Состояние и анализ коммерческой деятельности по организации розничной продаже в Березовском райпо.

Содержание и проблемы коммерческой деятельности по организации розничных продаж , в условиях рынка

Содержание коммерческой деятельности в розничной торговле.
Переход к рыночным отношениям предполагает эффективное использование всеми хозяйствующим субъектам предоставленной им экономической свободы.
Это особенно важно для торговых организаций и предприятий всех форм собственности и организационно – правовых форм хозяйствования.
В последнее время мнение экономистов бывших советских государств все больше приближаются к мнению экономистов стран с развитыми рыночными отношениями, в том что, коммерческая деятельность – это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Следовательно, коммерческую деятельность нужно различать в широком и узком смысле. В широком смысле коммерческая деятельность любого предприятия, направленная на получение максимальной прибыли.
И хотя потребительское кооперация, согласно законодательству, является некоммерческими организациями, получение прибыли – важное условие выполнения главной уставной задачей удовлетворения спроса обслуживаемого населения. Только, реализовав товар, который будет соответствовать спросу потребителей по всем параметрам, предприятие сможем получить прибыль.
И наоборот, только при наличии достаточных средств предприятие сможет обеспечить закупку необходимых товаров. А для того, чтобы реализовать товар, соответствующий спросу, нужно сначала этот спрос изучить, товар найти, выгодно купить, с минимальными расходами доставить и реализовать. С приходом к рынку коммерческая деятельность приобретает все большее значение. Они являются переменным условием эффективности работы и развития розничного торгового предприятия. Розничному рынку присуще обращение товаров, в процессе которого они доводятся до потребителя. Торговля выступает в роли посредника между производителем и потребителям продукции при постоянно изменяющихся условиях потребительского рынка. С переходом к рынку роль торговли исключительно возрастает. Она должна способствовать росту выпуска конкурентоспособной продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов, свойственных рынку. Для выполнения этих задач торговым предприятием необходимо постоянно расширять спектр выполняемых функций, базирующихся на рынке. Проблемы организации коммерческой деятельности в розничной торговле. Розничная торговля потребительской кооперации в настоящее время, как и вся экономика республики подвержена влиянию тех же негативных процессов, как и другие отрасли народного хозяйства. Продолжают снижаться темпы роста товарооборота, ухудшается структура потребления населения, наблюдаются заметные различия в товарообороте на душу населения по регионам, снижается эффективность торговли, характерна нестабильная кадровая ситуация, объемы капитальных вложений в отрасль сведены к минимуму, ощущается острый недостаток кредитных ресурсов, наблюдается падение физического объема товарооборота.
Торговля сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.На потребительском рынке страны за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 2015 году, в последующее время значительно укрепилась. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.
Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения.
В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения соответствия оказываемых услуг в розничной торговле обязательным требованиям Закона «О защите прав потребителей», нормативно-правовым актам, регулирующим розничную куплю-продажу.Основной целью сертификации является приведение деятельности каждого конкретного торгового предприятия в соответствии с действующими нормативами и правилами.

Проблемы и пути их решения

1. Низкий уровень культуры рыночных отношений Создание цивилизованных предприятий обеспечивающих эффективную розничную торговлю, хранение и продвижение товары с минимальными затратами

2. Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования розничной торговли
3. Незначительный уровень развития инфраструктуры розничной торговли Развитие структурных организационных форм управления функционирования инфраструктуры Основные проблемы коммерческой деятельности в настоящее время можно охарактеризовать следующим образ
Усиление нерационального характера потребления и розничного товарооборота.
В структуре розничных продаж ежегодно увеличивается доля
продовольственных товаров, которая достигла в 2015 г. 66 %. В развитых в экономическом отношении странах этот показатель равен 15-20 %. Эта проблема может быть решена только в результате принятия мер по повышению уровня жизни населения, его покупательной способности.Образование множества торгующих структур на потребительском рынке.В целом по республике из 34 тысяч магазинов и предприятий общественного питания 2,5 тысячи находятся в ведении местных ор-ганов государственного управления (исполкомов), 17,8 тысяч входят в структуру Белкоопсоюза, 4,3 тысячи - Министерства обороны, 1,2 ты-сячи - Минсельхозпрода, почти 700 - Белорусской железной дороги, 650 - Минпрома и др. Торговую сеть имеют 57 министерств, ведомств, концернов и других организаций. В этой связи чрезвычайно актуальной является проблема оптимального сочетания централизации и децентрализации управления торговой сферой.Урегулирование экономико-правовых взаимоотношений торговли и промышленности.Неурегулированность торгово-промышленных связей прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно- договорной дисциплины приводит к значительным экономическим и социальным издержкам. Это неупорядоченность и хаотичный ха-рактер формирования товарного предложения, низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, "вымывание" из торгового и производственного ассортимента дешевых и нужных большинству населения товаров.Политика формирования и размещения розничной торговой сети.
На начало 2015 г. обеспеченность торговыми площадями составляла в расчете на 1 жителя по городам - 0,260 кв.м., по сельской местности - 0,283 кв.м. Для сравнения в развитых странах этот показатель составляет от 1,5 до 2кв.м.на одного жителя. Развитие республиканской розничной торговой сети должно происходить на основе программ ее модернизации, соответствующей нормативной базы, а также мирового опыта. Деятельность органов государственного управления сегодня должна быть нацелена не столько на расширение торговых площадей (кроме новых жилых районов), сколько на упорядочение системы специализации и типизации, соблюдение ассортимента социально приоритетных товаров, обновление нормативного хозяйства в торговле, а также развитие ее мобильных форм. Особенно актуальна задача развития мобильных форм торговли для сельской местности. Процессы демографического старения населения, последствия Чернобыльской катастрофы, ограниченные ресурсные возможности кооперативной торговли требуют разработки соответствующей концепции развития розничной торговой сети на селе и сельского сектора потребительского рынка в целом.
Рассмотрим проблемы кооперативной торговли возникающие в процессе обслуживания сельского населения республики.Кооперативная торговля, являясь составной частью торговли республики, занимает определенное место в системе товарного обращения, как по масштабам своей деятельности, так и по той роли, которую она играет в решении сложных задач, связанных со стабилизацией потребительского рынка и улучшением торгового обслуживания сельского населения. В настоящее время она обслуживает 3502,4 тыс. человек, или 35 % населения республики, главным образом – сельского. Однако доля населения, обслуживаемая кооперативными торговыми предприятиями, по областям сильно варьирует. Наименьшая доля обслуживаемого населения в Гомельском ОПС (34,6%). Это было обусловлено переселением сельских жителей из загрязненных радиацией районов. Наиболее интенсивно был отток жителей из Брагинского, Ветковского, Кормянского, Наровлянского, Хойникского районов области. Только за 2013-2015 гг. общее количество жителей в них сократилось на 25-55 %. В результате внутренней миграции увеличилось число жителей Брестской, Витебской и Минской областей. Доля населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, в этих областях выше общереспубликанского уровня: в Минском ОПС – 52 %, Брестском – 49,3% и Витебском ОПС–41,8%На развитие торговой деятельности потребительской кооперации существенное влияние оказывают процессы, происходящие в экономике республики. Разрыв налаженных хозяйственных связей, развитие конкурентной среды, инфляционные процессы, жесткая налоговая и кредитная политика негативно повлияли на деятельность кооперативных торговых предприятий и системы в целом.
Однако в последнее время объективным фактором, который стал существенно влиять на деятельность потребительской кооперации, стал демографический.
Прежде всего, следует отметить, что произошло общее сокращение численности обслуживаемого населения на 800 тыс. человек, или на 16,7 %. Среди обслуживаемого сельского населения 33,5 % составляют пенсионеры, в то время как в целом по республике их доля составляет 16,1 %.Произошло снижение реальных доходов сельского населения. Если в 1990 году разница в среднемесячной заработной плате рабочих и служащих и работников сельского хозяйства составляла 11 %, то сейчас она достигла 55 %.Все это привело к ухудшению экономических показателей деятельности кооперативной торговли, ослаблению её конкурентных позиций на потребительском рынке республики. Снижение физического объема товарооборота привело к существенному сокращению доли потребительской кооперации в розничном товарообороте республики с 33,2 % в 2014 году до 11,3 % в 2015 году. Еще большим стал разрыв между среднедушевым товарооборотом в целом по республике и по системе потребительской кооперации. Если в 2014 году уровень средне-душевого товарооборота по системе потребительской кооперации со-ставил 83 % от среднедушевого оборота по республике, то в 2015 году – 34,6 %.
