Тема 6. Регулирование отношений туроператора с туристами (заказчиками), турагентами, исполнителями услуг

План темы:

6.1. Регулирование отношений между туроператорами и непосредственными производителями (исполнителями) туристских услуг, работ, товаров.

6.2. Регулирование отношений между туроператорами и турагентами.

6.3. Регулирование отношений между туроператорами (турагентами) и туристами (заказчиками туристского продукта).

6.4. Характеристика отдельных видов договоров.

Сфера туризма представляет собой комплекс сложных гражданско-правовых отношений между туроператором и лицами, сотрудничающими с ним при формировании, продвижении и реализации туристского продукта. К таким лицам относятся: 1) туристы (или заказчики туристского продукта); 2) турагенты; 3) третьи лица - представители туристской индустрии или поставщики (исполнители) туристских услуг (гостиницы, перевозчики, рестораны, предприятия культуры и т.д.). В процессе оказания и потребления туристских услуг все правоотношения должны оформляться юридически, т.е. соответствующими гражданско-правовыми договорами.

Договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается в письменной форме и должен содержать существенные условия, без которых он не будет обладать юридической силой.

В деятельности турфирмы в зависимости от характера предлагаемых услуг (формирование и реализация туров или только реализация) практическое применение имеют в основном следующие виды договоров:

- агентский договор;

- договор поручения;

- договор комиссии;

- договор возмездного оказания услуг;

- договор аренды;

- договор перевозки;

- договор страхования;

- договор купли-продажи.

Договорные отношения в туризме регулируются нормами международного и национального частного права. На международном уровне это следующие основные документы: Международная конвенция по контракту на путешествие (1970 г.), Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (1992 г.), Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929 г.), Женевская конвенция по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа, Международные гостиничные правила, Директива Совета Европы в области организации туристской деятельности и др. На российском уровне это Гражданский кодекс РФ, законы и подзаконные акты.

Многообразие видов договоров в туризме можно разделить на три большие группы в соответствии с субъектами туристских отношений, а именно на договоры между:

- туроператорами и непосредственными производителями (исполнителями) туристских услуг, работ, товаров;

- самими туристскими организациями;

- туристскими организациями и туристами - потребителями туристских услуг.

6.1. Регулирование отношений между туроператорами и непосредственными производителями (исполнителями) туристских услуг, работ, товаров.

Отношения между туроператорами и поставщиками услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма. Существо отношений между туроператором и производителями услуг состоит не в том, что туроператор приобретает право на услуги, а в том, что он заключает договор о предоставлении соответствующих услуг третьему лицу - туристу. Стороны такого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона) обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать исполнения обязательств. Документом, подтверждающим это право, является туристская путевка (ст. 430 ГК РФ). Чтобы гарантировать третьему лицу (туристу) возможность реализовать свои права, ч. 2 ст. 430 ГК РФ предусматривает, что с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица (туриста).

Вид договора, заключаемого с партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Виды договоров (контрактов) туроператоров с третьими лицами - поставщиками услуг, из которых формируется туристский продукт, определяются законодательством страны-отправителя и тех стран, резидентами которых являются поставщики туруслуг.

Поскольку в международном туризме туроператоры и поставщики туруслуг находятся в разных государствах, возникает вопрос о применимом праве при регулировании возникающих между ними отношений, другими словами, затрагивается сфера международного частного права. В соответствии со ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при его заключении выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Пункт 3 данной статьи гласит, что выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба прав третьих лиц, с момента заключения договора. Но, как было отмечено, в сфере туристского обслуживания услуги оказываются не непосредственно заказчику услуг, а третьему лицу - туристу. Получается, что туроператор и поставщик услуг могут изменить условия договора в части применимого права без участия главного субъекта и непосредственного потребителя этих услуг, что представляется явным нарушением прав туриста.

Договоры между туроператорами и поставщиками услуг, в свою очередь, тоже можно разделить на несколько групп в зависимости от вида услуг, оказываемых поставщиком. Так, в туризме общепринято выделять услуги по организации: проживания туристов, международных перевозок, питания туристов, оздоровительных, спортивных, познавательных, экскурсионных мероприятий, дополнительные туристские услуги.

