Налог уплачивается с совокупного дохода, получаемого физическим лицом в течение финансового или календарного года.
Подоходный налог взимается во всех странах. Отличия в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых элементов налога.
Налогооблагаемая база складывается из различных видов доходов физических лиц. Традиционно ее составляют заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и доходы, получаемые от использования недвижимой собственности. При этом в государствах - членах ЕС существует немало различий, связанных с определением других видов доходов, подлежащих налогообложению. Например, в Дании и Испании в налогооблагаемую базу включаются взносы по страхованию жизни. В Финляндии, в отличие от большинства государств, доходы от дивидендов, процентов по вкладам в банках и по государственным ценным бумагам при определении налогооблагаемой базы не учитываются. В Бельгии, Люксембурге, Голландии, Франции, Великобритании, Швеции и Финляндии выплаты по болезни облагаются налогом, а в Германии, Ирландии, Португалии и Испании - не облагаются. В Великобритании, Люксембурге и Финляндии пособия по безработице учитываются в налогооблагаемой базе, а в Ирландии, Австрии, Португалии и Испании - нет. Во многих государствах алименты на содержание детей включаются в налогооблагаемый доход, а законодательство ФРГ и Австрии этого не предусматривает. Таким образом, практически в каждом государстве определение налогооблагаемой базы имеет свои особенности, отражающие подход законодателя к проводимой социально-экономической политике.
Субъектами налогообложения являются физические лица. Если физическое лицо состоит в браке, то возможны два подхода к налогообложению семьи: совокупное налогообложение, при котором налог удерживается с объединенного дохода супругов, и раздельное налогообложение. Например, в Германии и Ирландии супруги вправе самостоятельно определить схему, по которой они будут уплачивать подоходный налог. В Великобритании "совокупный доход" применяется как общее правило, но при этом супруги могут воспользоваться и индивидуальным (раздельным) налоговым обложением.
Во многих европейских странах предпочтение отдается индивидуальному подходу к налогообложению членов семьи (Швеция, Дания, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Италия, Греция).
Ставки подоходного налога построены, как правило, по сложной прогрессии, однако в ряде государств он взимается на основе принципа пропорциональности. Величина налоговой ставки колеблется от 0,1 до 33% и меняется с учетом налоговых скидок, предоставляемых налогоплательщикам. В зависимости от семейного положения налогоплательщика ставки налога дифференцируются. Например, в Великобритании с учетом основных нестандартных налоговых скидок (расходов, связанных с работой, процентов, выплачиваемых за кредит на покупку дома, и т.д.) для одинокого налогоплательщика ставка подоходного налога почти на 3% выше, чем для супружеской пары. В Италии с учетом основных нестандартных налоговых скидок (процентных выплат, взносов на страхование жизни и медицинских расходов) ставка для одинокого налогоплательщика выше на 2 - 2,5%. Во Франции, с учетом процентов по займам, благотворительных взносов и расходов, связанных с содержанием долга, - на 7%. В Швеции с учетом основных нестандартных налоговых скидок (расходов, связанных с работой, процентов по займам, взносов на пенсионное обеспечение и на страхование жизни) - на 8%. Таким образом, во всех европейских странах ставка подоходного налога для одиноких налогоплательщиков выше, чем для супружеских пар.
Порядок уплаты подоходного налога определяется двумя основными способами: декларационным и безналичным.
Декларационный способ уплаты налога представляет собой направление в налоговые органы декларации о доходах, полученных за истекший финансовый (налоговый) год. Декларацию заполняют наемные работники, получающие доходы сверх заработной платы, и физические лица, не занимающиеся наемным трудом, а получающие доход из иных источников.
Безналичный способ уплаты налога представляет собой удержание бухгалтерией предприятия (организации) части выплачиваемого дохода. Доход может быть в форме заработной платы, дивидендов, процентов по вкладам, выплат по авторским правам и т.д. При безналичной форме уплаты подоходного налога, иногда называемой "удержанием у источника", в налоговые правоотношения вступают три субъекта: налоговые органы, налогоплательщик и специальный посредник, функции которого может выполнять либо предприятие (организация), удерживающее налоги с заработной платы, либо банк, удерживающий налоги с процентов по вкладам, либо инвестиционная компания, удерживающая налоги с выплачиваемых дивидендов.