Снижение покупательской способности обслуживаемого населения привело к переключению спроса на продукты питания. Это в свою очередь привело к увеличению доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота кооперативной торговли: с 51,6 % в 2014 году до 80 % в 2015 году (для сравнения в целом по республике эти цифры составили 44,9 % и 60,7 %). Такие явления в развитии розничного товарооборота негативно отразились на финансовом состоянии торговой деятельности. За 2001 год убытки по торговле составили 10648тыс.руб.
Таким образом, современная демографическая ситуация в значительной мере определяет возможности и направления развития торговли, в том числе и кооперативной. Прежде всего, тенденции демографического развития необходимо учитывать при планировании развития розничной торговой сети, а также при прогнозировании розничного товарооборота и его ассортиментной структуры. Зона деятельности кооперативной торговли характеризуется наличием большого числа населенных пунктов, измельченностью и сосредоточенностью розничных торговых предприятий в силу сложившейся системы расселения сельского населения. Вместе с тем, основное требование, предъявляемое к торговому обслуживанию сельского населения, - это доведение товаров до каждого населенного пункта, каждой семьи, каждого покупателя. Преодолению противоречия между необходимостью сосредоточения материально технической базы в населенных пунктах с наибольшей плотностью и обеспечением доступности этих предприятий способствует создание на территории каждого сельского административного района комплексной системы торгового обслуживания.В сельской местности предусматривается сохранить существующую торговую сеть, совершенствовать работу торговых центров, рас-ширить сеть минимаркетов, специализированных магазинов. Актуальной остается задача организации торгового обслуживания жителей малых населенных пунктов. Обслуживание жителей данных поселений, в которых отсутствует стационарная торговая сеть (а это около 14 тысяч населенных пунктов с числом жителей 425 тыс.чел.), осуществляют передвижная торговля (417 автомагазинов) и 433 лавки на дому. Проводимая ассортиментная политика в кооперативной торговле предусматривает создание устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса с одновременным сосредоточением торговли товарами сложного ассортимента в домах торговли, универмагах и специализированных магазинах.Она направлена на удовлетворение спроса обслуживаемого населения с разными уровнями доходов
Выход из сложной социально-демографической и экономической ситуации на селе видится в организации менее издержкоемких форм обслуживания населения (передвижная торговля, предварительные заказы, организованные закупки и др.). Культура торгового обслуживания.Здесь следует отметить, что темпы роста товарооборота магазинов самообслуживания в 2-3 раза выше, чем в среднем по торговым организациям. Вместе с тем удельный вес магазинов самообслуживания в общем их количестве уменьшился с 79,9 % в 1990 г. до 39,4 % в 2000 г.Требует расширения и практика торговли в кредит, использование всех форм взаимодействия с банковскими учреждениями по предоставлению населению потребительского кредита. Назрела также необходимость увеличения объемов комиссионной торговли, расширения сети магазинов и отделов продаж товаров по сниженным ценам.Концепция "удобных магазинов" предполагает пересмотр графи-ков работы предприятий, приспособления их к потребностям покупателей.Ухудшающееся финансовое положение торговли.Угроза финансовой несостоятельности торговой отрасли кроется в недостатке оборотных средств, особенно собственных; их постоянном обесценивании; высоких кредитных ставках за пользование заемными средствами; несовершенстве механизма ценообразования и налогообло-жения. Так в 2003 году системой потребительской кооперации уплачено банкам более 30 млрд. рублей процентов по кредитам.
По состоянию на 1.01.2015 года общий кредитный портфель организаций потребительской кооперации составил 122,4 млрд. рублей, в том числе вексельных кредитов на сумму 24,6 млрд.руб. или 20,1 %. Существенный резерв увеличения собственных оборотных средств торговых предприятий потребительской кооперации заключается в своевременной распродаже товаров с замедленной оборачиваемостью, в том числе и путем их уценки, сокращении такой формы взаимоотношений с товаропроизводителями, как предоплата.
Наращивание физических объемов товарооборота должно быть приоритетным направлением в достижении финансового благополучия торговли по сравнению с мерами государственного вмешательства административного,характера.
Увеличение в розничном товарообороте доли неорганизованного рынка
В органах управления торговлей это рассматривается как серьезная помеха развитию товарооборота официально учитываемой розничной торговли. Под неорганизованными формами торговли понимается деятельность частных торговых структур и индивидуальных предпринимателей (продажа через киоски, на продовольственных и вещевых рынках и др.). Хотя эти структуры регистрируются, лицензируются реализуемая продукция контролируется и результаты их деятельности облагаются налогами, все-таки данный сектор торговли с большой до-лей условности можно отнести к неорганизованному, т.е. неконтролируемому соответствующими государственными институтами. Наиболее высокий удельный вес продаж через рынки муки, растительного масла, рыбы, крупы, макаронных изделий, сигарет, кофе, чая, сахара и ряда других товаров. По оценкам Министерства торговли, на рынках население приобретает до 80 % меховых изделий, до 30 % одежды, белья, трикотажных изделий, галантереи и моющих средств, до 20 % телеради товаров. Главное преимущество малых форм торговли - более низкие цены по сравнению с большими и средними стационарными предприятиями. В некоторых случаях разница в цене достигает 20- 50 %.

