Финансы как экономическая категория
Сущность и функции финансов
Финансы как экономическая категория
Функции финансов
История развития финансов
История развития финансов
Особенность и роль государственных и муниципальных финансов
Особое значение имеет определение финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к 3 решающим факторам:
1. Экономическая стабилизация
2. Адаптация к рыночным преобразованиям
3. Стимулирование инвестиционной активности
Либерализация цен – частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке.
Социально – экономический аспект развития финансов, регионом в настоящее время испытывает возрастающее влияние 3 главных факторов:
1. Рыночного (взаимопроникновение региональных, национальных и мировых рынков)
2. Конкурентного(усиление конкуренции на всех выше перечисленных рынках)
3. Производственный фактор
Создание макроэкономических условий экономического роста само по себе не способно переложить негативность тенденции и сформировать реальные предпосылки для преодоления финансового кризиса, выходом из этой ситуации видится последовательное решение задач в целях реализации реформы финансовой системы
Тема: Государственные и муниципальные финансы как элемент финансово - кредитной системы
Финансово - кредитная система. Ее звенья и принципы формирования
Распределение и перераспределение созданного в обращении продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованного и децентрализованного фонда денежных средств, при этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок.
Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово - кредитную систему любого национального хозяйства.
В целом финансово - кредитная система включает в себя две системы:
1. Финансовую
2. Кредитную
Финансовая система
Централизованныефинансы децентрализованные финансы
А) госбюджет А) финансовых предприятий,
Б) внебюджетные фонды организаций, учреждений
В) гос. кредит различ. форм собственности
Г) гос. страхование Б) финансы домаш. Хозяйств
Централизованные финансы – представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики
Децентрализованные финансы – это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов.
Децентрализованные финансы представляют основу финансовой системы, поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов концентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости и стабильности финансового положения.
Кредитная подсистема
Банковская сфера парабанковская сфера
А) эмиссион. Банк А) лизинг, кредитный фонд
Б) неэмиссион банк Б) торгово – сберегатучрежд (комерч и специал банки)
Основными принципами формирования финансово - кредитной системы являются:
1. Наличие собственной финансовой базы
2. Единство и взаимодействие всех элементов финансово - кредитной системы, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, направленной на согласование интересов субъектов экономических отношений
3. Функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев
Бюджетная классификация РФ
1. Роль бюджетной классификации в бюджетном процессе
2. Классификация доходов бюджета
3. Классификация расходов бюджета
4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
С 2008 года начало действовать специальная глава бюджетного кодекса РФ, в которой определяются законодательные основы бюджетной классификации РФ.
Новая бюджетная классификация включает:
1. Классификацию доходов бюджетов
2. Классификацию расходов бюджета
3. Классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов
4. Классификацию операций сектора государственного управления
Базовые для бюджетов бюджетной системы РФ позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно бюджетным кодексом РФ.
Одновременно министерству финансов РФ предоставляется право утвердить единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях и тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы. Что касается классификации расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, то при их определении напротив существенно расширяется самостоятельность каждого уровня власти
Структуру кода классификации доходов бюджетов РФ формируют:
1. код главного администратора доходов бюджета
2. код вида доходов
3. код подвида доходов
4. код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета
главный администратор доходов бюджета – это определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган управления государственным внебюджетным фондом, центральный банк РФ, иные организации, имеющие в своем ведении администратора доходов бюджета
едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов является:
1. налоговый и неналоговый доходы
2. безвозмездные поступления
едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:
1. федеральный бюджет
2. бюджеты субъектов РФ
3. бюджеты муниципальных районов
4. бюджеты городских округов
5. бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения
6. бюджеты городских и сельских поселений
7. бюджет пенсионного фонда РФ
8. бюджет фонда социального страхования РФ
9. бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования
10. бюджеты территориальных фондов
классификация расходов бюджета включает в себя:
1. код главного распорядителя бюджетных средств
2. код раздела, целевой статьи и вида расхода
3. код классификации сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета
перечень главных распорядителей средств устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов
едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1. общегосударственные вопросы
2. национальная оборона
3. национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4. национальная экономика
5. жилищное и коммунальное хозяйство
6. охрана окружающей среды
7. образование
8. культура кинематографии
9. здравоохранение
10. социальная политика
11. физическая культура и спорт
12. СМИ
13. Обслуживание государственного и муниципального долга
14. Межбюджетные трансферты общего характера бюджета субъектов РФ и муниципальных образований
Код классификации источников финансирования дефицита бюджетов состоит из:
1. Кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов
2. Кода группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов
3. Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицита бюджета