В большинстве государств - членов ЕС налог с доходов наемных работников взимается работодателями (через бухгалтерию). Исключение составляет Франция, где наемные работники уплачивают подоходный налог с заработной платы самостоятельно.
Сроки уплаты налога устанавливаются в зависимости от способа его уплаты. Декларации о доходах за прошедший год подаются в финансовые органы в начале каждого налогового года, а налоги безналичным способом уплачиваются ежемесячно (при получении заработной платы) или по факту получения дивидендов и других выплат по иным источникам доходов.
Налоговые льготы, несмотря на факультативность, занимают важнейшее место в структуре налога, поэтому без их рассмотрения определить реальное налоговое бремя невозможно. Законодательство зарубежных стран предусматривает налоговые льготы с учетом возраста, семейного положения, профессиональной деятельности и целей расходов, производимых налогоплательщиком.
Наиболее распространенный вид налоговых льгот составляют налоговые скидки, которые подразделяются на стандартные и нестандартные <1>.
--------------------------------
<1> Стандартные налоговые скидки - это налоговые льготы (скидки), величина которых не обусловлена фактическими расходами налогоплательщика. Нестандартные налоговые скидки - это налоговые льготы (скидки), величина которых зависит от суммы фактически произведенных налогоплательщиком расходов.
К стандартным скидкам относятся: необлагаемый минимум, "семейные скидки", "скидки на иждивенцев", обложение по нулевой ставке и налоговый кредит. При этом следует иметь в виду, что в одних и тех же государствах могут применяться одновременно различные формы налоговых льгот. Например, необлагаемый минимум, означающий освобождение от уплаты налогов минимальных доходов в размере, определяемом законом, предоставляется всем налогоплательщикам независимо от их семейного положения или наличия иждивенцев. Этот вид налоговых льгот предусматривается законодательством всех государств - членов ЕС.
Семейные скидки предоставляются налогоплательщикам в зависимости от их семейного статуса. При этом используются различные схемы налогообложения. Например, в Португалии доходы членов семьи облагаются налогом по разным шкалам, в Германии и Ирландии используется система разделения доходов, при которой доход супругов делится поровну и в отношении его предусмотрена соответствующая налоговая ставка, позволяющая снизить налоговое бремя.
Скидки на иждивенцев представляют собой льготы налогоплательщикам, имеющим детей, находящихся на иждивении, и других иждивенцев - членов семьи.
Обложение по нулевой ставке устанавливается в отношении определенной группы доходов и фактически означает освобождение от налога. Такая льгота предусматривается законодательствами Австрии, ФРГ, Бельгии, Люксембурга, Финляндии и Греции.
Налоговый кредит, представляющий собой сумму, на которую уменьшается величина налога, а не величина облагаемого налогом дохода, также имеет особенности применения в разных государствах - членах ЕС. Например, в Дании, Швеции и Австрии налоговые кредиты предоставляются супругам, а в Бельгии, Греции, Испании и Италии - не только им, но и семьям, имеющим на иждивении детей. Существуют и иные основания предоставления налоговых кредитов, определяемые законодательством государств - членов Европейского союза.
Нестандартные скидки устанавливаются в отношении взносов в профсоюзы, расходов, связанных с производственной деятельностью, основных медицинских расходов, процентов, выплачиваемых по займам или за кредит на покупку дома, расходов на благотворительные цели и т.д.
Например, в ФРГ, Италии, Испании и Финляндии взносы в профсоюзы полностью компенсируются путем предоставления налоговой скидки; в Португалии, Швеции и Дании предусматривается частичная компенсация; во Франции, Ирландии, Бельгии и Греции налоговые скидки на суммы, уплаченные в качестве профсоюзных взносов, не распространяются.
