Система показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и их комплексный анализ
Финансово-хозяйственную деятельность предприятий измеряют многочисленными экономическими показателями, которые представляют систему и классифицируются на следующие группы:
1. Стоимостные и натуральные. Стоимостные показатели наиболее распространенные в анализе хозяйственной деятельности организаций. Это обусловлено товарно-денежными отношениями и действием закона стоимости в условиях свободного рынка. Важными стоимостными показателями являются: стоимость валовой и товарной продукции, среднегодовая стоимость основных и оборотных средств, затраты на производство и реализацию товаров, величина прибыли. Стоимостные показатели широко применяют при оценке деловой активности организации, натуральные показатели используют преимущественно для количественной характеристики выпускаемых и продаваемых товаров. Применение натурального измерителя зависит от физических свойств продукции. Например, продукцию сельского хозяйства измеряют в центнерах и тоннах, продукцию промышленности и торговли — в единицах, штуках, квадратных метрах, декалитрах. В торговых организациях учет товаров в натуральном выражении необходим для оценки выполнения плана продаж, договоров-поставки, товарных запасов. В практической деятельности организаций выделяют и условно-натуральные показатели: зачетный вес реализуемой продукции и кормовая единица, рассчитываемые с учетом их качества; тонно-километры, человеко-часы и др.
2. Количественные и качественные. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин. Они могут быть как стоимостными, так и натуральными. Так, стоимость материальных затрат характеризует сумму денежных средств, направленных на приобретение требуемого количества запасов и затрат. Качественные показатели отражают уровень интенсивности использования ресурсов, величину показателя в расчете на единицу. Например, среднечасовая заработная плата работников, цена реализации, уровень полной себестоимости единицы продукции, рентабельность продаж, фондоотдача. При расчете коэффициента текущей ликвидности (качественного показателя, характеризующего ликвидность и платежеспособность организации) используют два количественных показателя: стоимость оборотных активов и сумму краткосрочных пассивов. Количественные показатели относят к экстенсивным, а качественные — к интенсивным факторам.
3. Факторные и результативные, характеризующие причинно-следственные связи. Факторные показатели — это те, которые воздействуют на результат, т.е. результативные показатели. Так, при анализе себестоимости товара уровни производственной и полной себестоимости являются результативными показателями, а сумма затрат на производство и реализацию продукции, количество выпущенного и проданного товара, их структура — факторными показателями. Однако при анализе прибыли от продажи себестоимость становится факторным показателем, влияющим на получение прибыли как финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.
4. Объемные и удельные. Объемные показатели характеризуют общую величину показателя, удельные — долю части величины показателя в общей его величине (структуру) или отношение одного показателя к другому. Часовая производительность труда относится к числу удельных показателей, так как находится путем деления стоимости валовой продукции на часовой фонд рабочего времени. К данной группе принадлежат показатели, отражающие долю затрат на материалы и (или) оплату труда в издержках производства; удельный вес активной (пассивной) части основных средств в общей их стоимости.
5. Абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных или натуральных измерителях. Относительные показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются они в процентах, коэффициентах или индексах. Анализ финансового состояния организации основан в основном на расчете относительных показателей, так как абсолютные показатели бухгалтерского баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид, однако их используют для оценки уровня выполнения финансового плана.
6. Общие и специфические. Общие показатели отражают результаты деятельности всех отраслей национальной экономики, специфические — только особенности отдельных отраслей. Например, в торговле и общественном питании используют такие показатели, как товарооборот, в том числе на 1 м2 торговой площади, на 1 м3 складской и холодильной емкости, качество обслуживания покупателей. Спецификой аграрной сферы экономики являются показатели: урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, поголовье скота и площадь угодий, затраты на корма и семена, содержание клейковины в зерне и т.д. При анализе деятельности строительных компаний оценивают объем и стоимость строительно-монтажных работ, себестоимость строительных работ, ввод в действие жилых и нежилых объектов. В жилищно-коммунальной сфере используют социально-нормативную жилую площадь, стоимость 1 ГКкал., 1 Квчас, уровень благоустройства, в том числе по отдельным видам услуг (водоснабжение, отопление и др.).
7. Обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Обобщающие показатели характеризуют результативность работы, их рассматривают как итоговый показатель. Частичные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений; вспомогательные используют в качестве дополнения для более полной характеристики объекта анализа. Например, производительность труда — обобщающий показатель, его частный показатель — трудоемкость единицы продукции, а косвенный — количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.
8. Нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные). Нормативные показатели строго установлены и их выполнение обязательно (расход сырья на единицу продукции, нормы естественной убыли, норматив коэффициента восстановления платежеспособности при оценке банкротства фирмы). Плановые показатели — это прогнозируемые данные на перспективу. Они отражены в плановой документации: бизнес-планах, сметах (бюджетах предприятия), планах-прогнозах. Аналитические показатели образуются в результате углубленного изучения экономических явлений. Например, в бухгалтерской отчетности не указана производительность труда, фондоотдача, материалоемкость производства, рентабельность. Однако это важные показатели для оценки экономической эффективности производства.
Методология комплексного анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия представляет систему использования комплексной методики экономического анализа и методов исследования эффективности работы конкретного предприятия. Методология анализа отдельных показателей финансово-хозяйственной деятельности более подробно изложена в разделе 2 данного учебного пособия.
Комплексная оценка деятельности фирмы проводится по группам показателей:
· показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов предприятия (фондоотдача, годовая производительность труда, материалоемкость, окупаемость затрат, рентабельность использования основных средств и трудовых ресурсов);
· показатели производства (производственная себестоимость и качество продукции, ритмичность производства, уровень загруженности оборудования, соответствие объемов производства спросу и выполнение «портфеля заказов»);
· показатели реализации (уровень товарности, цена реализации, прибыль от продажи, рентабельность продаж);
· показатели финансового состояния организации (ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности).
Комплексную оценку развития фирмы можно дать по показателям эффективности производства: уровень товарности, годовая (часовая) производительность труда, среднегодовая заработная плата работников предприятия (среднечасовая оплата труда), фондоотдача, материалоемкость, окупаемость затрат, прибыль от продаж, рентабельность производства и продаж. Если эффективность производства оценивают по товарным группам, то необходимо включить показатели: трудоемкость производства, уровень себестоимости, цену реализации, величину прибыли в расчете на единицу продукции и рентабельность производства по основным видам продукции.
Анализ эффективности производства всегда дополняют оценкой финансового состояния предприятия, с точки зрения влияния экономических показателей на финансовую устойчивость. Из множества финансовых показателей выделяют следующие коэффициенты: абсолютной ликвидности, критической оценки, текущей ликвидности, общей платежеспособности, финансовой устойчивости, соотношения кредиторской и дебиторской задолженностей, соотношения собственных и заемных средств, обеспеченности собственными оборотными средствами, период операционного и финансового циклов.
Необходимо учесть, что все показатели взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, нельзя определить объем и ассортимент производства, не зная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, материалами, уровень технологической системы, фактический объем продаж прошлого периода, спроса, конкуренции и пр.
Блок-схема взаимосвязи показателей финансово-хозяйственной деятельности организации выглядит следующим образом:
|
Рис. 5. Схема взаимосвязи показателей финансово-хозяйственной деятельности организации
Показатели рассчитывают за определенный период (не менее трех лет), устанавливают относительные и абсолютные изменения значений показателей. Анализ должен не только констатировать изменения показателей эффективности работы предприятия, но и указывать, что необходимо сделать для повышения уровня использования ресурсов, инвестиционной привлекательности и финансового состояния с последующей оценкой прогноза устойчивости экономического роста организации.