимой продукции в планируемом году.
2.определение уровня незавершённого производства и его изменение в планируемом году
3.определение запасов готовой продукции на складе и их изменение в планируемом периоде При разработке производственной программы большое значение имеет правильный выбор единиц измерения.
Используются натуральные и стоимостные измерители. Таким образом производственная мощность состоит из 2-х разделов: план производства продукции в натуральном выражении и план производства продукции в стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении. Содержит показатели выпуска продукции, определение номенклатуры ассортимента в физических единицах. Натуральные измерители обеспечивают возможность получения количественного выражения показателей и служат исходными величинами для определения потребности в различных ресурсах.
«-» применение натуральных показателей по каждому виду ВП или на однопродуктовых предприятиях; не позволяет определить общий объём и структуру производства многопродуктового предприятия.
План производства продукции в стоимостном выражении. Содержит показатели ВП в денежном измерении. Стоимостные показатели являются универсальными, носят обобщающий характер, может применятся на различных предприятиях.
В данном плане определяются 5 основных показателей производственной программы: товарная продукция, валовая продукция, реализуемая продукция, чистая продукция, условно чистая продукция (включает амортизационные отчисления).
1. Планируемый объём товарной продукции представляет собой стоимость законченных работ, изделий, услуг, предназначенных для реализации потребителя.
ТП=Тгот+Ткап.стр.+Тп/ф+Ф, т.р.
Тгот – планируемая стоимость готовых изделий, предназначенных для реализации на сторону (потребителям), т.р.
Тк – планируемая стоимость работ для нужд капитального строительства предприятия, т.р.
Тп – планируемая стоимость п/ф продукции вспомогательных производств, предназначенных для реализации на сторону, т.р.
Ф – стоимость ОФ собственного производства, т.р.
2. Планируемый объём валовой продукции представляет собой общиё объём производства как законченных, так и незаконченных видов продукции или работ.
ВП=ТП+(Нк-Нн)+(Ик-ИН), т.р.
Нк,Нн – планируемый уровень незавершённого производства на конец и начало периода соответственно
Ик,Ин – планируемая стоимость инструментов собственного изготовителя, п/ф собственного изготовления, продукции вспомогательных производств для собственных нужд на начало и конец периода соответственно
3. Планируемый объём реализуемой продукции представляет собой предполагаемые объёмы реализации продукции с учётом запасов ГП на складе является основным оценочным показателем при планировании прибыли и рентабельности предприятия.
РП=ТП+(Гн-Гк)+(Хн-Хк), т.р.
Гн,Гк, - планируемая стоимость запасов ГП на начало и конец периода соответственно, т.р.
Хн,Хк – планируемая стоимость продукции, находящихся на ответственном хранении у покупателя, т.р.
4. Характеризует вновь созданную стоимость на предприятии и показывает собственный вклад предприятия в производство продукции.
ЧП=РП-МЗ-АО, т.р.
МЗ – материальные затраты, т.р.
АО – амортизационные отчисления, т.р.
Пр=РП-Сб
Сб=МЗ+ЗП+АО
ЧП=Пр+ЗП
ЗП – расходы на оплату труда.
5. Если предприятие располагает основными фондами собственного производственного производства и они не включаются в товарную продукцию
УЧП=РП-МЗ, т.р.
УЧП=Пр+ЗП+АО, т.р.
Необходимость планирования в экономической организации. Процесс планирования в экономической организации.
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.
.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением
Планирование производственной мощности предприятия.
Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.
Признаки классификациипроизводственной мощности.
По уровням расчета:
мощность станка, агрегата, группы оборудования, поточной линии. При характеристике производственной мощности на первом уровне также применяется показатель «пропускная способность»;
мощность структурной единицы предприятия: участка, цеха, корпуса;
мощность предприятия в целом.