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами источника финансирования дефицита бюджета являются:
1. Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета (государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, )
2. Источники внешнего финансирования дефицита бюджета ( тоже самое только в иностранной валюте)
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:
1. Доходы (налоговые доходы, доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, дохода от операций с активами и т д)
2. Расходы (оплата труда, оплата работ и услуг, обслуживание государственного долга, безвозмездные перечисления организации и бюджетов, расходы по операциям с активами)
3. Поступления нефинансовых активов (увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов)
4. Выбытие нефинансовых активов (уменьшение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов)
5. Поступление финансовых активов (поступление на счета бюджетов, увеличение стоимости ценных бумаг, увеличение задолженности по бюджетным кредитами т д)
6. Выбытие финансовых активов (выбытие со счетов бюджетов, уменьшение стоимости ценных бумаг, уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам и т д)
7. Увеличение обязательств (увеличение задолженности по внутреннему и внешнему долгу)
8. Уменьшение обязательств (уменьшение задолженности по внутреннему и внешнему долгу)
Налоговая система РФ
1. Становление и развитие налоговой системы в РФ
2. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование
Налоговая система представляет собой совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды
Отличительными чертами любого налога являются:
1. Индивидуальная безвозмездность
2. Без эквивалентность
3. Обязательность
4. Законность
Деление всех налогов на прямые и косвенные осуществляется в зависимости от источника взимания
Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица, косвенные налоги заложены в цену товара, оплачиваются покупателями, а вносятся в бюджет продавцом
В зависимости от того, какой орган государственной власти вводит налог, а также имеет право ихконкретизировать и уточнять условия уплаты, налоги делятся на:
1. Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательных к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами)
2. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес)
3. Местные - налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами органами муниципальных образований, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (земельный налог, налог на имущество физических лиц)
Налоги различают в зависимости от характера налоговых ставок:
1. Пропорциональный –налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения)
2. Прогрессивный- налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения
3. Регрессивный – налоговая ставка понижается по мере увеличения объекта налогообложения
Бюджетно-налоговая система планирования и регулирования представляет собой комплекс мер, по средствам которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов по средствам налоговых поступлений
Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики имеет прогнозирование налоговых поступлений
Данный процесс включает в себя следующие этапы:
1. Аналитическая стадия сбора и обработки информации с органами росстата, федеральной налоговой службой, федеральным казначейством, доводит до мин фина обобщенные сведения о текущих налоговых поступлениях
2. Министерство экономического развития представляет собой мин фину прогнозируемые на следующих год и среднесрочную перспективу макроэкономических показателей, от которых зависит размер налоговых поступлений (объем денежной массы, предполагаемый объем прибыли)
3. С учетом представленных данных мин фин РФ проводит расчет доходов консолидированного бюджета по основным налоговым поступлениям
4. На основании произведенных расчетов мин фин РФ формирует свои предложения относительно корректировок налогового законодательства, которые представляют им в гос. Туву вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год
1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер.
2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги
3. Усложненность налоговой системы РФ
4. Неэффективность существующих льгот
5. Недостаточно эффективным является контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов
6. Частое изменение налогового законодательства
В настоящее время необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:
1. Постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков
2. Упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам и органам, ответственным за сбор налогов
3. Придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы
4. Утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов
5. Реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований
6. Усилить налоговую пропаганду
Доходы и расходы бюджетов
1. Доходы бюджета
2. Расходы бюджета
3. Дефицит государственного бюджета
Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств являющихся источниками финансирования дефицита бюджета
Управление доходами бюджета- это не только технологический процесс, основанный на законодательной базе, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и гражданами по поводу налоговых и неналоговых платежей
Основная цель управления доходами бюджетов-стабильное финансирование государственных (муниципальных) обязательств при умеренном уровне налоговых изъятий и тарифов
Доходы бюджетов формируются на основе бюджетного, налогового, таможенного кодексов РФ, а также на основании законов представительных органов государственной власти и местного самоуправления
В соответствии с бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений
К неналоговым доходам относятся:
1. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением
3. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
К безвозмездным поступлениям относятся:
1. Межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотации, субсидии, субвенции)
2. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования
Управление налоговыми доходами включает оценку налогового потенциала, оценку эффективности и равномерности налоговой нагрузки и потенциала увеличения собираемости налогов.