Состояние и анализ коммерческой деятельности по организации розничной продаже в Березовском райпо.

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торговой организации и района ее деятельности.

Краткие сведения о предприятии , настоящее время в состав Березовского райпо входит правление райпо и производственное унитарное предприятие «Комбинат кооперативной промышленности». Правление осуществляет деятельность по следующим отраслям: торговля, общественное питание, заготовки, транспорт, рынки, строительство, обслуживание холодильных установок и пожарно-охранной сигнализации. Торговля - основная отрасль потребительской кооперации района. Торговое обслуживание населения осуществляют 121 предприятие розничной торговли, из которых 82 находится в сельской местности, и 5 автомагазинами. Потребительская кооперация района обслуживает 63,7 тыс.жителей, из них сельского населения - 21,8 тысяч человек. Пайщиками являются 28, 9% от числа жителей района - более 15 тысяч человек. Численность работающих в системе потребкооперации райпо – 1078 человек.
Председатели правления райпотребсоюза (райпо): ( по 1961г.г.), Барбаченко Е.Е.(1961 - 1963г.г.), Блохин А.В.(1963 -1965г.г.), Молчанов В.И.(1965 - 1974г.г.), Кулинич М.И.(1975 - 1986 г.г.), Деркач Л.Н.(1986 - 1995 г.г.), Кузьминчук М.Х.(1995 - 2009г.г.), Марчук А.Н.(2009 - 2012 г.г.), Терех В.В.(2013г.). , С марта 2014 г. по настоящее время - Жук Наталья Михайловна. Березовский райпотребсоюз образован в ноябре 1939 года. Возобновил работу в 1944 году. В состав райпотребсоюза входили Березовское горпо, Песковское и Сигневичское сельпо. В составе горпо была столовая, штат работников 9 человек: повар, конюх, сторож, 2 официанта, помощник повара, рабочая, доярка, кладовщик.В сентябре в штат добавили 2 единицы продавцов. С 1948 года Березовское горпо преобразовано в Березовское сельпо - присоединили сельские магазины и хлебопекарню. В 1944 году действовала хлебопекарня, с 1945 года – база, райзаготконтора, с 1947 года – колбасный цех, подсобное хозяйство. В июне 1947 года – образовано Блуденское (Первомайское) сельпо. В 1965 году введена в строй Белоозерская хлебопекарня. В июне 1968 года образовано Малечское сельпо. В декабре 1995 года Березовский райпотребсоюз преобразован в Березовское районное потребительское общество.Общепит в Березовском райпо находится в не лучшем состояния из за уменьшения прибыли. Главным фактором спада прибыли в Райпо стало уменьшение зарплат в городе и регионе что следовательно привило к снижению прибыли .

В дальнейшем развитие Райпо может ожидать трудности . Для того что бы не допустить упадка следует предпринять следующие меры :

-наладить более лучшие отношение с поставщиками или найти новых

для получения товара по более низким цена;

-рассмотреть более подробно конъектуру рынка ;

-уменьшать расходы связные с доставкой товара на скалы и точки райпо ;

-нахождение новых рынков сбыта продукции и товара

Следует сказать что и потенциал у Березовского райпо тоже есть из-за географического расположение есть возможность есть возможности по сбыту товаров различные регионы страны , а так же можно отмети из- за нахождение в городе Березе заводов по производству молочно кислой продукции и мясной , можно наладить более тесное сотрудничав .

Таблица 1-Качественный состав работников аппарата управления Березовского райпо за 2014-2015 гг.

