С 2019 года накопительная часть пенсии будет формироваться по новым правилам

Минфин РФ подготовил концепцию индивидуального пенсионного капитала, о введении которой заявлял прошлой осенью. Формирование накопительной части пенсии по новым правилам начнется в 2019 году.

Министерство финансов РФ хочет внести на рассмотрение в правительство концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Об этом на Петербургском международном юридическом форуме заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. Он предположил, что документ мог быть внесен уже вчера, 17 мая. Ранее в Банке России заявляли, что направят концепцию в правительство осенью 2016 года.

В базовой концепции ИПК, которую подготовил Минфин, принцип автоматической подписки остался ключевым. Это значит, что сотрудник, подписывая трудовой договор, автоматически будет соглашаться перечислять свою пенсию на указанных условиях в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Чтобы отказаться от перечислений, сотрудник должен будет написать заявление с отказом. По словам Моисеева, в концепции, подготовленной Минфином, осталось несколько принципиальных вопросов, по которым министерство будет ждать комментарии правительства. Ожидается,чтоноваяконцепциязаработаетв 2019 году.

Альтернативныесбережения

Впервые Минфин и Центробанк РФ обнародовали идею ИПК осенью 2016 года. ИПК — замена накопительным взносам в системе обязательного пенсионного страхования. Он будет формироваться за счет добровольных отчислений работником доли своей зарплаты в счет будущей пенсии в НПФ. При этом в формировании этой пенсии все так же будут участвовать работодатель и государство. Государственная пенсия останется в том же размере — 22%, которые работодатель будет перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР). По умолчанию в трудовом договоре для отчисления в ИПК будет установлен взнос в размере 0%, у работника будет 2 года, чтобы определиться с объемом взноса, его размер не ограничен. За перечисление взносов в ИПК работники получат налоговую льготу — вычет по НДФЛ: до 6% от заработка. У работодателя тоже будет льгота, но с ее размером в Минфине пока не определились.

Как отметил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, главная задача — сделать формирование ИПК для каждого как можно более простым, и именно поэтому в трудовой договор согласие о перечислении взносов будет включено по умолчанию. "Но при этом обосновать такие безакцептные действия с точки зрения права будет непросто, — отметил он. — На уровне законодательства РФ их возможно будет обосновать, но на уровне правоприменительной практики — крайне сложно. Это может стать миной замедленного действия".

Важно, кто будет выбирать НПФ

У НПФ пока остается много вопросов. По оценкам НПФ "Сафмар", на сегодняшний день из ПФР в частные фонды перешли 34 млн человек. За последние 2 года, когда государство заморозило накопительные части пенсий, перешло 10 млн человек.

"Пенсионные фонды вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц, и сейчас есть тренд на переход НПФ в форму публичных обществ, — говорит исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев. — И у участников рынка возникает в связи с новой системой ИПК вопрос о роли работодателя в ней: будет ли он вовлечен в выбор НПФ, тарифа и других условий? Если да, то может образоваться большой риск административного злоупотребления со стороны работодателя". По его словам, НПФ понимают, что нужен центральный администратор и единый реестр, чтобы обеспечить работу новой системы. "Но мы также понимаем, что нам придется платить за работу этого центрального администратора, а это уже влечет изменение в бизнес–модели фондов", — говорит Якушев. По его словам, НПФ уже и так много средств вложили в IT–платформы и технологии.

Как отметил Владимир Чистюхин, функции администратора в формируемой сейчас системе индивидуального пенсионного капитала должен выполнять рыночный субъект. "Это должен быть рыночной субъект, не связанный ни с одной группой, — цитирует Владимира Чистюхина портал Banki.ru. — Я не верю в госорган или псевдогосорган, как ПФР, потому что в них всегда есть жесткие ограничения по бюджету, тяжелые бюрократические процедуры, много другого функционала, что не дает сосредоточиться на определенных задачах".

Наши рекомендации