Контракты с собственниками гостиниц обеспечивают туроператору права на предоставление услуг по проживанию. В международной практике известны и имеют широкое применение документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий с туроператорами и турагентами. Один из них – Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами. Отношения между туристским бизнесом и гостиничными предприятиями регулируются Международными гостиничными правилами, одобренными в 1981 г. Советом Международной гостиничной ассоциации, и Межрегиональной гармонизацией критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренной региональными комиссиями ЮНВТО в 1989 г.

Международные взаимоотношения по организации перевозок занимают отдельное место в системе международного частного права. Особую роль они играют и в международном туризме, поскольку перемещение туристов - определяющий признак туризма. Международные перевозки в зависимости от вида транспорта делятся на воздушные, железнодорожные, водные, автотранспортные.

Автотранспортные перевозки туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 1929 г. В 1980 г. было принято Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых – Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. наша страна присоединилась к ней в 1983 г.

Договоры с перевозчиками, страховыми компаниями, турагентами и туроператорами принимающих стран обычно представляют собой агентские соглашения.

Общая черта подобных правоотношений - приобретение туроператором неимущественных прав на предоставление поставщиками соответствующих услуг, возникновение у поставщиков определенных обязательств перед туроператором по виду услуг, их объему, качеству и времени предоставления.

6.2. Регулирование отношений между туроператорами и турагентами.

Контрагентами туристов при заключении договоров на туристское обслуживание являются туроператоры и турагенты, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, организующие путешествия.

Согласно Директиве ЕЭС от 1990 г. организаторами признаются лица, которые регулярно организуют туры и продают их или предлагают для продажи непосредственно сами или через продавца. А под продавцом понимается лицо, которое продает или предлагает для продажи туры, предложенные организаторами.

Законодатели разных государств не всегда придерживаются строгого разграничения на организаторов путешествий (туроператоров) и продавцов (турагентов). В частности, Закон Мальты от 1 сентября 1999 г. «О путешествиях и туризме» разделяет туристские фирмы на три категории: агент путешествий (travel agent), агент по въездному туризму (incoming tourism agent) и компания по управлению дестинацией (destination management company). Первая специализируется на организации всех видов услуг по выездному туризму, вторая - по въездному, третья организует и предоставляет услуги в области развлекательного, делового (конгрессного) туризма, а также осуществляет организацию высокоспециализированных и высокомотивационных программ (high level motivational and specialized programmes).

Австрийское право под организатором путешествия понимает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, разрабатывающее комплексные путешествия и предлагающее их для продажи непосредственно или через посредника (турагента). Под посредником понимается лицо, принимающее заказы на предложенные организатором комплексные путешествия (австрийский акт «О гарантиях бюро путешествий»)[1].

Субъектами туристской деятельности по российскому праву являются туроператоры и турагенты. Турагенты отличаются от туроператоров тем, что первые не формируют туристские продукты (турпродукты), а занимаются лишь их продвижением и реализацией.

Как правило, туристские организации не являются собственниками или арендаторами материальных средств (гостиниц, транспортных средств и т.п.) и не оказывают услуг их потребителям непосредственно, а формируют и реализуют потребителям пакет прав на предоставление заказанных услуг: на проезд до места отдыха и обратно, на проживание в гостинице, экскурсионное, медицинское (при наличии соответствующего страхового полиса) и другие виды обслуживания.

Туроператор, таким образом, формирует турпродукты в виде пакета неимущественных и имущественных прав на предоставление потребителям заказанных туруслуг и реализацию турпродуктов потребителям. При этом туроператор фактически является посредником между потребителями туристских услуг и третьими лицами, непосредственно оказывающими потребителям заказанные услуги, и несет перед потребителями по своим обязательствам ответственность, установленную Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом о турдеятельности, а также условиями договоров между туроператором и потребителями.

В соответствии с Законом туроператорской деятельностью могут заниматься только юридические лица. Турагентская деятельность может осуществляться не только юридическими лицами, но и индивидуальными предпринимателями.

Как оформляются отношения между туроператорами и турагентами?

В международной практике предусмотрено несколько типов договоров, на основании которых могут регулироваться отношения между туроператором и турагентом:

- договор коммерческой концессии;

- договор коммерческого представительства;

- агентский договор;

- договор возмездного оказания туристских услуг;

- договор купли-продажи туристского продукта;

- смешанный договор.

Выбор типа договора зависит прежде всего от избранной учетной политики туристского предприятия и деловой практики.

6.3. Регулирование отношений между туроператорами (турагентами) и туристами (заказчиками туристского продукта).

