Характеристика торгово-технологического оборудования
Торговое оборудование делится на следующие виды: торговое немеханическое оборудование (торговая мебель), измерительное оборудование, контрольно-кассовое оборудование, холодильное оборудование, подъемно-транспортное оборудование, оборудование для фасовки и упаковки.
Мебель должна быть удобной и для покупателей, и для работников магазина.
Правильный подбор оборудования позволит:
- рационально организовать торгово-технологический процесс;
- механизировать тяжелые и трудоемкие операции;
- расширить ассортимент товаров;
- максимально использовать площадь и объем торговых и складских помещений;
- сократить товарные потери;
- внедрить прогрессивные формы продажи;
- повысить уровень торгового обслуживания, производительность труда работников торговли, эффективность работы торговых предприятий.
Оборудование подразделяют по признакам:
1. Функциональному назначению – для показа товаров, выкладки, транспортирования, временного хранения, для оказания дополнительных услуг.
2. Месту использования - в торговых залах магазинов, в помещениях для приема, хранения и для подготовки товаров к продаже, в подсобных помещениях.
3. Способу установки - пристенная (устанавливаемая по периметру торгового зала), островная (устанавливаемая в центре зала), навесная и встроенная.
4. Конструкции - неразборная, сборно-разборная, складная, разборно-складная, секционная, универсально-сборная.
5. Материалу изготовления - металлическая, деревянная, комбинированная, с использованием металла, дерева, стекла, пластмасс и других материалов.
Эксплуатационные требования:
- удобство для наглядной выкладки, демонстрации и выбора товаров покупателями;
- достаточная емкость;
- возможность оперативного пополнения запасов товаров;
- соответствие конструкции требованиям оптимального использования площади торгового зала;
- обеспечение сохранности товаров и возможность применения наиболее рациональных приемов их выкладки и размещения;
- достаточная прочность.
Санитарно-гигиенические требования. Конструкция мебели торговых предприятий не должна затруднять уборку помещений и самой мебели. Для отделки мебели должны применяться такие материалы, с которых легко удаляются загрязнения. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, острых углов, зазоров и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнений должны быть устроены козырьки, навесы, чехлы.
Руководитель предприятия обязан обеспечить разработку и проведение организационно-технических мероприятий по внедрению современной измерительной техники, контроль за постоянным содержанием в исправленном состоянии средств измерений и правильным их применением. За обмер, обвес, обсчет, пользование неисправными, непроверенными измерительными приборами виновные привлекаются к строгой ответственности вплоть до уголовной.
Оборудование в магазине:
1. Кассовый аппарат.
Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
2. Весы.
С помощью весов можно не только взвешивать товар, но и распечатывать этикетки с его характеристиками. Весы оснащены русифицированным LCD дисплеем, возможностью настройки формата этикетки, а также различными интерфейсами для подключения.
3. Холодильные оборудования.
Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли
Используют, для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению:
- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);
- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
Холодильные камеры имеют сборно-разборную конструкцию. Устанавливают их в складских помещениях магазинов и хранят в них продукты в течение 3-5 суток. Выпускают холодильные камеры двух типов: КХС (для охлажденных продуктов) и КХН (для замороженных продуктов) с охлаждаемым объемом 6, 12 и 18 м3. Некоторые холодильные камеры рассчитаны на хранение товаров в таре-оборудовании.
Холодильные шкафы устанавливают на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух типов: ШХ (среднетемпературные) и ШН (низкотемпературные). Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную холодопроизводительность машин и различное количество дверей. Для укладки товаров служат съемные решетчатые полки. Машинное отделение занимает верхнюю часть шкафа. В охлаждаемых шкафах поддерживается температура от 0 до 8°С, в низкотемпературных - до -18°С.
Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах. Бывают среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХН).
Морозильные лари являются оборудованием, совмещающим в себе функции длительного хранения и демонстрации замороженных продуктов. То есть эти устройства идеально подходят для хранения, экспонирования и рекламы замороженной продукции.
Холодильные горки– торговое холодильное оборудование, предназначенное для непродолжительного хранения и демонстрации продуктов питания.
Виды холодильных горок
· Торговые горки
· Холодильные горки с выносными агрегатами
· Молочные холодильные горки
· Мясные холодильные горки
· Фруктовые холодильные горки
Холодильные горки отличаются от всего остального холодильного оборудования, так как они имеют наибольший рабочий объем и выставочную площадь, но при этом занимают небольшую часть торгового зала. А благодаря вертикальному типу выкладки дают наибольший обзор продукции и широкий ассортимент.
4. Торговые стеллажи
Торговые стеллажи - верные спутники любого современного магазина. Они отвечают за множество важных аспектов торговой деятельности: обеспечивают удобный доступ к товарам, позволяют аккуратно и компактно содержать большое количество продукции, с их помощью удобно зонировать пространство. Это универсальное оборудование для хранения и демонстрации как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
При планировании торгового зала очень важно правильно подобрать стеллажи.
5. Кассовые боксы с транспортером
Наиболее востребованы современной торговлей. Их можно увидеть в любом среднем или крупном магазине самообслуживания. Они значительно упрощают работу продавцам, благодаря своим функциональным возможностям. В конструкции таких кассовых боксов предусмотрен специальный механизм (транспортер) для перемещения товаров ближе к кассе.
6. Покупательские тележки и корзины – один из самых главных и неотъемлемых атрибутов любого супер- и гипермаркета. Это необходимо для того, чтобы покупатель сам рассчитывал, что ему выбрать, исходя из планируемого объема покупок.