Основанием для получения налоговых льгот могут быть и основные медицинские расходы. Например, в ФРГ и Греции для них установлена полная налоговая скидка, в Финляндии закон определяет предел медицинских расходов, сверх которого льгота не действует, а в Великобритании и Швеции налоговые скидки вообще не распространяются на этот вид расходов налогоплательщиков.
В налогооблагаемую базу при исчислении подоходного налога могут не включаться и проценты, выплачиваемые налогоплательщиками по различным займам. В зависимости от законодательства конкретного государства эта льгота распространяется в полном объеме или частично на один либо несколько видов займов. Например, в Дании, Финляндии, Швеции, Бельгии, Голландии, Греции, ФРГ и Испании она применяется к процентам по займам, взятым для инвестиций в производство, во Франции и Ирландии - по займам, полученным для целей бизнеса, в Великобритании, Италии и Португалии - по займам на покупку или реконструкцию дома. Эта же льгота действует наряду с прочими скидками в Дании, Финляндии, Голландии, Ирландии и Испании. Еще большим разнообразием отличается подход к благотворительным взносам. Они не включаются в льготы по подоходному налогу в Ирландии, Италии, Австрии, Финляндии и Швеции. Напротив, в Греции расходы на благотворительные цели полностью исключаются из налогооблагаемой базы, а в Бельгии, Франции, Дании, Португалии и ФРГ они учитываются при исчислении налога лишь в случае превышения предельного размера льготы.
Разумеется, приведенный выше перечень налоговых льгот не является исчерпывающим. Законодательства многих государств предусматривают и другие льготы: по взносам на социальные нужды, льготы для лиц пожилого возраста, льготы по доходам от сдачи в аренду недвижимости, льготы по доходам фермеров и мелких торговцев, льготы по дивидендам от акций различных компаний и т.д.
4.2. Налог на прибыль юридических лиц
Налог на прибыль юридических лиц установлен во всех государствах - членах ЕС и является одним из наиболее важных источников бюджетных доходов. Различия правового регулирования налога в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.
Субъектами налогообложения являются юридические лица, созданные в форме корпораций (компаний с ограниченной ответственностью) и ориентированные в своей деятельности на получение прибыли <1>. Поэтому данный налог иначе называют подоходным налогом с корпораций или корпорационным налогом.
--------------------------------
<1> Юридические лица с ограниченной ответственностью отличаются от участников коммерческой деятельности с полной ответственностью тем, что отвечают по своим обязательствам, в том числе и налоговым, не всем своим достоянием (включая движимое и недвижимое имущество семьи), но лишь в объеме средств (капиталов), принадлежащих компании. Термин "корпорация" происходит от английского "corporation" - акционерное общество с ограниченной ответственностью.
Юридические лица, уставные документы которых не предусматривают в качестве цели их деятельности извлечение прибыли, не являются плательщиками подоходного налога. К этому виду юридических лиц относятся организации некоммерческого характера: церкви, политические партии, клубы, пенсионные фонды и т.д. Средства, которые они имеют и получают от третьих лиц, должны расходоваться на уставные цели. В случае осуществления деятельности коммерческого характера такие юридические лица лишаются статуса безналоговой организации и становятся плательщиками корпорационного налога.
Юридические лица облагаются подоходным налогом независимо от того, являются они резидентами <1> данного государства или нет. При этом они несут различное налоговое бремя на территории данного государства, поскольку в основу исчисления их налогооблагаемой базы положены разные принципы.
--------------------------------
<1> Резидентство - это один из критериев определения отнесения юридического лица к налоговой юрисдикции государства, состоящий в том, что резидентом признается юридическое лицо, центр фактического руководства которого располагается на территории данного государства. При этом следует иметь в виду, что правила определения резидентства в законодательстве разных стран имеют значительные отличия.
Налогооблагаемая база определяется в соответствии с принципом чистого дохода. Из валового дохода, полученного юридическим лицом, вычитаются расходы, перечень которых устанавливается законодательством. К ним, в частности, относятся материальные затраты, связанные с производственной деятельностью, отчисления в амортизационные фонды, расходы на заработную плату, затраты на рекламу и т.д.