По видам:
проектная мощность – определяется в процессе проектирования, реконструкции (расширения) действующего или строительства нового предприятия – также называется оптимальной;
текущая мощность – рассчитывается в связи с изменением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Представляет собой фактическую мощность, которая формируется в соответствии с требованиями рынка. Однако следует различать фактическую мощность и фактический или плановый выпуск продукции;
резервная мощность – должна формироваться в отраслях, где возникают пиковые нагрузки – электроэнергетика, газ, транспорт.
По потребностям организации производства:
входная (входящая) – мощность на начало года;
выходная (выходящая) – мощность на конец расчетного периода;
вводимая – мощность, вводимая в действие в течение расчетного периода;
выводимая (выбывающая, ликвидируемая) – мощность, выводимая за расчетный период;
среднегодоваяпроизводственная мощность.
где:
М – производственная мощность подразделения (цеха, участка);
n – количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.;
Нт – часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.;
Ф – фонд времени работы оборудования, часов.
Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:
– количество и производительность оборудования;
– качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
– степень прогрессивности техники и технологии производства;
– качество сырья, материалов, своевременность их поставок;
– уровень специализации предприятия;
– уровень организации производства и труда;
– фонд времени работы оборудования.
Выбытие мощности происходит по следующим причинам:
– износ оборудования;
– уменьшение часов работы оборудования;
– изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;
– окончание срока лизинга оборудования.
Основные показатели:
1)мощность отдельных групп оборудования при обработке одного изделия
, где
ni-количество единиц i-го оборудования;
Фд-полезный фонд времени работы оборудования в год, час;
ti-прогрессивная трудоемкость изделия.
2)прогрессивная трудоемкость
где
tн-нормативная трудоемкость;
кв.н.-прогрессивный % выполнения норм выработки
3)действительный или эффективный фонд времени работы оборудования
Фд=(Фр.д.*fсм*Tcv)*(1-0,01*k) где
Tсм-время смены;
к-планируемые работы времени в % в связанные с ремонтом;
fсм-сменность работы оборудования;
Фр.д.-число рабочих дней в плановом периоде.
4)коэффициент мощности
где
Фд-фонд времени работы оборудования;
Тпр-трудоемкость
5)коэффициент использования мощности
где
Qфакт-действующий фонд работы оборудования;
Мср.год-среднегодовая мощность
Планирование издержек производства и себестоимости продукции.
Издержки – все затраты предприятия, которые образуются в процессе производственно-хозяйственной деятельности по приобретению и переработке ресурсов.
Две группы издержек:
1)единовременные затраты – осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывших основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности.
2)текущие затраты – связанные с производством и реализацией продукции, включающей в себя:
- приобретение сырья и материалов;
- затраты на производственные нужды;
- затраты на эксплуатацию машин и оборудования, механизмов;
- налоги, сборы, отчисления, штрафы, пени, неустойки, средства на социальные нужды членов трудового коллектива, благотворительная деятельность;
- финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегий развития предприятий.
Сумма всех затрат выражается в денежной форме за определенный период времени образует издержки предприятия.
Основной частью издержек предприятия является себестоимость продукции.
Отличия издержек от себестоимости:
1)количественно себестоимость представляет только часть издержек предприятия, так как статьи издержек, которые входят в себестоимость, устанавливает государство, тоесть себестоимость продукции это нормирование издержек предприятия.
2)Издержки, не вошедшие в себестоимость продукции предприятие вынуждено компенсировать из прибыли, это ограничивает рост цен и защищает потребителя от попыток производственно переложить на него часть издержек.
3)Часть издержек не связанных с выпуском продукции, они существуют тогда, когда продукция не производится вообще, в то время когда себестоимость зависит от количества произведенной и выпущенной продукции.
Цель планирования издержек: заключается в оптимизации текущих затрат предприятия, обеспечивает необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
При разработке плана себестоимости должны быть решены следующие задачи:
1)Выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия.
2)Выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости в этом году по сравнению с предыдущим.
3)Составление калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции.
4)Выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации.
5)Определение рентабельности видов продукции и производства.
