Деньги как экономическая категория
Полезность денег состоит в том, что они способствуют движению товаров между производителями и потребителями, деньги являются средствами обращения, соединяют частный труд и систему общественного труда, обеспечивают количественное соответствие между трудом и капталом. Деньги несут в себе две стоимости: абстрактную и меновую. Деньги имеют внутреннюю стоимость, определяемую затратами общественного труда на собственное изготовление. Меновая стоимость денег - это их относительное товарное выражение или покупательная способность. Маркс говорил: "деньги - не вещь, а общественное отношение". Изначально экономическое значение этих денег - сделать денежный оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безналичного оборота.
Функции денег.
-Функция мера стоимости, т.е. способность денег измерять стоимости всех товаров. Сами деньги цены не имеют. Вместо цены деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в количестве товаров, которые можно на них купить.
Масштаб цен определяется государством и служит для измерения и выражения цен всех товаров. Масштаб цен тем лучше выполняет свое назначение, чем реже изменяется его основа, т.е. единица масштаба.
-Средство обращения. Деньги выступают в качестве посредника в процессе обращения товаров. Товарный обмен первоначально осуществлялся в форме непосредственного обмена товара на товар (Т - Т). Появление денег означает существенное изменение формы обмена: товар сначала продается за деньги, а затем на вырученные деньги товаропроизводитель покупает необходимые ему товары. Товар проходит два изменения формы товарной стоимости:
1). товар продается за деньги, его стоимость из товарной формы превращается в денежную (Т - Д);
2). на вырученные деньги покупается товар, т.е. денежная форма стоимости превращается в товарную (Д - Т).
-Средства накопления. Деньги являются всеобщим воплощением общественного богатства - этим объясняется стремление к их накоплению.
-Функция денег как средства платежа. Функция денег как средство платежа возникла в связи с развитием кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве и заключается в том, что деньги покупатель платит за товар, приобретаемый на рынке.
Покупатели могут не иметь наличных денег покупая товар, поэтому возникает необходимость купли-продажи в кредит, т.е. отсроченной уплаты денег. В этом случае средство обращения служат не сами деньги, а выраженные в них договорные обязательства. При погашении долгового обязательства деньги выполняют функцию средства платежа. Накопление денег в качестве сокровища - также необходимо условие функционирования их как платежного средства.
-Функция мировых денег. Функция мировых денег опирается на все предыдущие функции денег, мировые деньги служат: всеобщим платежным средством; всеобщим покупательским средством; материализацией общественного богатства.
В качестве международного платежного средства мировые деньги выступают при широком использовании международного кредита, когда создается ситуация, при которой объем платежей страны за границу не превышает объем поступления из-за границы.
Деньги выступают посредниками обмена товаров (Т-Д-Т): продажа (Т-Д) и купля (Д-Т). В результате выполнения деньгами функции средств обращения деньги реализуют цену товаров. При этом деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами. С функцией денег как средства обращения связаны формы денег. К ним относятся: монеты, бумажные деньги. Монета - это слиток металла особой формы, веса, пробы. Функцию средства обращения могут выполнять и неполноценные деньги, символы, знаки полноценных денег. Деньги выполняют функцию средства обращения мимолетно, находятся в непрерывном движении.
Количественная теория денег - определяется зависимость уровня цен от денежной массы, которая выражается формулой: MV=P, где: M - масса денежных единиц; V - скорость обращения денег; P - цена товара; Q - количество товаров, представленных на рынке.
Согласно марксистской теории, количество денег, необходимое для обращения, определяется по формуле:
, где КД - количество денег в обращении;
СцТ - сумма цен товаров, подлежащих реализации;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит; П - сумма платежей по кредитам, срок который наступил; В - сумма взаимопогошающихся платежей; Со - скорость оборота денежной единицы, выраженная средним числом ее оборотов.
Суррогатными деньгами называют заменители денег, официально обращающихся на территории данной страны. При отсутствии официальных денег в оборот могут поступать разнообразные деньги-заменители (локальные, областные или заводские валюты, ценные бумаги, иностранная валюта и золото, даже если сделки с ними официально запрещены законом. Суррогатные деньги дезорганизуют экономику страны и не одобряются государством. Выделяют три главных формы суррогатных денег: государственные, местные и частные. Государственные суррогатные деньги выпускают по решению правительства, местные - местные органы власти, эмитенты частных суррогатных денег - коммерческие структуры. Государственные суррогатные деньги - эквиваленты монет во время Первой мировой войны. Местные суррогатные деньги обычно сводятся к заменителям денег ввиду нехватки общегосударственных денежных знаков. К таковым можно отнести замену денежных знаков этикетками винных бутылок в Сибири во время гражданской войны. Частные суррогатные деньги выпускают коммерческие предприятия, организации для решения своих проблем. Ими бывают различного рода расписки, талоны, товарные документы
Масштаб цен и деноминации.
Деноминация— изменение нарицательной стоимости денежных знаков с целью стабилизации валюты после гиперинфляции и упрощения расчётов. В ходе деноминации происходит обмен старых денежных знаков на новые, имеющие, как правило, меньший номинал. Старые денежные знаки могут изыматься из обращения: в течение нескольких недель, что приводит к обмену не всей имевшейся на руках денежной массы, что выгодно государству; в течение года или нескольких лет, когда старые деньги ходят одновременно с новыми и постепенно изымаются из обращения. Масштаб цен — весовое количество металла (золота или серебра), принятое в данной стране в качестве денежной единицы. С его помощью денежная единица определенного наименования служит для измерения и выражения цен всех товаров. Денежные единицы, как правило, делятся на мелкие пропорциональные части (рубль - на 100 копеек). Устанавливается государством.