Для определения базы налогообложения важны принципы территориальности и резидентства. В соответствии с первым из них налогообложению в государстве подлежат лишь те доходы юридических лиц, которые получены на его территории. Соответственно доходы, полученные вне пределов данного государства, не включаются в налогооблагаемую базу подоходного налога. (Принцип резидентства означает, что налог уплачивается в государстве, резидентом которого является юридическое лицо, вне зависимости от места получения прибыли.)
Законодательства государств-членов закрепляют различные подходы к обложению прибыли юридических лиц, однако все их разнообразие можно свести к нескольким основным схемам. Например, в Бельгии, Голландии, Люксембурге и Швеции предусматривается полное обложение прибыли, т.е. прибыль компании облагается корпорационным налогом, а затем получившие часть прибыли акционеры уплачивают с нее личный подоходный налог. В других европейских государствах с целью избежать двойного налогообложения обложение прибыли уменьшается на уровне акционеров. Эта схема реализуется двумя способами. Например, в Великобритании, Ирландии и Франции суммы налога, уплаченного корпорацией, частично засчитываются при определении совокупного облагаемого личного дохода, частью которого являются дивиденды, полученные акционером этой корпорации, а в Австрии и Дании независимо от уплаты корпорационного налога компанией от налога частично освобождаются дивиденды, полученные акционером.
В Финляндии, ФРГ, Испании и Португалии закон предусматривает возможность уменьшения налогообложения на уровне компании. При этой схеме прибыль компании делится на распределяемую и нераспределяемую.
Налоговые льготы являются факультативным, но очень важным элементом налога, при помощи которого государство решает вопросы своей экономической политики. Оперируя налоговыми льготами, оно стимулирует те виды экономической деятельности и в тех секторах, которые с точки зрения государства нуждаются в дополнительных инвестициях.
Налоговое законодательство предусматривает обширный перечень льгот, среди которых можно выделить установление норм ускоренной амортизации, налоговые кредиты и отсрочки уплаты налогов.
Установление норм ускоренной амортизации позволяет компаниям в более сжатые сроки, нежели при пропорциональной (обычной) амортизации, возмещать свои затраты до истечения срока физического и морального износа активов, подлежащих амортизации (сооружений, машин, оборудования, патентов, авторских прав и т.д.). Таким образом, выбрав нормы амортизационных отчислений до истечения срока службы активов, компании удерживают у себя часть прибыли, не включая ее в налогооблагаемую базу.
Налоговые кредиты означают вычет из суммы начисленного налога. Они призваны обеспечить решение многих социально-экономических задач государства, в частности: стимулировать инвестиции <1> в капиталоемкие сектора экономики или производство с низкой нормой прибыли; развивать внешнеэкономическую деятельность <2>; обеспечивать занятость населения <3> в регионах со сложной социальной структурой и высоким уровнем безработицы. В некоторых странах, например во Франции и ФРГ, законодательство предусматривает от десяти и более видов налоговых кредитов.
--------------------------------
<1> Инвестиционный налоговый кредит (investment tax credit) представляет собой вычет из суммы начисленного налога части (процента) или всей суммы инвестиций, осуществленных в этом году.
<2> Зарубежный налоговый кредит (foreign tax credit) представляет собой вычет налогов, уплаченных за рубежом, из суммы налога, исчисляет собой вычет налогов, уплаченных за рубежом, из суммы налога, исчисленного в стране, резидентом которой является налогоплательщик.
<3> Кредит для стимулирования занятости (employment tax credit) представляет собой вычет из суммы налога части средств, направляемых налогоплательщиком для финансирования программ обеспечения занятости.
Отсрочка уплаты налога предоставляется на определенный срок (от одного года до нескольких лет) с целью создания благоприятных экономических условий для развития определенных видов производства или иной экономической деятельности. Например, во Франции такая отсрочка предоставляется при реорганизации компании; в Великобритании она действует в отношении некоторых доходов, полученных за рубежом.