Отношения между исполнителями (туроператорами, турагентами) и потребителями (туристами, заказчиками) туристских услуг возникают на основании договора между ними (ст. 10 Закона о турдеятельности).

ГК РФ относит этот договор к договору возмездного оказания услуг (общая характеристика – рисунок 4).

 
  Тема 6. Регулирование отношений туроператора с туристами (заказчиками), турагентами, исполнителями услуг - student2.ru

Рисунок 4. Общая характеристика договора возмездного оказания услуг.

Правительство РФ постановлением от 18 июля 2007 г. № 452 утвердило «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», где определило порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта.

В соответствии со ст. 429 ГК РФ до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта. В этом предварительном договоре указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить.

Договор о реализации туристского продукта считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся:

а) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

б) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

в) сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

г) общая цена туристского продукта в рублях;

д) информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

е) права, обязанности и ответственность сторон;

ж) условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;

з) сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;

и) сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.

Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, дополнительно относятся:

к) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

л) информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

м) информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Закона о турдеятельности, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Предложение туристского продукта, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащееся в рекламе, описаниях, справочниках и реализованное иными способами признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора о реализации туристского продукта. То есть такое предложение не может быть отозвано в течение срока, установленного для ее действия, если иное не оговорено в самом предложении либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Потребитель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Оплата туристского продукта производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.

Каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

а) ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта и туристской путевке;

б) изменение сроков совершения путешествия;

в) непредвиденный рост транспортных тарифов;

г) невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Порядок и условия изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также последствия для сторон такого изменения или расторжения (в том числе распределение между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением такого договора), определяются гражданским законодательством РФ (гл. 29 ГК РФ).

В связи с регулированием отношений между турфирмой и туристом важно обратить внимание на вопрос о том, каким правом будут руководствоваться стороны договора в случае возникновения спора. Данная проблема касается только международного туризма, в силу которого турист заключает договор на территории одного государства, а получает заказанные услуги на территории другого государства. В соответствии со ст. 1212 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя. Таким образом, турист как потребитель туристских услуг, заключивший договор на туристское обслуживание на территории России, имеет право в случае возникновения споров или разногласий ссылаться на российское законодательство. Но здесь стоит обратить внимание на п. 3 ст. 1212 ГК РФ, который предусматривает договоры-исключения из общего правила, а именно договор перевозки и договор о выполнении работ или оказании услуг, если работа должна быть выполнена и услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя. Данное исключение не распространяется на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристского обслуживания.

6.4. Характеристика отдельных видов договоров.

Охарактеризуем наиболее распространенные виды договоров согласно российскому законодательству.

Договор поручения (гл. 49 ГК РФ) предполагает, что одна сторона (турагент) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (туроператора) определенные юридические действия (например, заключить договор с туристом). Права и обязанности и по сделке, совершенной поверенным (турагентом), возникают непосредственно у доверителя (туроператора). При этом договор поручения может быть заключен как с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, так и без такого указания.

Договор комиссии (гл. 50 ГК РФ) применяется, когда одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером (турагентом) с третьим лицом (туристом), приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент (туроператор) и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Агентский договор (гл. 52 ГК РФ) представляет собой сочетание договоров поручения и комиссии. По данному договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия и предусматривать обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной той, которая составляет предмет агентского договора.

Условия агентского договора, в силу которых агент вправе оказывать услуги исключительно определенной категории заказчиков либо исключительно заказчикам, имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.

Если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом. В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.

Договор коммерческого представительства предполагает действие, в силу которого одно лицо дает другому полномочия сделать что-либо для доверителя и от его имени.

Этот вид договоров имеет широкое распространение в европейских странах. У нас в стране в советское время такой вид договоров отсутствовал и появился только с 1994 г. Вероятно, по этой причине в практике отечественного туристского бизнеса не очень много примеров договоров коммерческого представительства, хотя характер взаимоотношений между туроператором и турагентом часто имеет все признаки отношений между предприятием и его коммерческим представителем.

В соответствии с законодательством ряда стран коммерческим представителем в туризме является лицо, постоянно и самостоятельно представляющее другое предприятие от его имени при заключении договоров в сфере оказания туристских услуг. Фактически это может выглядеть следующим образом: туроператор, составив продукт и проведя его сертификацию, заключает договор коммерческого представительства с туристским агентством и предоставляет ему право заключать договоры с клиентами, выдавать после выполнения определенных условий туристские путевки и совершать другие действия, связанные с оказанием туристских услуг.

