Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными (региональными, муниципальными) программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, постановлением администрации Липецкой области от 23 августа 2012 г. № 345 утверждена областная целевая программа «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2013—2020 годы». Постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП утверждена Государственная программа г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012—2016 годы», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2012—2016 годы».
В силу ст. 14 Закона о МСП основными принципами поддержки являются:
1) заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
3) равный доступ субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
5) открытость процедур оказания поддержки.
Закон о защите конкуренции содержит специальные правила оказания поддержки субъектам МСП. Эти правила касаются, в частности, особенностей заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, предоставления государственных и муниципальных преференций. Понятие государственных и муниципальных преференций закреплено в ст. 4 Закона о защите конкуренции.
Государственные или муниципальные преференции — предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с правовой позицией, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. № 4290/12[221], к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства. Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке.
Важно отметить, что в исключение из общего правила в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов МСП, предоставление государственной и муниципальной преференции осуществляется без предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ст. 19 Закона о защите конкуренции).
Согласно принципиальному положению Закона о МСП поддержка может быть реализована в заявительном порядке. При обращении субъектов МСП за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям отнесения к субъектам данной категории и условиям, предусмотренным программами развития субъектов МСП.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки. Положение о ведении реестров утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358[222].
В соответствии с Законом о МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:
1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.
Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными либо муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства или представлены недостоверные сведения и документы;
2) не выполнены условия оказания поддержки;
3) ранее в отношении заявителя — субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки, и сроки ее оказания не истекли;
4) с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Важнейшим направлением государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляющей собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных (региональных, муниципальных) программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки.
Согласно Закону о МСП инфраструктура поддержки субъектов МСП включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ, микрофинансовые организации[223] и иные организации.
Законом о МСП установлено, что поддержка субъектов МСП включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. Меры поддержки определены Законом о МСП (ст. 17—25) и детализированы в подзаконных нормативных правовых актах[224].
Государственная поддержка малому и среднему предпринимательству и условия ее предоставления предусмотрены также законодательством субъектов РФ. Так, в г. Москве правовой режим малого и среднего бизнеса установлен Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП утверждены Положение о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы и Регламент его ведения[225].
Отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики города Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru).
В Москве путем объединения большого числа структур поддержки создано государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru), и функционируют его подразделения в административных округах. Бесплатное и льготное бизнес-обучение кадров для малого и среднего бизнеса Москвы организует Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (http://www.mfpk.ru), входящий в инфраструктуру организаций малого бизнеса Москвы. Учреждена некоммерческая организация — Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, также входящая в инфраструктуру малого бизнеса Москвы (http://fs-credit.mbm.ru). В целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Москве создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие субъекта МСП.
2. Каковы особенности нормативного правового регулирования деятельности малых и средних предприятий?
3. Что понимается под инфраструктурой поддержки МСП?
4. Каковы основные правила оказания государственной поддержки субъектам МСП?
Литература
1. Гусева Т. А., Гришина К. В., Леташова И. С. Руководство по организации малого и среднего бизнеса: правовые аспекты. М., Деловой двор, 2010.
2. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И. В. Ершова, Л. В. Андреева, А. Г. Бобкова [и др.] / отв. ред. И. В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014.