4.3. Налог на прирост капитала
Прирост капитала облагается налогом в большинстве экономически развитых стран. В отличие от США, где такое обложение регулируется законодательством о подоходном налоге, во многих европейских государствах, например в ФРГ, Австрии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Ирландии, Дании, Португалии и Греции, действует самостоятельный налог на прирост капитала.
Особенности его взимания определяются национальным законодательством каждого государства и связаны с соответствующим регулированием элементов налога.
Субъектами налога на прирост капитала могут быть физические и/или юридические лица. Соответственно, у лиц, не являющихся его субъектами, доход в форме прироста капитала учитывается при уплате подоходного налога. Например, в Ирландии субъектами налога на прирост капитала являются только физические лица. Физические лица - резиденты уплачивают данный налог со всех видов активов, в отношении которых имел место прирост капитала. У нерезидентов налоговые обязательства возникают лишь по ограниченному перечню активов, в частности по таким, как земля и строения на территории государства, взимающего налог, активам, относящимся к добыче и разработке полезных ископаемых, и некоторым другим видам имущества, перечисленным в законе.
Налогооблагаемую базу прироста капитала составляет доход в виде разницы между ценой покупки и продажи имущества (земли, строений, ценных бумаг и др.) за вычетом расходов, понесенных на его содержание. При наличии общего подхода к определению налогооблагаемой базы законодательство каждого государства устанавливает свои особенности.
Ставки налога варьируются от 10 до 15% в зависимости от страны, периода владения и вида активов, в отношении которых имел место прирост капитала. Например, в Ирландии ставка налога колеблется от 30 до 50%.
Порядок обложения налогом на прирост капитала сравним с соответствующими предписаниями в отношении подоходного налога. Налогоплательщик заполняет декларацию по налогу на прирост капитала и направляет ее к сроку, указанному в законодательстве, в налоговые органы. Налог уплачивается двумя частями: авансовый платеж; окончательный платеж - после проверки расчетов налоговой инспекцией.
Налоговые льготы позволяют в зависимости от величины доходов и видов активов снизить финансовое бремя. Среди общего перечня льгот можно выделить необлагаемые активы, необлагаемый минимум и личные вычеты.
Необлагаемые активы представляют собой те виды имущества, прирост капитала в отношении которых не облагается данным налогом. Например, государственные ценные бумаги, ценные бумаги местных органов власти, ценные бумаги, выпущенные определенными в законе организациями и учреждениями, и т.д. Необлагаемый минимум означает, что прирост капитала в отношении имущества, стоимость которого не превышает определенной в законе суммы, данным налогом не облагается. Например, в Ирландии прирост капитала от имущества, стоимость которого не более 2 тыс. фунтов, налогообложению не подлежит.
4.4. Налог с наследства и налог с дарений
Налоги с наследства и дарений являются прямыми и взимаются с имущества, переходящего к новому собственнику.
В большинстве государств они действуют как два самостоятельных вида налога, имеющие много общего. Однако в некоторых странах, например во Франции, ФРГ, Испании, Швеции и Италии, законодательство устанавливает единый налог с наследства и дарений.
Отличия в правовом регулировании обычно связаны с особенностями определения некоторых элементов данного налога.
Субъектами налогообложения являются физические и юридические лица. Законодательство разделяет наследников на несколько классов в зависимости от степени родства и устанавливает для каждого из них свои налоговые ставки исходя из принципа: чем меньше степень родства, тем выше налоговая ставка.
Юридические лица выступают в качестве субъектов налогообложения, как правило, в случае перехода имущества к различным фондам или благотворительным организациям. В большинстве государств имущество, переходящее в порядке наследования к такому виду юридических лиц, либо не облагается указанным налогом, либо охватывается льготными условиями.
