Сущность, задачи и информационная база экономического анализа
Экономический анализ-явл.обьективным необходимым элементом деятельности предприятия, с помощью которого определяется сущность хозяйствующих процессов,оценивать финансовую ситуацию,выполнять резервы производства и принимаются решения для планирования и управления.
Объектомисследования экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Предметом экономического анализа на микроуровне (анализа хозяйственной деятельности) являются определенные результаты хозяйственной деятельности, складывающиеся под воздействием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
Внешние факторы –факторы внешней окружающей среды предприятия,котор оказывают на него прямое или косвенное воздейсвтие ,влияние на эффективное его функционирование ,объективное воздействие на деят пред.(мезосреда-деловые портнёры,конкуренты,поставщики,потребители;макросреда-политический фактор,эк фактор,технологические,социальные;мегауровень-характеризует состяние мировой эк. В целом и специфику международного эк.отношение отдельных стран)
Внутренние факторы-носят субьективный характер .т.е. целиком зависит от конкретной деят.человека(производство,маркетинг,финансы,трудовые ресурсы)
Основные задачи:
-оценка хоз ситуации
-Выявление положит и отриц факторов,а так же причин
-подготовка принимаемых управленч.решений
-выявление и стабилизация резервов ,повыш эфф.хоз.деят.
Процедуры проведения комплексного экономического анализа.
1.предварительный анализ деятельности предприятия(экспресс анализ)
-общая характеристика объекта анализа
-оценка внешних условий хозяйствования
-общий обзор результатов хоз деятельности в системе осн.эк. показателей
2.Углубленный анализ хоз деят предприятия
-анализ техникоорганизационного уровня предприятия
-анализ ресурсного потенциала предприятия(осн средств нематер активов,материальных ресурсов,трудовых ресурсов)
-анализ объёма производства и реализации продукции или услуг
-анализ качества продукции и услуг
-анализ себестоимости продукции или услуг
-анализ финансовых результатов дет предпр.
3.оценка эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности
Методика комплексного анализа должна включать:
-определение целей и задач
-последовательность процедур анализа
-совокупность показателей анализа
-Способы получение инф.,способы обработки инф.
-порядок оформления результатов анализа.
Источником информации котор использ.при проведении эк.анализа можно подразделить на плановый, учетно-отчетный и внеучётный.
Плановый источник включ.различные виды планов предприятия,в т.ч. сметы и бюджет.
Учётноотчётный-данные бух и оперативного учёта
Внеучётные –нормативно правовые акты,хоз правовые документы,материалы аудиторских проверок,техническая и технологическая документация.Базовые принципы экономического анализа:
1. Принцип научности, который предусматривает глубокое познание объективной реальности функционирования экономической системы, влияния объективных факторов на ее изменение и развитие; применение научной методики и организации аналитических исследований.
2. Принцип системности, который предусматривает исследование экономических явлений и процессов как сложных систем с функционально-структурным строением элементов взаимосвязи и взаимообусловленности их составляющих.
3. Принцип комплексноститесно связан с принципом системного подхода: определяется тем, что в анализе экономических явлений и процессов как сложных систем следует комплексно оценивать входные параметры функционально-структурного строения, их изменение и развитие на исследуемом объекте в пространстве и времени, количественные, качественные признаки, исходные (результативные) параметры этого процесса.
4. Принцип конкретности и действенности экономического анализа означает целевую направленность исследований на конкретную практику и результативность в достижении поставленной цели.
5. Принцип рейтинговой оценкипредусматривает определение приоритетов в достижении поставленной цели, очередности осуществления мероприятий, направленных на целевое изменение и развитие экономических систем. Рейтинговая оценка проводится по критериям, которые определяют конечную цель функционирования экономической системы. Для достижения промежуточных целей могут использоваться другие критерии рейтинговой оценки.
6. Принцип демократичности, массовости экономического анализа предполагает участие в аналитическом процессе широкого круга заинтересованных лиц, а не только специалистов-аналитиков, а также широкую доступность, прозрачность, убедительность выводов и предложений. Этот подход позволяет наиболее полно выявить имеющиеся резервы и недостатки, более взвешенно принимать решение.
Соблюдение названных принципов является необходимым условием проведения аналитических исследований, гарантом достижения поставленных целей и решения конкретных задач.