Понятие экономических издержек
Издержки - затраты на приобретение вводимых экономических ресурсов.Для оценки деятельности фирмы значение имеет категория вмененных (альтернативных) издержек, которые определяются как экономические издержки (внешние и внутренние). Другая классификация основана на зависимости затрат от объёма производимой продукции и разделяет издержки на постоянные и переменные.
Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, энергию и др., наз внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам ресурсов.(з/п, аренда, %банку) Издержки на собственный ресурс (оборудование), наз внутренними или неявными. Альтернативные издержки - упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. (упущенный доход с капитала, з/ты)
Прибыль- превышение общей выручки от продажи т. и услуг над общими издержками на их производство.
Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные издержки.
Бухгалтерская прибыль - прибыль, полученная в результате ревалоризации активов либо девалоризации пассивов (амортизация). Чистый денежный доход и внутренняя норма доходности.
- доход за вычетом из него обязательных платежей и находящийся в распоряжении отдельных субъектов. Различают чистые доходы: общества, государства, секторов экономики, юридического и физического лица. Внутренняя норма доходности – это ставка дисконтирования, приравнивающая сумму приведенных доходов от инвестиционного проекта к величине инвестиций, т.е. вложения окупаются, но не приносят прибыль.
В рамках краткосрочного периода фирма не может изменить затраты всех ресурсов, и рассчитывает: 1)Постоянные издержки производства (TFC)- издержки, величина которых не зависит от изменения объема производства (арендные платежи, издержки, связанные с использованием зданий и сооружений).
Понятие амортизации и износа.Амортизация– процесс переноса стоимости оф по мере их износа на произведенную продукцию; это денежное выражение износа основных фондов. Износ– утрата основными фондами потребительской стоимости, делится на физический (постепенная утрата оф своей первоначальной стоимости, которая происходит не только в процессе их эксплуатации, но и от влияния внешних факторов (атмосфера, коррозия.) и моральный (устаревание оф по своей конструкции, производительности, экономичности в условиях НТП).
Норма амортизации – показывает какую долю своей первоначальной стоимости в % переносят основные фонды ежемесячно на создаваемую ими продукцию. Амортизационные отчисления - сумма, начисляемая на счет прибылей и убытков и представляющая износ или уменьшение стоимости актива.
2)Переменные(TVC)- издержки, величина кот. зависит от изменения объема производства. (затраты на сырье, электроэнергию, транспорт)3)Общие издержки (TC = TFC + TVC).
4)Средние издержки - издержки в расчете на ед. продукции. Они используются для формирования цены. Ср постоянные издержки =отношению суммарных постоянных издержек на количество произведенной продукции. AFC = FC / Q. Кривая средних постоянных издержек:
Ср переменные издержки = делению суммарных переменных издержек на кол-во произведенной продукции. AVC = VC/Q (Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия) Ср общие издержки =делению суммы общих издержек на кол-во продукции. АТС = TC/Q
5) Предельные издержки (МС=дельтаTC/дельтаQ)- показывают во сколько фирме обходятся про-во каждой последующей ед-цы продукции; - производная функция только от переменных издержек:
- когда МС <АС, кр ср изд идет вниз: про-во каждой новой ед-цы продукции уменьшает ср. изд-ки; - когда МС >АС, кр срх изд идет вверх: про-во новой ед-цы продукции увеличивает ср. изд.; Когда AC = min, то МС = АС. Кр предельных издержек пересекает кр ср. переменных издержек и кр совокупных издержек в точкахих минимального значения.
В рамках долгосрочного периода менеджер может контролировать и изменять объем производства или выпуска, не только изменяя интенсивность про-ной деят-ти, но и сами размеры и количество предприятий. Затраты в долгосрочном периоде когда все факторы являются переменными характеризует кривая долг.средних издержек.(показывает мин-ные средние издержки для любого объема выпуска Q.) На ней выделяют 3 участка: 1)С ростом объема про-ва средние издержки уменьшаются, в этом случае говорят, что фирма имеет «+» эффект от роста масштабов производства. Это значит, что при увеличении выпуска к примеру на 100%, издержки вырастут меньше чем на 100%. 2) Ф. имеет постоянный эффект от роста масштабов производства. (если увеличивается выпуск на 100%, затраты тоже на 100%. 3) Ф. имеет убытки от роста масштабов про-ва. (для того, чтобы увеличить выпуск на 100%, необходимо увеличить затраты более чем на 100%.) Эффект масштаба определяется производственной функцией отражающей изменение объема выпуска при увеличении затрат всех ресурсов. Экономия на масштабах производства- с ростом размеров предприятия издержки производства единицы продукции падают. Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер завода.
Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график. Если положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет отрицательный наклон; если постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; в случае увеличения издержек от роста масштабов производства, кривая устремляется вверх (см. рис. 3 – 17 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 3 – 17 б, в).
Три периода в динамике долгосрочных издержек:
1) экономия на масштабах производства; 2) постоянная отдача; 3) дезэкономия на масштабах производства.
Причины экономии на масштабах производства:
1. снижение части средних постоянных издержек; 2. технологические причины; 3. выгоды специализации (а) труда, (б) машин; 4. выгоды от совместного производства продуктов (экономия на размахе производства).
Причины дезэкономии на масштабах производства:
1технологические трудности при превышении оптимума (транспортныерасходы);2.негибкость ультраспециализированного и ультрадиверсифицированного про-тва; 3. нехватка ресурса «предпр-кая способность.
Постоянная отдача от масштаба - это изменение количества всех факторов производства, которое вызывает пропорциональное изменение объема выпуска продукта. Так, вдвое большее количество факторов ровно вдвое увеличивает объем выпуска продукта.
8. Особенности рынка совершенной конкуренции
Понятие конкуренции- соперничество, борьба между производителями (продавцами) товаров, либюо между экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов.
Условия совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:
1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;
2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);
4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.
Достоинства совершенной конкуренции: совершенная конкуренция помогает распределить ограничения ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей (это обеспечивается при условии, когда Р = МС). Фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
Совершенная конкуренция обладает рядом недостатков. Она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.
& 3. Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы
Абсолютно эластичный спрос — ситуация, при которой даже незначительное изменение цены приведет к тому, что при повышении цены потребители полностью отказываются от потребления блага, поскольку объем их спроса снижается на бесконечно большую величину. Наоборот, при снижении цены объем спроса повышается также до бесконечности.
График абсолютно эластичного спроса выглядит как горизонтальная прямая, параллельная оси абсцисс.
& 4. Средний, предельный и общий доход фирмы
Общий доход есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на количество проданных единиц: TR= P•Q; где Р - цена единицы товара;Q – кол-во проданных единиц товара.
Величина общего дохода при равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.
Средний доход- это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного блага: AR = TR / P
Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит или множества товаров или услуг.
Предельный доход есть приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции.
& 7. Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции.
Теория совершенной конкуренции - теория поведения производителей и продавцов в условиях, когда ни один из них не в состоянии оказывать влияние на рыночную цену.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения.
& 12. Совершенная конкуренция и эффективность экономики
Позитивные черты рынка совершенной конкуренции.
1.Производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом. Это определяется тем, что равновесие устанавливается на уровне долгосрочного и краткосрочного минимума средних издержек.
2.Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. Совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
3.Безубыточноcть фирм в долгосрочном периоде (P = LATCmin ). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость — фирмы не несут убытков. А с другой стороны, нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики
Совокупность перечисленных достоинств делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Саморегуляция рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума — речь идет о совершенной конкуренции.