Налогооблагаемой базой является стоимость движимого и недвижимого имущества, полученного в результате перехода права собственности от наследодателя или дарителя к наследнику или получающему дар. Налогом облагается либо стоимость всего имущества, как это имеет место в Великобритании, либо доля каждого получателя имущества, как это установлено во Франции, Бельгии и ФРГ. Наряду с общими подходами национальное право каждого государства содержит особенности определения налогооблагаемой базы. Например, в Италии, если в наследство вступают несколько лиц, налог распределяется между ними пропорционально их доле в наследуемом имуществе. Значимо и место проживания наследодателя или дарителя. Если умерший (даритель) постоянно проживал в Италии, то налог взыскивается со всего имущества и переданных прав.
В ФРГ база налогообложения подразделяется на четыре категории: а) собственность, обретаемая на основе перехода соответствующих имущественных прав в результате смерти; б) собственность, получаемая при передаче в дар; в) средства фондов, созданных в интересах одной или нескольких семей; г) средства для целевого финансирования. Интересно отметить, что налоговый закон ФРГ скрупулезно перечисляет более 10 видов операций, квалифицируемых как "дарение", хотя Германское гражданское уложение (ГГУ) достаточно подробно регламентирует этот вид гражданско-правовой сделки. Такой подход вызван необходимостью свести к минимуму возможность ухода от налога на имущество путем его перераспределения между несколькими лицами.
Ставки налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, устанавливаются по сложной прогрессии и дифференцированы в зависимости от категории наследников. В целом по данному налогу ставки находятся на уровне 50 - 70%, но реальное налоговое бремя значительно ниже, поскольку практически во всех государствах действует система льгот.
Наиболее применяемым видом налоговых льгот являются вычеты. Во многих европейских странах применяется правило необлагаемого минимума, в соответствии с которым доля наследников по прямой линии или супруга не облагается налогом, если не превышает определенной законом стоимости. В зависимости от государства налоги с наследства и дарений имеют статус центральных или местных. Например, во Франции, Испании, Италии и Великобритании они являются источником формирования государственного бюджета, а в ФРГ отнесены к налогам, взимаемым в пользу субъектов Федерации (земель).
Косвенные налоги. Используются всеми странами. Главными среди них являются: НДС, акцизы, таможенные платежи и сборы.
4.5. Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС является важнейшим косвенным налогом на потребление, взимаемым в 42 государствах, в том числе в 17 европейских. Его наличие в налоговой системе служит обязательным условием вступления в ЕС, поскольку он аккумулирует значительные финансовые средства в бюджете Европейского союза.
Налог на добавленную стоимость представляет собой многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждой стадии движения товара (услуги), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товара потребителю.
Отличия НДС в отдельных государствах, как правило, связаны с особенностями определения некоторых его элементов.
Субъектами налогообложения могут быть физические и юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность и определяемые в качестве плательщиков соответствующим налоговым законом. При этом наряду с частными юридическими лицами закон обычно называет и государственные органы, государственные компании, местные органы власти, другие организации, созданные на основе публично-правового акта, но осуществляющие коммерческие операции по продаже товаров и услуг.
Определяя субъект обложения НДС, следует различать юридических и экономических плательщиков налога. Юридическим плательщиком является физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог в соответствии с законом. Экономическим плательщиком становится конечный потребитель товара или услуги, несущий бремя налога в форме части продажной цены товара (услуги).
Налогооблагаемой базой НДС служит новая часть стоимости товара (услуги), появившаяся на очередной стадии его прохождения. Например, часть стоимости, добавленная производителем товара к стоимости материалов, из которых он сделан, для создания нового изделия, передаваемого в сферу распределения.
НДС необходимо отличать от другого многоступенчатого налога - налога с оборота. Налоговой базой последнего является валовая стоимость товара на каждой стадии его движения от производителя к потребителю. Таким образом, налог накапливается на каждой стадии движения товара. При определении налоговой базы НДС учитывается лишь добавленная стоимость и предусматривается вычет из "нового" НДС налога на добавленную стоимость, уплаченного на всех предыдущих стадиях прохождения товара (т.е. ранее уплаченных НДС).
