Сущность, задачи и цели коммерческой деятельности в розничной торговле. Основные направления организации и развития коммерческой деятельности в современных условиях
Коммерческая деятельность в розничной торговле – это вид системной деятельности на розничном рынке, связанный с созданием и реализацией ассортимента товаров, отвечающего требованиям конкретных групп покупателей и обеспечивающего высокий конкурентный статус предприятия.
Основной целью коммерческой деятельности в розничной торговле является удовлетворение потребительского спроса на товары в соответствии со спросом обслуживаемого сегмента потребителей. Спрос– это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Основными задачами коммерческой деятельности в розничной торговле являются:
- изучение потребительского спроса и удовлетворение потребностей населения в товарах;
- организация процессов закупки и доставки товаров;
- формирование ассортимента товаров в соответствии с потребностями потребителей и целями предприятия;
- поддержание равновесия между спросом и предложением;
- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
- обеспечение торгового процесса материальными и трудовыми ресурсами;
- воздействие на производителей с целью расширения ассортимента и повышения качества поставляемых товаров, увеличения объемов производства.
Исходя из задач, коммерческая работа в розничной торговле должна рассматриваться как система, основной целью функционирования является удовлетворение спроса потребителей и достижение целей торгового предприятия. Основными элементами системы управления коммерческой деятельностью розничных торговых предприятий является следующее:
1. Информационное обеспечение коммерческой деятельности на основе комплексного исследования рынка (спрос, предложение, конъюнктура рынка, потребности потребителей, конкуренты, поставщики, оценка потенциала торгового предприятия).
2. Установление хозяйственных связей с поставщиками товаров (выбор каналов продвижения товаров, оценка и выбор поставщиков, установление договорных отношений с поставщиками, контроль исполнения договоров).
3. Формирование и управление ассортиментом товаров (разработка ассортиментной политики, формирование оптимального и рационального ассортимента, контроль за состоянием ассортимента, систематический анализ показателей ассортимента, управление товарными запасами).
4. Организация процесса продажи товаров и ее стимулирование (выбор формы и методов розничной продажи товаров с учетом конъюнктуры рынка, разработка методов стимулирования сбыта, разработка и внедрение стандартов торгового обслуживания, мерчандайзинг и формирование имиджа торгового предприятия).
5. Рекламно-информационная работа (составление бюджета рекламы, организация рекламной кампании и рекламных мероприятий, оценка эффективности рекламных мероприятий).
6. Предоставление комплекса услуг и сервисное обслуживание покупателей (выбор спектра торговых услуг, организация и поддержание высокого уровня торгового обслуживания покупателей, организация дополнительных услуг).
7. Разработка стратегии коммерческой деятельности (оценка потенциала торгового предприятия, определение миссии, целей и задач, формализация стратегии, ее внедрение и корректировка). Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом факторов и изменений, происходящих в экономике, а также в соответствии с изменяющимися запросами и требования потребителей.
Часть 2
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Возросла роль коммерческих служб предприятий, на деятельность которых в настоящее время оказывают влияние различные факторы. Таким образом, целесообразно рассмотреть современные тенденции в коммерческой деятельности. Согласно результатам анализа развития розничной торговли в Российской Федерации можно выделить основные проблемы, характерные для современного этапа развития отрасли страны:
– недостаточная эффективность государственного регулирования;
– недостаточный уровень развития инфраструктуры;
– низкая привлекательность отдельных территорий;
– дефицит кадров;
– проблемы развития малого бизнеса в торговле.
Из анализа текущего состояния сектора розничной торговли в Российской Федерации можно заключить, что, несмотря на наличие проблем, существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса.
Таким образом, реальными направлениями отечественной розничной торговли сегодня становятся:
– формирование крупных торговых сетей;
– универсализация продовольственной торговли;
– развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
– создание «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
– выделение специальных зон для уличных ярмарок;
– формирование автономных зон обслуживания вдоль автомагистралей.