Основные направления и особенности социальной политики Иркутской области: финансовый аспект.

Социально-экономическая ситуация в Иркутской области неоднозначна. Финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, не мог не сказаться на жизненном уровне населения. Рост потребительских цен опережает рост среднемесячных номинальных доходов населения. Коммерциализация здраво­охранения, образования, учреждений культуры, отдыха, спорта, туризма вынуждают семьи ограничивать себя в этих услугах. Обостряются жилищные проблемы – сокращено предоставление бесплатного жилья, а приобрести новое жилье или улучшить свои жилищные условия могут лишь семьи с высокими доходами. Все это приводит к повышению социальной напряженности в регионе [105].

В контексте нынешней социальной политики Иркутская область нуждается в стабилизации демографической ситуации и миграционных процессов, поддержке уровня жизни населения региона и его конкретных категорий, развитии социальной инфраструктуры, реформиро­вании отраслей социальной сферы и смягчении безработицы.

В Иркутской области разработан прогноз социально-экономического развития[1] на основе данных социально-экономического развития области за ряд прошедших лет, оценки социально-экономического развития области в базовом периоде, тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый период.

В ближайшие годы демографическая ситуация во многом будет определяться современным состоянием естественного воспроизводства населения. Прогноз среднегодовой численности населения с учетом его механического оттока и позволяет сделать вывод, что в общем численность населения области к 2003 году уменьшится, по сравнению с 1999 годом, на 46,9 тыс. чел. или на 1,8% и составит 2560,0 тыс. чел.

Для стабилизации демографической ситуации в регионе особое внимание уделяется поддержке мигрантов, посредством финансирования соответствующих мероприятий как за счет федерального так и регионального бюджетов[111]. На сегодняшний день разрабатываются кон­цепция миграции населения и специальные программы по переселению и обу­стройству отдельных категорий мигрантов (беженцев, вынужденных переселенцев, жителей северных территорий, трудовых мигрантов). Все вынужденные мигранты, подавшие ходатайства на получение статуса, проходят медицинское освидетельствование и после этого получают соответствующие удостоверения. Они имеют право на бесплатную медицинскую лекарственную помощь в госу­дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Им предостав­ляется помощь в виде единовременного денежного пособия, материальной по­мощи, беспроцентной возвратной ссуды на покупку и строительство жилья. Миграционная служба ведет работу по резервированию земельных участков под поселения вынужденных переселенцев.

Существенные изменения произойдут в возрастной структуре населения. Численность населения в трудоспособном возрасте увеличится с 1581,1 тыс. чел. на 01.01.1999 г. до 1630,2 тыс. чел. на 01.01.2004 г. Поэтому период 2001–2003 гг. с точки зрения наличия и пред­ложения рабочей силы является наиболее благоприятным для социально-экономического развития области. Существует два варианта развития производительных сил региона в среднесрочном периоде Численность трудовых ресурсов увеличится за период с 1999 г. по 2003 г. по 1 варианту на 35,1 тыс. чел. и составит 1650,0 тыс. чел., тогда как спрос предприятий на рабочую силу будет значительно отставать от предложения.

Оценка численности занятых в экономике в 2000 г. была выполнена с учетом тенденций изменения численности занятых за 7 месяцев т.г. Прогноз на 2001-2003 гг. рассчитан на основе динамики объемов производства и сложившегося уровня использования рабочей силы. По прогнозу, в основных отраслях материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт) численность занятых в 2003 г. не достигнет, несмотря на рост объемов производства уровня 1999 г. Одной из причин этого является сохранение на предприятиях режимов неполной занятости. Так, в 1999 г. общий фонд неотработанного времени в эквиваленте численности работников с полной занятостью составил в промышленности 7,1 тыс. чел., в строительстве – 1,2 тыс. чел., на транспорте – 1,4 тыс. чел. Поэтому рост объемов производства, в первую очередь, будет способствовать более эффективному использованию уже имеющейся рабочей силы.

В совокупности отраслей непроизводственной сферы численность занятых в предстоящие годы незначительно увеличится в здравоохранении, физической культуре, спорте, социальном обеспечении, культуре и искусстве, не будет сокращаться в образовании (главным образом за счет снижения численности учащихся школ).

В целом, численность занятых в 2003 г. составит по 1 варианту 102,3 % к уровню 1999 г. или 1101,0 тыс. чел. В результате ожидается как в непроизводственной сфере, так и в сфере материального производства повышение доходов бюджетной сферы, которые напрямую зависят от финансово-экономического состояния производственной сферы. Произойдет дальнейшее перераспределение численности занятых по формам собственности: доля занятых в государственном и муниципальном секторе снизится с 41 % в общей численности занятых в 1999 г. до 38,8 % в 2003 г. и увеличится доля занятых в частном секторе, соответственно с 35,8 % до 38,9 %. Продолжится ликвидация и реорганизация убыточных предприятий, что будет способствовать высвобождению численности занятых (хотя оно будет постепенно уменьшаться и составит в 2003 г. 5,0–6,0 тыс. чел.).

