Тема: «Страховой рынок Италии, Швейцарии и Японии»
Вопросы:
1- Страховой рынок Италии. Исторические корни страхового дела. Основные черты современного страхования.
2- Страховой рынок Швейцарии. Крупнейшие страховые компании Швейцарии.
3- Особенности страхового рынка Японии. Крупнейшие страховые компании Японии.
Литература: Журнал «Страховое дело» 2015г. № 12 с. 17- 24.
Исторические корни страхового дела в Италии уходят в средние века. Первый из известных в мировой практике договор страхования был оформлен в Генуе в 1347 г. (предметом страхования был морской транспортный риск).
В 1751 г. для осуществления морского страхования было создано первое страховое общество, в 1752 г. – первое общество по страхованию от пожаров, а в 1826 г. создана первая компания по страхованию жизни.
В наст. время страховые компании не играют столь существенной роли в экономике страны как в других странах. Основными чертами современного страхования являются консерватизм системы страхования, медленное внедрение новшеств, отсутствие диверсификации деятельности страховых компаний в смежные области финансово-кредитной системы, жесткое государственное регламентирование всех сторон деятельности страховых компаний.
В 1984 г. в Италии действовало 211 страховых обществ. Из них 6 занимались исключительно операциями перестрахования, 25 – только страхованием жизни, только имущественным страхованием. Из 211 обществ 163 принадлежали национальному капиталу и 48 – иностранному. Около 50% общего сбора приходится на страхование рисков, связанных с владением автомобилем. Большинство страховых компаний – частные акционерные общества.
Население Италии составляет 61 млн человек, это 4 –е место среди стран ЕС (европейского союза). В то же врем страна имеет второй по величине в мире показатель отношения пожилого населения к населению в возрасте 15 до 64 лет, уступая только Японии. Итальянцы обоих полов имеют высокую среднюю продолжительность жизни – более 81 года. Согласно прогнозу ООН население Италии по прежнему будет одним из самых возрастных в мире. Италия, как восьмая по величине экономика в мире, основой промышленного сектора которой является малые и средние предприятия, производить высококачественные товары и услуги. Именно в Италии зародилось страхование в современном его понимании и было заключен первый в мировой практике официально договор страхования. Страхование в Италии – высокоразвитый бизнес, один из лидирующих рынков страхования Европы по валовому объему собранных премий (gross written premium – GWP – совокупный объем собранных страховых премий до вычета премий договорам, переданных на перестрахование). На протяжении длительного периода страховой сектор демонстрировал стабильный среднегодовой прирост, но финансово-экономический кризис негативно сказался на страховом бизнесе Италии.
До 2010 г.на страховом рынке наблюдается рост, однако в 2011 г. он сократился на 12,4% по сравнению с предыдущим годом, а в 2012 г. – на 4,6%. При этом наиболее резкий спад произошел в области страхования жизни, где этот показатель сократился с 90,1 млрд евро в 2010 г. до 69,7 млрд евро в 2012 г.
В 2011 г. GWP в Европе составил 1,072 трлн евро (633 млрд евро по договорам страхования жизни, 439 млрд евро – по договорам страхования иным, чем страхование жизни), из которых 10,3% пришлось на Италию (11,7% общего объема премий по договору страхования жизни и 8,3% - по договорам страхованию иному, чем страхование жизни). В результате в 2011 г. итальянский страховой рынок был седьмым по величине в мире (3,5% мирового рынка страхования) и четвертым в Европе, уступая лишь Великобритании, Франции, Германии.
В 2012 г. GWP составил 7% ВВП, и Италия находилась на 17-м месте в мире по уровню страхового проникновения (insurance penetration rate), по уровню плотности страхования (insurance density rate) – на 23-м месте.
В 2014 г. GWP в Италии повысился на 21% до 143,3 млрд евро, представляя 9% итальянского ВВП с премией на душу населения в 1954 евро (Великобритания – 3421 евро.). В этом же году был отмечен положительный технический результат (6,640 млн евро), где на страхование иное, страхование жизни, приходиться 3,757 млн евро и на страхование жизни – 2, 883 млн евро. Премии по страхованию жизни в 2014 г. достигли 110,5 млрд евро, продемонстрировав самый высокий прирост в Европе (+30% против 2013 г. ) притом что Италия имела второй по величине GWP европейского рынка страхования жизни, после Великобритании.
Четыре крупнейших рынка – Великобритании, Франции, Германии и Италии – составляют 70% всех премий страхования в жизни в Европе. На долю Италии приходится 9,6 % всего рынка ЕС. Уровень проникновения значительно ниже, чем в перечисленных выше странах.
Итальянский рынок остается во власти традиционных каналов дистрибуции, таких как bancassurance в сегменте страхования жизни (62% GWP), сети агентов в сегменте ином, чем страхование жизни, - 77% (83,2% в 2013 г.) и брокеров 18,4% (13,1% в 2013 г.)
Наибольшие объемы продаж страховых продуктов через банки в 2014 г. были осуществлены через кэптивные страховые компании (60% против 37% в 2002 г.) Банки остаются самым популярным каналом распределения продуктов личного страхования, включая относительно новые продукты, такие как страховой полис на случай долгосрочного ухода (longterm care insurance).
Агенты представляют доминирующий канал распределения страховок по всем видам страхования, за исключением страхования судов, железнодорожного транспорта, грузов и авиастрахования, где доминирующие позиции занимают брокеры.
