Сущность государственного бюджета и его влияние на социально-экономические процессы.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является финансовая система общества, главное звено которой бюджетная система. Бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса. Бюджет является основной экономической формой образования и использования центрального фонда денежных средств государства, важнейшее назначение которого состоит в централизации финансов в руках государства. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровнего перераспределения средств как бюджет. Он дает органам гос власти возможность осуществления властных полномочий и отражает размеры необходимых государству финн ресурсов, определяя тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляет бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей регионов. Регулируя таким образом экономические отношения государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капитала и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Кроме того, бюджет – годовой план гос расходов и источников их покрытия.
В настоящее время, на теоретическом и практическом уровнях закреплено, что специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они: 1) возникают в перераспределительном процессе, непременным участником которого является государство; 2) государство прямо участвует в воспроизводственном процессе; 3)они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Экономическая сущность гос бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Существует три направления распределения и перераспределения финансовых средств:1) межотраслевое распределение финансовых средств (обеспечивает необходимые темпы и пропорции развития отраслевой макроэкономики);2) межтерриториальное распределение финансовых средств (обеспечивает целесообразное развитие всех экономических районов и регионов страны);3) межсекторное распределение финансовых средств между производственными и непроизводственными сферами.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей – обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т. п.
Функции бюджета: 1)перераспределение национального дохода (проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах чрез бюджет разных уровней перераспределяется до 50% НД.; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики; 4)контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Принципы построения и функционирования бюджетной системы: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3)принцип самостоятельности бюджетов разных уровней; 4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов; принцип сбалансированности бюджетов, эффективности и экономичности использования бюджетных средств; 5) принцип общего покрытия расходов бюджета; 6) гласности; 7)достоверности; 8) адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Бюджетный механизм представляет собой комплекс элементов управления, предназначенных для реализации бюджетной политики. Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы в условиях становления рыночных отношений создаются определенные предпосылки и соблюдаются основополагающие принципы бюджетного регулирования. К ним можно отнести устойчивость денежного обращения в стране, наличие законодательных актов, определяющих рамки и содержание бюджетного процесса в стране, обязанности, права и взаимоотношения его участников.