6)Оценено влияния на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличение затрат на освоение производства новой продукции.
7)Создается база для разработки оптовых и розничных цен.
8)Разрабатываются меры по совершенствованию взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.
План по издержкам предприятия состоит из след. разделов:
1) Расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов.
2) Калькулирование себестоимости видов продукции, работ, услуг.
3) Смета затрат на производство.
Исходные данные для разработки плана по издержкам:
1) Установленные тактическим планом размеры прибыли, а так же уровень рентабельности производства или задание по снижению себестоимости;
2) Показатели производства и реализации продукции;
3) Эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций;
4) Прогрессивные нормы и нормативы в соответствии с тактическим планом;
5) Показатели плана материально-технического обеспечения производства;
6) Прейскуранты цен;
7) Данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;
8) Показатели плана по труду и кадрам;
9) Объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники.
Процесс планирования издержек:
Исходные данные | Существо процесса планирования | Результат |
1.Фактические издержки | Анализ издержек | Поиск резервов, неиспользованных возможностей. |
2.Факторы и источники экономии затрат | Планирование и снижение издержек по факторам | Составление нормативов затрат |
3.Нормативы затрат | Расчет плановых калькуляций | Определение расходов по статьям затрат |
4.План производства и план калькуляции | Расчет плановой сметы затрат | Общая сумма расходов по элементам затрат |
5.Элементы и статьи затрат | Сводка затрат на производство | Баланс статей расходов |
6.Сводка затрат | Расчет плановой себестоимости продукции | Плановые показатели |
Планирование себестоимости продукции
Себестоимость продукции, работ, услуг –стоимостная оценка, использующаяся в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на производство и реализацию.
В себестоимость включаются следующие затраты:
1) Затраты, связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включающей расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции.
2) Затраты, связанные с использованием сырья, плата за древесину, воду, забираемые предприятиями из водохоз. систем, в пределах, установленных лимитах.
3) Затраты на подготовку и освоение производства:
- по подготовительным работам в добываемых отраслях.
- затраты на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов.
- затраты на подготовку и освоение производства, новых видов продукции и технологических процессов, включающих затраты на НИОКР.
4) затраты не капитального характера, связанные с совершенствованием технологий и организацией производства, с улучшением качества продукции, увеличением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляющих в ходе производственного процесса.
5) затраты, связанные с рационализацией и изобретательностью.
6) затраты, на обслуживание производственного процесса:
- затраты по обеспечению сырьем, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда.
- затраты по поддержанию основных фондов.
- затраты по обеспечению санитарно-гигиенических требований, обеспечение противопожарной и сторожевой охраны, а так же других требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации предприятий.
7) затраты по обеспечению нормативных условий труда и техники безопасности.
8) Текущие затраты связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
9) Платежи предприятий за добычу природных ресурсов и выбросы загрязненных веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов.
10) Затраты, связанные с управлением производства:
- содержание работников аппарата управления.
- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью в соответствии с установленными законодательством нормами.
- содержание и обслуживание технических средств управления.
- оплата работ по сертификации продукции, товаров, работ, услуг.
- оплата аудиторских работ.
- оплата услуг банков по выдачи работникам зарплаты через банк.
11) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров и набором рабочей силы.
12) затраты на транспортировку работников до места работы и обратно, в направлениях не обслуживающихся пассажирским транспортом, а так же дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом.
13) выплаты, предусмотренные законодательством о труде за неотработанное на работе время.
14) обязательные отчисления от всех видов оплаты труда.
15) отчисления по обязательному медицинскому страхованию.
16) плата по % за ссуды, полученные на восполнение недостающих собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов.
17) отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые фонды.
18) затраты, связанные со сбытом продукции.
19) затраты, связанные с содержанием помещений, предоставленных бесплатно предприятиям общественного питания.
20) амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.
21) налоги, сборы, платеж и другие отчисления.