Центральный банк в системе управления финансами
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Цель, задачи и функции ЦБ
Центральный банк представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Сферой деятельности ЦБ являются денежно-кредитные отношения.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что целями деятельности Банка России являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля;
• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
• развитие финансового рынка РФ;
• обеспечение стабильности финансового рынка РФ;
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи центрального банка в основном сосредоточены по следующим направлениям:
1) по отношению к экономике в целом;
2) по отношению к правительству;
3) по отношению к банкам и банковской системе.
Задачи, касающиеся экономики, в целом, прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, центральный банк должен эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.
Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при необходимости покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.
По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Обладая полномочиями органа надзора, задачи центрального банка связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.
Наиболее полно сущность центрального банка раскрывается в его функциях. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций Банка России, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно сгруппировать, исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России.
Первая группа – функции денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция).
В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
• выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
• Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту и Правительству РФ.
Вторая группа – функции нормативного регулирования, которая включает в себя:
• разработку правил ведения банковских операций;
• определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
• определение правил осуществления расчетов в Российской Федерации;
• определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами.
Третья группа – операционная функция позволяет Банку России:
• осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
• управлять своими золотовалютными резервами;
• обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.
Четвертая группа – информационно-аналитическая функция. Банк России:
• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
• участвует в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Пятая группа – функции финансового агента Правительства.
Шестая группа – функции органа валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
Седьмая группа – надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:
• надзор за деятельностью банков и банковских групп;
• государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
• регистрацию банками эмиссий ценных бумаг.
Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств.
Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст.49 ФЗ от 23.07.2013 № 251-ФЗ Банк России не вправе участвовать в капитале ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» и ЗАО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа». С 1 января 2016 года за исключением случаев, предусмотренных законом.
Банк России может участвовать в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка.
Банк России может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями), а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов).
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.
Формы организации ЦБ
Известны три варианта контроля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. Контроль может быть:
• государственным, если капитал банка принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции);
• акционерным, если капитал центрального банка принадлежит коммерческим банкам (Федеральная резервная система США);
• смешанным, если сложилась акционерная форма капитала с участием государства (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии).
В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом.
Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.
Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.
Как юридическое лицо Банк России выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.
Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных отношений. Его распоряжения и приказы обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере денежных операций.
Властные полномочия Банка России носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам, центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.
Однако обладая определенными властными полномочиями, Центральный банк РФ не включен в число органов государственной власти.
Согласно Конституции Российской Федерации к органам государственной власти относятся: законодательная власть, исполнительная власть и судебнаявласть. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в полной мере.
Структура управления ЦБ РФ
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
1. Национальный финансовый совет;
2. Совет директоров;
3. Центральный аппарат;
4. Территориальные учреждения;
5. Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
6. Полевые учреждения;
7. Предприятия инфраструктуры.
Национальный финансовый совет – коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав совета входит также председатель Банка России.
Члены национального финансового совета за исключением председателя не работают в БР на постоянной основе и не получают заработную плату (ФЗ № 251-ФЗ от 23.07.2015)
В компетенцию Национального финансового совета входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год:
• общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
• общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
• общего объема капитальных вложений;
• общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
4) рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
Решение национального финансового совета принимается большинством голосов от числа присутствующих членов национального финансового совета при кворуме в 7 человек. В случае равенства – голос председателя является решающим. Национальный финансовый совет заседает не реже 1 раза в квартал.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Председатель БР:
1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров,
4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России,
5) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
6) обеспечивает реализацию функций Банка России
7) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, межбанковским соглашением или соглашением с иностранным регулятором финансового рынка, или случаев участия Банка России в капиталах и деятельности организаций;
8) не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.д.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Для участия в заседаниях Совета директоров могут приглашаться руководители территориальных учреждений Банка России. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц.
Заседания Совета директоров назначаются Председателем Банка России либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее четырех членов Совета директоров.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проект основных направлений развития финансового рынка и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу;
2) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России;
3) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики Российской Федерации в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона и представляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный финансовый совет до представления в Государственную Думу;
4) принимает решения:
о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций;
о размере обязательных резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации и т.д.
Мы рассмотрели основные функции банка России в части денежно-кредитного регулирования. Надо отметить, что решения в этой области подлежат официальному опубликованию в официальном издании банка России – «Вестник Банка России» в течении 10 дней со дня принятия этих решений.
Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации.
Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего заотчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.
После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Цель, задачи и функции ЦБ
Центральный банк представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Сферой деятельности ЦБ являются денежно-кредитные отношения.
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что целями деятельности Банка России являются:
• защита и обеспечение устойчивости рубля;
• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы;
• развитие финансового рынка РФ;
• обеспечение стабильности финансового рынка РФ;
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи центрального банка в основном сосредоточены по следующим направлениям:
1) по отношению к экономике в целом;
2) по отношению к правительству;
3) по отношению к банкам и банковской системе.
Задачи, касающиеся экономики, в целом, прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, центральный банк должен эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.
Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при необходимости покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.
По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Обладая полномочиями органа надзора, задачи центрального банка связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.
Наиболее полно сущность центрального банка раскрывается в его функциях. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций Банка России, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно сгруппировать, исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России.
Первая группа – функции денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция).
В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику
• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
• выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
• Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту и Правительству РФ.
Вторая группа – функции нормативного регулирования, которая включает в себя:
• разработку правил ведения банковских операций;
• определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
• определение правил осуществления расчетов в Российской Федерации;
• определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами.
Третья группа – операционная функция позволяет Банку России:
• осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
• управлять своими золотовалютными резервами;
• обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.
Четвертая группа – информационно-аналитическая функция. Банк России:
• проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
• участвует в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
• устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Пятая группа – функции финансового агента Правительства.
Шестая группа – функции органа валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.
Седьмая группа – надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:
• надзор за деятельностью банков и банковских групп;
• государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
• регистрацию банками эмиссий ценных бумаг.
Банк России при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, обязан разрабатывать и реализовывать политику по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов.
Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств.
Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии со ст.49 ФЗ от 23.07.2013 № 251-ФЗ Банк России не вправе участвовать в капитале ОАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» и ЗАО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа». С 1 января 2016 года за исключением случаев, предусмотренных законом.
Банк России может участвовать в капиталах международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка.
Банк России может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе развитием сотрудничества между центральными банками и (или) соответствующими регулирующими (надзорными) органами (организациями), а также участвовать в деятельности объединений, не имеющих статуса организации (в том числе форумов, групп, комитетов).
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.
Формы организации ЦБ
Известны три варианта контроля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. Контроль может быть:
• государственным, если капитал банка принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции);
• акционерным, если капитал центрального банка принадлежит коммерческим банкам (Федеральная резервная система США);
• смешанным, если сложилась акционерная форма капитала с участием государства (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии).
В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом.
Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.
Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.
Как юридическое лицо Банк России выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.
Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных отношений. Его распоряжения и приказы обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере денежных операций.
Властные полномочия Банка России носят ограниченный характер и по отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам, центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.
Однако обладая определенными властными полномочиями, Центральный банк РФ не включен в число органов государственной власти.
Согласно Конституции Российской Федерации к органам государственной власти относятся: законодательная власть, исполнительная власть и судебнаявласть. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в полной мере.
Структура управления ЦБ РФ
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума:
назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального финансового совета;
проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:
1. Национальный финансовый совет;
2. Совет директоров;
3. Центральный аппарат;
4. Территориальные учреждения;
5. Расчетно-кассовые центры (РКЦ);
6. Полевые учреждения;
7. Предприятия инфраструктуры.