На страховом рынке Италии работают 239 страховых компаний, 142 их которых зарегистрированных на территории страны и 97 представляют собой филиалы иностранных фирм (причем 95 – из стран ЕС и 2 из Швейцарии), 4 общества взаимного страхования, доля каждого 1,4%. В стране нет компаний, занимающихся перестрахованием: эту сферу обслуживают филиалы иностранных фирм, таких как Munich Re, Gen Re, Swiss Re, Swiss Re, SCOR и др. Несмотря на значительное количество компаний, рынок тем не менее остается сильно концентрированным. Топ -5 игроков рынка страхования иного, чем страхование жизни, по – прежнему аккумулируют 70% премий. Ведущими компаниями являются Cenerali – традиционный лидер рынка (17%), Unipol – Fondiaria-SAI, Cattolica Group (кооператив), Reale Mutua (OBC), Allianz, Aviva, AXA Group, Zurich – европейские компании, Poste Italiane Group, Poste Vita, Intesa San Paolo, Mediolanum, PNB Paribas, CNP, Credit Agricole – банкострахование.
Актуальна тенденция к дальнейшему укрупнению компаний путем слияний и поглощений.
Несмотря на спад в экономике, итальянских страховщиков отличает общая стабильность.
Следует также отметить устойчивость итальянских компаний с точки зрения требований платежеспособности, содержащихся в директиве Solvency ІІ: фактические показатели маржи платежеспособности значительно превышали нормативные показатели на протяжении 2008-2012 гг.
Основным направлением инвестирования страховых резервов традиционно являются итальянские государственные казначейские облигации: их доля составляет 49% в общем объеме инвестиций. 24% инвестиций приходится на корпоративные долговые ценные бумаги, 18% - на государственные облигации других стран и лишь 9% - на акции компаний и другие направления. В 2010-2012 гг. доходность по государственным облигациям Италии находилась на высоком уровне (до 7%), но в то же время серьезно увеличивало нагрузку на государственный бюджет страны.
В 2014 г. доходность собственного капитала итальянского страхового сектора повысилась до 9,3% (8,2% в 2013 г.) Основными направлениями инвестирования продолжали оставаться итальянские государственные облигации (51%) и корпоративные облигации (24%). Итальянский рынок государственных облигаций является по величине третьим в мире, уступая только США И Японии. В апреле 2015 г. инвестиционный портфель страхового сектора показывает прибыль в 72 млрд евро. При этом страховой рынок Италии продолжает зависеть от итальянского государственного долга, который является наследием значительных государственных расходов, осуществленных в 1970-1980-е гг. По показателю отношения госдолга к ВВП Италия занимает в EC второе место, уступая только Греции.
В условиях проведения структурных реформ, направленных на долгосрочное экономическое развитие страны, повышение конкурентоспособности и улучшение финансовой ситуации, перспективы страховой отрасли Италии обнадеживают. Предпринимательская активность предприятий, социальные изменения и «недострахованность» рынка, снижение участия государства оказывают положительное влияние на страховую отрасль, создавая большой потенциал для дальнейшего развития, во многм способствуя устойчивым темпам роста на итальянском страховом рынке.
В Италии страховой рынок представлен примерно 250 компаниями, в том числе 190-национальными, и 2 –государственными организациями. Присутствуют здесь более 50 иностранных страховщиков. Принцип специализации для страховых компаний Италии в рамках ЕЭС был законодательно закреплен в 1979 г. Из общего числа страховых компаний акционерные общества составляют 92%. В Италии зарегистрировано 30 тыс. агентов ,1200 брокеров. В последние годы наметилась новая тенденция создания специализированных предприятий с целью выкупа страхового портфеля национальных и иностранных страховщиков. Регулирование страховых рыночных отношений в Италии отличается определенной спецификой. Функциями надзора за страховой деятельностью здесь наделены Министерство промышленности и Институт по надзору за частными страховыми компаниями. Министерство проводит лицензирование страховой деятельности и утверждает тарифы на отдельные виды страхования. Институт по надзору осуществляет контроль платежеспособности страховщика, анализ и контроль финансовых результатов страховщика. В Италии сфера страховых инвестиций законодательно регламентированы. Технические резервы инвестированы в недвижимость, в государственные ценные бумаги. В связи с этим требованием страховые компании почти не вкладывают средств в акции промышленных компаний.
3)Страховой рынок Японии является вторым по величине национальным рынком в мире . в 1999 году на Японию приходилось 40% общемировых страховых премий. В 2003 году объем собранных страховых премий составил 446 млрд.долларов.
Японский страховой рынок-самый сконцентрированный и защищенный. Японский рынок страхования жизни-крупнейший в мире, он собирает около 32% мирового объема страховых премий. Наиболее распространенным видом страхования по иным видам, чем страхование жизни , является автомобильное страхование. На его долю приходится 60-70% от общей суммы страховых премий. Страховая компания в Японии может быть создана в форме АО или товарищества с уставным капиталом не менее 1 млрд иен. Страховые компании не имеют права заниматься другими видами бизнеса, кроме страхования и проводить страховые операции по страхованию жизни и иным видам страхования, чем страхование жизни, одновременно. Азиатский финансовый кризис ускорил процессы объединения и интеграции на страховом рынке. Цель объединения- создание страховой группы, которая заняла бы ведущее положение в Японии в условиях либерализации страхового рынка и возростей конкуренции иностранных страховщиков.
Урок10 (17.02.17 )