§ 5. Ответственность за нарушение налогового
законодательства зарубежных стран
Особенность современного зарубежного налогового законодательства состоит в том, что в ряде стран уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена не нормами уголовных законов (кодексов), а нормативными правовыми актами, входящими в систему налогового законодательства, отмечал профессор А.Н. Козырин.
В США, например, на уровне федерации ответственность за налоговые преступления регулируется законодательством, кодифицированным в разделе 26 Свода законов США. В основу этой кодификации положен Закон 1954 года о внутренних доходах, именуемый Кодексом внутренних доходов (ныне действующая редакция утверждена Законом 1986 года, который называется Кодексом внутренних доходов 1986 года). Ответственность за уклонение от уплаты в пользу штатов и местных налогов регулируется соответствующими законами штатов.
Деление уголовных правонарушений на фелонии и мисдиминоры в США продолжает использоваться, а для классификации применяют различные основания. В одних случаях фелониями признаются деяния, наказуемые смертной казнью или лишением свободы в тюрьме штата, а мисдиминорами - деяния, наказуемые штрафом или лишением свободы в местной тюрьме. В других случаях критерием классификации является продолжительность наказания в виде лишения свободы.
В этой связи важно отметить, что ложь <1> в США выступает индикатором, позволяющим отграничивать правонарушения административного характера от преступлений. Особенно это важно для такого рода разграничения противоправных деяний в налоговой сфере.
--------------------------------
<1> Как отмечает В. Костиков, "сегодня в России ложь носит иной, не столько идеологический, сколько потребительский характер... Чиновники врут, боясь потерять доходное место и за коррупционный откат. "Силовики", занижая масштабы преступности, врут, чтобы не лишиться очередной звездочки на погоны. Судьи врут, повинуясь "телефонному праву" или за взятку, депутаты "брешут", чтобы сохранить свои лоббистские возможности. Журналистов заставляют врать исходя из соображений политики". См.: Аргументы и Факты. 2010. N 52.
В частности, Налоговый суд США <1> является единственным специализированным судом, который наряду с исками налогоплательщиков к налоговому ведомству (СВД) рассматривает также дела о преднамеренном уклонении от уплаты налогов, включая гражданско-правовые деликты и уголовно наказуемое налоговое мошенничество. Налоговый суд Канады разрешает дела, связанные с уплатой налогов. В Великобритании рассмотрением жалоб на действия должностных лиц налоговой службы занимаются уполномоченные по общим и специальным вопросам налогообложения, а также специальные налоговые трибуналы.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Шарихин А.Е., Шарихин С.А. Налоговый суд США и практика его деятельности // Направления совершенствования налоговой системы РФ: Научный сборник. М.: МНИ, 2008.
Налоговый суд США был создан Конгрессом США в 1924 году как федеральный суд специальной юрисдикции и назывался не Налоговым судом, а Советом налоговых апелляций США. В 1942 году Совет налоговых апелляций США был переименован Конгрессом в Налоговый суд США, и с тех пор название не менялось. В настоящее время Налоговый суд США заседает в составе 19 судей. Судьи назначаются Президентом США на 15 лет (в соответствии со ст. 1 Конституции США) с согласия Сената Конгресса США. Председатель Суда избирается судьями из своего же состава сроком на два года и несет всю ответственность за административное управление всеми делами Суда. Помимо своей прямой обязанности - рассматривать дела по существу, Председатель Суда назначает, или, другими словами, нанимает, дополнительно 17 практикующих судей, которые специализируются по налоговому законодательству и полностью находятся в распоряжении Налогового суда. Фактически они в основном занимаются исками на незначительные суммы (Small tax cases). Председатель Суда время от времени может делить его на два и более отделений, если это необходимо, и назначать в этих отделениях председателей. Время работы Суда на всей территории США зафиксировано в Законе - с 8.00 до 16.30, кроме выходных и праздничных дней, даты которых также определены. При подаче иска в Налоговый суд уплачивается пошлина в размере 60 долларов, иначе исковое заявление не принимается. Оплата может быть произведена как наличными деньгами, так и в безналичном порядке, а также может быть отправлена почтой на имя клерка Налогового суда США. Говоря кратко, юрисдикция Налогового суда включает в себя рассмотрение всех дел по спорам в отношении правильности уплаты федеральных налогов любого вида налогоплательщиками США в соответствии с Кодексом внутренних доходов США (КВД). Важно, что юрисдикция Налогового суда будет зависеть от поданного в срок искового заявления согласно КВД США. Если истец пропустил определенный в КВД срок подачи иска, Суд не примет исковое заявление по причине пропуска срока.