Оплата работ коммерческого представителя может осуществляться в форме уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Как уже упоминалось, коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. Это принципиально важное положение имеет существенное значение.

Доверенность коммерческому представителю необходима, только если это будет условием договора между сторонами или в договоре не будет конкретизирован предмет коммерческого представительства. В любых других случаях получение специальной доверенности не требуется, а это означает, что расторгнуть взаимоотношения стороны могут только в двустороннем или судебном порядке. Доверенность, напротив, предоставляет право доверителю отозвать ее в любой момент без согласия доверенного лица. Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

Договоры страхования (гл. 48 ГК РФ) подразделяются на договоры имущественного страхования и договоры личного страхования туристов, которые заключаются физическими или юридическими лицами (страхователями) со страховыми организациями (страховщиками). Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ). Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

В соответствии с требованиями ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение;

- об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

- о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

- о размере страховой суммы;

- о сроке действия договора.

При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

- о застрахованном лице;

- о характере события, на случай наступление которого осуществляется страхование (страхового случая);

- о размере страховой суммы;

- о сроке действия договора.

При оформлении договоров необходимо соблюдать следующие требования:

- договор заключается в письменной форме;

- количество экземпляров определяется количеством сторон договора;

- в договор должны быть включены все существенные условия;

- договор должен быть подписан уполномоченными на то лицами, что подтверждается уставными документами юридического лица, либо нотариально удостоверенной доверенностью.

Структура договора обычно включает:

- наименование (позволяет определить, какие нормы материального права применяются к данному договору, а также основным или дополнительным он является);

- место и дату заключения договора (позволяет определить, законодательством какого государства регулируется данное соглашение, а также исчислять срок действия договора, если он не оговорен специально);

- преамбулу (описываются стороны договора, с указанием полных и сокращенных наименований юридических лиц, реквизиты лицензий, указываются лица, представляющие стороны и подписывающие договор, а также реквизиты доверенности, на основании которой они действуют);

- предмет договора (например, оказание конкретных услуг, входящих в тур);

- права и обязанности сторон;

- порядок платежей (позволяет регламентировать порядок исчисления, форму и сроки оплаты, установить сторону, несущую банковские издержки, предусмотреть штрафные санкции в случае несоблюдения условий договора какой-либо стороной, например, договорную неустойку или пени);

- условия страхования (включают условия туристской страховки, выбор страховой компании, услугами которой стороны будут пользоваться);

- ответственность сторон (в случае, если она не прописана в договоре, применяются нормы действующего законодательства);

- порядок рассмотрения споров (как правило, предусматривается досудебный претензионный порядок и арбитраж; могут привлекаться к разрешению споров третьи лица);

- порядок изменения и прекращения договора;

- формы и сроки предоставления отчета сторон;

- срок действия договора;

- реквизиты сторон, подписи и печати.

Если туроператор заключает договор с контрагентами, непосредственно предоставляющими услуги (например, с гостиницей), то в договор включаются также следующие положения:

- условия бронирования туристского обслуживания (информационное обеспечение, предоплата и т.д.);

- условия обслуживания (оплата обслуживания, предоставляемые льготы и скидки, виды питания и т.д.);

- документы обслуживания (оговариваются документы, на основании которых осуществляется бронирование, формы и содержание заявок на бронирование, извещений о направлении туристов, служебного ваучера и листа отметок о полученных услугах);

- условия аннуляции и изменений заказанного обслуживания (сроки и размер компенсации, уплачиваемой виновной стороной);

- ответственность за причинение ущерба (например, будет ли применяться Франкфуртская таблица штрафов или взаиморасчеты будут осуществлены по договоренности).

К любому договору обязательно прилагаются необходимые документы, которые составляют неотъемлемую часть контракта на период его действия.

Контрольные вопросы:

1. Какие субъекты выступают контрагентами туроператоров в процессе туристской деятельности?

2. Какие виды договоров наиболее характерны для туристской деятельности?

3. Какие правоотношения возникают между туроператором и непосредственными исполнителями туристских услуг?

4. В чем отличие между туроператором и турагентом?

5. Какие условия договора о реализации туристского продукта являются существенными?

6. Каковы основания изменения или расторжения договора о реализации турпродукта?

[1] Губенко Н., Писаревский Е. Туризм в России и за рубежом // Закон. Услуги: туризм. 2003. N 4. С. 3 - 8.

Наши рекомендации