Предстоящие годы будут характеризоваться увеличением численности учащихся, обучающихся с отрывом от производства, поскольку на порог зрелости вступает молодежь, годы рождения которой пришлись на середину 80–х годов (когда наблюдался наиболее высокий уровень рождаемости).

Опережающий рост численности трудовых ресурсов над численностью занятых приведет к увеличению населения, не занятого в экономике, в 2003 г. по 1 варианту на 0,6 % и составит 415,5 тыс. чел. (при неблагоприятном варианте развития экономики – соответственно 4,5 % и составит около 431,4 тыс. чел.). В это число входят военнослужащие; безработные; женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком; лица, находящиеся в местах лишения свободы и др. Станет неизбежным усиление напряженности на рынке труда и рост численности безработных, рассчитанной по методологии Международной организации труда: в 2003 г. – до 215,0 тыс. чел. по 1 варианту и до 230,0 тыс. чел. – по 2 варианту.

В первоначальный вариант прогноза социально-экономического развития Иркутской области внесены изменения в связи с уточнением основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2003 г., учтены тенденции изменения фонда заработной платы, валового внутреннего продукта, индексы колебаний потребительских цен. По данным облкомстата, фонд заработной платы работников в целом по экономике области представлен без учета данных по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу. Уточнен фонд заработной платы 1999 года. Оценка фонда заработной платы 2000 г. проведена с учетом результатов работы области за 7 месяцев.

По первому варианту прогноза фонд заработной платы работников в целом по экономике области увеличится за период с 1998 г. по 2003 г. в 2,6 раза. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. фонд заработной платы работающих увеличился на 30,7 %, при этом средняя заработная плата возросла на 32,2 %. В 2001 г. фонд заработной платы увеличится к уровню 2000 г. на 11,4 %, сохранится также и тенденция роста по средней заработной плате (на 12,1 %). В 2002 г. по сравнению с 2001 г. фонд заработной платы увеличится на 11,0 %, при росте средней заработной платы на 10,8 %. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. фонд заработной платы возрастет на 14,0 %, при этом рост средней заработной платы составит 12,4 %.

По второму варианту прогноза размер фонда заработной платы работающих увеличится с 1998 г. по 2003 г. в 2,3 раза. Данный вариант прогноза по сравнению с первым вариантом предполагает иные тенденции изменения анализируемых показателей. Так, в 2001 г. по сравнению с предыдущим годом размер фонда заработной платы работающих увеличится всего на 4,2 %, увеличится и средняя заработная плата на 6,1 %; в 2002 г. к 2001 г. предусмотрен рост фонда заработной платы на 8,0 % и средней заработной платы до 7,8 %; рост сохранен в 2003 г. по сравнению с 2002 г. и достигнет 8 % по фонду заработной платы и 7,5 % по средней заработной плате. Таким образом, основным фактором, обусловливающим рост фонда заработной платы работников отраслей экономики области, является увеличение средней заработной платы работающих.

Уточнение предварительных показателей прогноза, характеризующих денежные доходы и расходы, а также уровень жизни населения области, на 2000 г. и на период 2001–2003 гг. было проведено на основе анализа итогов социально-экономического развития области в 1999 г. и 8 мес. 2000 г. с использованием сценарных условий функционирования экономики до 2003 г.

Эти положения нашли свое отражение в Законе Иркутской области «Об областном бюджете на 2002 год» [2]. В частности, социальная направленность финансовой политики области представлена Перечнем объектов адресной инвестиционной программы на 2002 г. (таблица 1.1.).

Итоги 8 мес. 2000 г. зафиксировали заметное оживление в экономике, свидетельствующее о преодолении наиболее острых последствий кризиса 1998 г. и закреплении положительных тенденций 1999 г.

Появились первые положительные сдвиги в динамике показателей уровня жизни населения области. Так, за 8 мес. 2000 г. рост номинальных денежных доходов населения (на 27,3 % к уровню 8 мес. 1999 г.) сопровождался увеличением их реального содержания (реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за сравниваемые периоды времени на 2,2 %). Отмечено улучшение покупательной способности денежных доходов населения в пересчете на наборы прожиточного минимума: за 8 мес. 2000 г. к соответствующему периоду 1999 г. она возросла на 17,5 % и составила 2,3 таких набора. Действует тенденция сокращения доли населения с доходами, не превышающими прожиточный минимум.

Таблица 1.1.

Наши рекомендации