Налоговый суд США заседает более чем в 80 городах США, головной офис находится в Вашингтоне. В структуре Суда несколько административных отделов - офис клерка Суда, Административный офис, Отдел допуска к практике, Отдел подачи исков и другие. Всего в Суде восемь основных отделов. Налоговый суд олицетворяет собой налоговую власть Конгресса США в государстве. Правительство США представляет в процессе в Налоговом суде Окружной советник Службы внутренних доходов, который является высокопрофессиональным юристом и подчиняется непосредственно Председателю палаты советника СВД США при Министерстве финансов США. Налоговое законодательство США, по заключению многих экспертов, является одним из самых совершенных и сложных в мире. В 1986 году в США прошла налоговая реформа. В результате реформы в США были установлены самые низкие налоговые ставки среди всех развитых стран мира и внедрена, по мнению экспертов, одна из самых справедливых налоговых систем. Более четырех миллионов семей с низкими доходами были вообще освобождены от уплаты налогов. Наивысшая ставка личных налогов сократилась с 70% в 1581 году до 28 - 33% к 1990-м годам, то есть достигла рекордно низкого уровня, которого не было в США с 1931 года. С 1986 года 80% американцев выплачивают в виде налогов в государственную казну 15% от своих заработков. Несмотря на это, количество налоговых споров в стране не уменьшилось, и ведущую роль в их разрешении играет Налоговый суд США.
Процесс сбора недоплаченного налога начинается в Службе внутренних доходов США (СВД) после представления налогоплательщиком своей декларации о доходах за год. Служащий СВД (Commissioner), изучив декларацию, предположительно определяет, какой налог не доплачен или подлежит доплате налогоплательщиком. На основании этих данных им заполняется и подписывается федеральная форма N 23-C, содержащая необходимую информацию о налогоплательщике и недоплаченном налоге(-ах). На основании указанного документа СВД проводит аудит у налогоплательщика и, если предположение о недоплате подтверждается, посылает налогоплательщику по его почтовому адресу первое письмо-уведомление. В нем налогоплательщик информируется о том, какая сумма и какого налога(-ов) им не доплачена, а также приводятся все законные основания для таких выводов.
Налогоплательщик, получив данное письмо, располагает 30 днями, чтобы подать просьбу в Апелляционное отделение СВД (в отдельных переводах - Бюро по рассмотрению жалоб) о проведении встречи-конференции для обсуждения сложившегося положения. Если налогоплательщик не потребовал проведения такой встречи в Апелляционном отделении СВД, но все же не согласен с выводами СВД, по истечении 30 дней ему направляется второе и основное определенное законом письмо-уведомление с требованием уплаты того или иного налога (Statutory notice of deficiency). Такое письмо-уведомление называется еще "90-дневное письмо" (90-day letter), ибо после его получения налогоплательщик по закону имеет в своем распоряжении 90 дней, чтобы подать исковое заявление в Налоговый суд США. Налогоплательщик, правда, может потребовать проведения встречи-конференции в Апелляционном отделении СВД. Если же и после такой встречи налогоплательщик не согласен с выводами СВД, ему будет отправлено "90-дневное письмо". Необходимо отметить, что описанная процедура с "30-дневным письмом" не является обязательной для СВД. СВД может сразу отправить налогоплательщику "90-дневное письмо" с требованием уплатить налог. Но на практике первое письмо чаще всего посылается. После получения "90-дневного письма" налогоплат