Показатели 2014 г 2015г 2015 к 2014 г Отклонение по удельному весу 2015 от 2014г
Количество Удельный вес % Количество Удельный вес% Темп роста% Отклонение по численности
Среднесписочная численность работников аппарата управления всего 9.46 11.36 1.9
В том числе имеющих: Высшее образование 7.48 7.48
Среднее специальное образование 2.17 3.69 182.48 1.79
Среднее образование 0,19 0,19

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных

Среднесписочная численность работников составляет 1056 работников (человек)

100/1056*100=9.46% удельный вес среднесписочная численность работников аппарата управления всего.

Темп рост Среднесписочная численность работников аппарата управления всего 120/100*100=120%

Отклонение : 120-100=20 человека

Отклонение по удельному весу : 11.36-9.46=1.9%

Остальные расчеты по аналогии.

Из данной таблицы можно сделать вывод что уровень профессионализма и образованности в аппарата управление c 2014г по 2015 г возрос.Рост наблюдается по увеличению численности работников с средним специальным образование.

Таблица 2-Доля рынка,занимаемогоБерезовского райпо в обще объёме розничного товарооборота района за 2013 – 2015 г

Показатель 2013г 2014г 2015г Отклонение
2014г к 2013г 2015г к 2014г
Общий объём розничного товарооборота всех торгующих систем района млн .р
Розничный товарооборот пищевых товаров млн.р
Удельный вес розничного товарооборота пищевых товаров % 80,82 83,14 2,82 2,32

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных

Рассчитаем удельный вес товаров отечественного производства к общему товарообороту : (224741/238745)*100%=94.13%

Рассчитаем отклонение 2013г к 2014г : 273148-238745=34403 млн.р Остальные расчеты по аналогии .

Из данной таблицы можно сделать вывод что не смотря на увеличение розничного товарооборота в 2014г на 34403 млн.р и в 2015г к 2014г 26801млн.р , том числе товаров отечественного 2014г к 2013г 29962 млн.р, в 2015г к 2014г 21384 млн.р , удельный вес товаров отечественного производства падает . Следует увеличения доли товаров отечественного производства .

Так же стоит обратить внимание на изменение структуры розничного товарооборота сети за 2013-2015 г

Таблица 3 - Структура розничной торговой сети Березовского райпо за 2013-2015 г

Показатели Количество единиц Торговая площадь м2 Отклонение 2015 от 2014г
2013г 2014г 2015г 2013г 2014г 2015г По количеству По площади м2
Всего розничных торговых объектов -2
Стационарные торговые объекты -2
Не стационарные торговые объяты в том числе : палатки , киоски, автомагазины
Удельный вес магазинов в общем количестве розничных торговых объектов % 94,02 93,79 93,70 99,81 99,81 - -

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных

Расчетам удельный вес магазинов в общем количестве розничных торговых объектов: (126/134)*100%=94.02% Остальные расчеты по аналогии. Расчетам отклонение по количеству торговых объектов 2015 от 2014г : 127-129=-2. Остальные расчеты по аналогии. Из данной таблицы можно сделать вывод что измените в Березовском райпо за период с 2013-2015 не существенны и сильно не влияют на изменения товарооборота.

Таблица 4- Динамика основных экономических показателей торговой деятельности Березовского райпо за 2013-2015г

Показатели 2013г 2014г 2015г Отклонение (+/-) 2014гк 2013г Отклонение (+/-) 2015гк 2014г
Розничный товарооборот, млн.р
Товарные запасы на конец года млн.р
Валовая прибыль: в сумме, млн.р
в процентах к товарообороту 16,69 16,97 16,38 0,28 -0,59
Расходы на реализацию товаров : в сумме, млн.р
В процентах к товарообороту 14,79 14,67 14,94 -0,12 0,27
Прибыль от реализации товаров : в сумме , млн.р -625
В процентах к товарообороту 0,37 0,09 0,35 -0,28 0,26
Среднесписочная численность работников торговли, чел - -5

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных.

Рассчитаем отклонение по розничному товарообороту 2014г к 2013г 273148-238745=34403 млн.р .Рассчитаем валовую прибыль в процентах к товарообороту (39869/238745)*100=16,69% . Остальные расчеты проводятся аналогично. Вывод следует отметит что 2015г наблюдается рост прибыли по отношению к 2014г на 812млн.р , а так же стоит отметить что не смотря на рост расходов на реализацию товара ,по сделанным расчетам , можно сделать вывод что расходу по немного уменьшаются.

Наши рекомендации