5. Законы спроса и предложения
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.Спрос — количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене.Цена является важным фактором спроса, т.к. общий уровнь цен на рынке формирует общий покупательный спрос, при ценах выше общего уровня спрос снижается. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, приобретать этот товар. Неценовые факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей);Инфляционные ожидания.
Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара.
Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Индивидуальный и рыночный спрос. Кривая спроса. Факторы смещения кривой спроса. Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям. Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.
На рыночный спрос оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей. Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в%) превышает процентное выражение снижение цен.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
Рис. Кривая спроса
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара
Факторы, влияющие на предложение: Наличие товаров заменителей. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). Уровень технологий. Объём и доступность ресурсов. Налоги и дотации. Природные условии. Ожидания (инфляционные, социально-политические). Размеры рынка
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. Предложение — совокупность всех видов товара при различных ценах Величина предложения.
- количество товара или услуг определенного вида, предложенное к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Рыночное равновесие характеризуется равновестной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.Равновесный объём — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Точка пересечения E нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену. Только при этой цене количество продукта равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки данного продукта.
Когда цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются — это называется равновесной ценой.
Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных отчислений в другие фонды. Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производителя включают в цену товара или услуги. Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Существует 2 формы государственного регулирования цен: прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство воздействует на порядок, методы определения и уровень цен (регламентированние порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары). К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования (соглашений между государством и предпринимателями о политике цен; ценах и рекламе; изменение налоговых ставок с целью снижения издержек и цен на гос-ных предприятиях.Эластичность спроса - это степень реакции спроса на изменение цены. Измеряется она коэффициентом эластичности (ЕД).Если ЕД > 1, спрос эластичен - общий доход производителей возрастает с уменьшением цены, вследствие значительного увеличения объёма продаж.
Если ЕД < 1, спрос неэластичен - общие доходы производителей снижаются со снижением цены
Если ЕД = 1, спрос единичной эластичности - процентное изменение спроса совпадает с процентным изменением цены.
Эластичность предложения - степень реакции предложения на изменение цены:
ЕS всегда величина положительная. Это значит, что при любом повышении цены доход производителя увеличивается, а при любом понижении цены прибыль падает.
Эластичность предложения зависит от следующих факторов: 1) лёжкость товара, т. е. возможность его длительного сохранения. Значит, предложение неэластично (ЕS < 1); 2)особенности технологии производства. Если производитель сможет быстро нарастить производство при росте цены, то предложение данного товара эластично (ЕS > 1); 3) фактор времени. Перекрестная эластичность спроса - выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%: , где QX— относительное изменение спроса на товар X;PY— относительное изменение цены на товар Y.
Теории стоимости
• Трудовая теория стоимости(В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) :
- Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость.
- Стоимость товаров создается общественным трудом производителей.
- Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству: простой, не требующий подготовки или сложный(квалифицированный).
- Сам труд измеряется с помощью рабочего времени.
- Товары одного и того же вида и качества обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость, т.к.на их изготовление затрачивается неодинаковое индивидуальное рабочее время (различны условия производства, степень квалификации и т.д.).
Но на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца, там устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи: «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена».
• Теория предельной полезности (вторая половина XIX в., Э.Бём-Баверк и К.Менгер):
1. Стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя
2. Полезные блага подразделяются на имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.), и они не считаются полезными, т.к. они в избытке; и являющиеся редкими или недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
4. Ценность благ определяет предельная полезность, которая зависит от «запаса» (наличного количества) продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».
Основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи: «потребитель— потребность— полезность блага — его ценность — цена».
Однако теория предельной полезности имеет ряд слабых сторон:
-люди рассматриваются не как производители материальных благ, а только как потребители;
- субъективно-психологический характер, т.к.выводит меновую стоимость (пропорция, в которой обменивается один товар на другой) из психологических ощущений;
- определяя ценность предельной полезностью, которая прямо зависит от их обилия или “редкости”, смешиваются причина со следствием: не “редкость” определяет их ценность, а, наоборот, редкими оказываются те товары, воспроизводство которых требует больших затрат человеческого труда.
Особый подход к проблеме стоимости был сформулирован А. Маршаллом: спрос в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Он выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства.
В итоге можно сделать вывод, что теория трудовой стоимости и теория предельной полезности дополняют друг друга: в первой обоснование стоимости в соответствии с трудовыми затратами, а во второй —эффективное использование основных факторов производства — труда, капитала и земли.
• Субъективная теория стоимости (Хуан де Матьенсо, XVI век) появляется понятие «справедливой цены». Матьенсо утверждает, что вещи не имеют объективной стоимости сами по себе, поскольку существуют другие факторы, определяющие стоимость, такие как: необходимость, полезность, заинтересованность лиц, нехватка товара (дефицит) или простота в его использовании.
Матьенсо склоняется к теории субъективной стоимости товаров («общая оценка») и проводит различие между «изначальной» (внутренне присущей) стоимостью и «приобретённой» стоимостью. Первая выражает саму природу товара — некую «сущностную» стоимость, включающую издержки производства. Сюда также включена его полезность. Вторая установлена по «общей оценке» и включает необходимость в товаре и его нехватку.
•Теории издержек - выводят стоимость из издержек производства. Но все они вынуждены оперировать ценами, выраженными в количестве денег. Трудностью для таких теорий является объяснение природы стоимости самих денег.
График предложения –под ним понимают отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать.
P - цена; Q – кол-во продукции.