Все меры, направленные на увеличение налоговых сборов можно подразделить на две группы:
1. Прямые методы увеличения налоговых доходов (регулирование налоговых ставок и порядка уплаты налогов, административное воздействие на неплательщиков)
2. Косвенные методы увеличения бюджетных доходов (законодательное и нормативно-правовое обеспечение бюджетной политики и мер ее урегулирования, формирование и поддержание благоприятных условий для развития реального сектора, регулирование и совершенствование неналоговых доходов бюджетов)
- макроэкономические
- микроэкономические
Основная доля неналоговых доходов региональных бюджетов приходится на доходы от использования государственного имущества и деятельности государственных предприятий.
Эффективность управления государственной (муниципальной) собственности зависит не только от ее специфических черт и методов воздействия на нее, но и от скоординированности всех элементов фискальной политики в регионе и в целом по стране
В оптимальной модели управления доходами бюджетов выбор метода формирования доходной базы должен производится на основе критерия самостоятельности региональных и местных представительных и исполнительных органов власти, сокращения применения административных методов в бюджетной деятельности и их использования в единстве с финансовыми методами.
Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефициты бюджета
Расходы бюджетов разнообразны и их структура остается достаточно стабильной в разрезе разделов бюджетной классификации расходов бюджета
В рамках экономической сущности расходы бюджетов имеют деление на:
1. Текущие расходы (связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей)
2. Капитальные расходы (представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и в прирост запасов)
Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицитом бюджета
Для покрытия дефицита бюджета государство использует в основном два способа:
1. Денежная эмиссия (приводит к существенному развитию инфляционных процессов)
2. Внутреннее и внешнее заимствование
В соответствии в бюджетным кодексов в состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета включаются:
1. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов и средствами, направленными на их погашение, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг в валюте РФ
2. Разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами бюджетной системой РФ
3. Разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций и международных финансовых организаций
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
1. Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов и средствами, направленными на их погашение, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте
2. Разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иных юридических лиц
3. Разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций
В теории практики бюджетирования различают два вида профицита (дефицита):
1. Первичный профицит (дефицит) - это разница между всей суммой доходов бюджета и непроцентными расходами (расходы без выплаты и обслуживания государственного долга)
2. Конечный профицит (дефицит) – это разница между всей суммой доходов бюджета и всей суммой расходов, включая оплаты и обслуживание долга
Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначенный для реализации конституционных правд граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь и т д.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
1. обязательных платежей, установленных законодательством РФ
2. Добровольных взносов физических и юридических лиц
3. Других доходов, предусмотренных законодательством РФ
Все государственные внебюджетные фонды по своей сущности могут быть социальными (пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов РФ) и экономические (резервный фонд, фонд национального благосостояния, дорожный фонд)
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются самостоятельно и не включаются в федеральный бюджет, однако эти средства имею бюджетную форму и по каждому из них составляется самостоятельный бюджет, а порядок их образования и использования регулируется бюджетным кодексом РФ
Хотя внебюджетные фонды представляют собой составную часть бюджетной системы РФ, они обладают рядом характерных признаков:
1. Средства внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы и изъятию не подлежат
2. Расходование средств осуществляется исключительно на цели определенные законодательством РФ, субъектов федерации, регламентирующих их деятельность
3. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует их использование в полном объеме
До 2010 года взносы в социальные внебюджетные фонды осуществлялись с помощью единого социального налога, с 1 января 2010 года данный налог был отменен и вместо него работодатели стали платить страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
ПРФ | ФСС | ФОМС | Всего | |
федеральный | территориальный | |||
2010 год | ||||
20% | 2,9% | 1,1% | 2% | 26% |
2011 год | ||||
26% | 2,9% | 3,1% | 2% | 34% |
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно в проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о бюджете на очередной финансовый год
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется федеральным казначейством
Сущность и функции финансов
Финансы как экономическая категория
Функции финансов
История развития финансов