РАЗДЕЛ 1. Деньги как экономическая категория
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе __________И.В.Малафей «_____»__________2015
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Методические рекомендации и варианты домашней контрольной работы № 1 для учащихся заочнойформы получения образования специальности 2-25 01 32«Банковское дело»
Составлены на основании учебной программы, утверждённой директором колледжа бизнеса и права от 27.05.2014г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования ОС РБ 2-25 01 32-2014 специальности 2-25 01 32 “Банковское дело”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Денежное обращение и кредит» является одной из основных дисциплин при подготовке специалистов по банковскому делу. Дисциплина «Денежное обращение и кредит» позволяет учащимся изучить организацию структуры кредитной и банковской системы Республики Беларусь, основные операции, выполняемые коммерческими банками, перспективы развития банковского дела, роль банков в экономике стран,основы теории денег и денежного обращения.
Глубокое усвоение дисциплины «Денежное обращение и кредит» возможно только при условии достаточно полного изучения таких смежных дисциплин, как «Банковские операции», «Рынок ценных бумаг», «Финансы организаций», «Банковский надзор и аудит».
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знатьосновы теории денег и денежного обращения, принципы и современную практику организации наличных и безналичных расчетов;сущность, формы и виды кредита, его функции, границы и экономическую роль;денежные системы и их характерные особенности на современном этапе глобализации экономики; механизмы современного денежно-кредитного регулирования;современное законодательство, нормативные документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, деятельность кредитных организаций, практику применения указанных документов;особенности построения современных банковских систем, основы деятельности центральных и коммерческих банков.
Учащиеся должны уметь анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; оценивать происходящие в обществе инфляционные процессы с выработкой соответствующих рекомендаций и предложений по их урегулированию;анализировать периодическую литературу по проблемам денежно-кредитной сферы экономики, оценивать роль банков в современной рыночной экономике.
В соответствии с программой обучения учащиеся в обязательном порядке выполняют одну домашнюю контрольную работу по дисциплине «Денежное обращение и кредит».
Выполнению домашней контрольной работы должно предшествовать внимательное изучение следующих разделов программы:
1.Деньги как экономическая категория
2.Денежный оборот
3. Денежная система
4. Регулирование денежного оборота
5. Валютная система и валютное регулирование
6. Кредит, как экономическая категория
7. Кредитные и банковские системы
Домашняя контрольная работа включает два теоретических вопроса и одно практическое задание.
При выполнении ДКР следует опираться на Банковский кодекс Республики Беларусь, действующие инструкции, методические указания Национального банка Республики Беларусь, а также на учебную литературу по изучаемым темам дисциплины.
Работа выполняется в ученической тетради разборчивым почерком. Выполнение задания должно излагаться по пунктам, сопровождаться, где это необходимо, расчетами и пояснениями к ним. В конце работы указывается перечень используемой литературы, ставится дата и подпись учащегося.
Контрольная работа должна быть выполнена по своему варианту, в противном случае она не будет зачтена. В случае если контрольная работа не зачтена, она должна быть переделана в соответствии с замечаниями. Зачтенная работа предъявляется преподавателю при сдаче экзамена. В противном случае учащиеся к экзамену не допускаются.
Номер варианта домашней контрольной работы определяется по таблице, в зависимости от двух последних цифр зачетной книжки. В таблице с номерами вариантов по горизонтали размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является последней цифрой учащегося. По вертикали размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых является предпоследней цифрой шифра учащегося. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номером варианта учащегося. Например, шифр учащегося имеет последние цифры 14. Пересечение строки с цифрой 1 и столбца с цифрой 4 определяет клетку с номером варианта 14.
Таблица выбора варианта по домашней контрольной работе
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
- | ||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ
Бумажные и кредитные деньги
Возникновение и развитие кредитных денег как качественно новый этап товарно-денежных отношений. Обращение товаров и обращение капитала
Виды кредитных денег. Особенность векселя как денежного суррогата в современных условиях.
Банкнота: история происхождения и модификации. Принцип обеспечения и размена банкнот. Особенность банкноты с золотым обеспечением в выполнении функций денег. Подрыв устойчивости банкнот. Причины появления банкнот, не разменных на золото. Особенности выполнения ими функций денег. Понятия полноценных и неполноценных денег.
Депозитные деньги как вид кредитных денег. Выполнение депозитными деньгами функций денег. Депозитные деньги и электронные деньги: общее и особенное. Электронные деньги и решение проблемы экономии издержек обращения.
Бумажные деньги как особый вид денег. Особенности эмиссии, обеспечения и цели применения собственно бумажных денег. Бумажные деньги и инфляция. "Военные" деньги, "деньги революции" как формы бумажных денег. История появления этих денег и экономические последствия их применения. Бумажные деньги в номиналистической теории денег. Деньги - это юридическая или экономическая категория?
Финансовые деньги. Дискуссионные вопросы определения ценных бумаг как формы денег. Выполнение ценными бумагами функций денег.
По результатам изучения темы учащийся должен:
знать:сущность и функции денег, эволюцию форм и видов денег.
уметь: определить сущность и функции денег, эволюцию форм и видов денег.
РАЗДЕЛ 2. Денежный оборот
Наличный денежный оборот
Основы организации безналичного денежного оборота: принципы, цели и задачи, субъекты, организующие безналичный денежный оборот.
Система безналичных расчетов, ее понятие и основные элементы: виды счетов, открываемых в банках, виды расчетных документов, используемых.для совершения платежных операций, порядок документооборота, способы платежа, формы безналичных расчетов и их классификация.
Безналичные расчеты в нефинансовой сфере экономики. Аккредитивная форма расчетов. Понятие документарных аккредитивов. Порядок осуществления расчетов при использовании аккредитивов отзывных, безотзывных, покрытых (депонированных), непокрытых (гарантированных). Сфера применения.
Расчеты платежными поручениями как основная форма безналичных расчетов в России в современных условиях.
Безналичные расчеты в финансовой сфере экономики. Межбанковские расчеты, проблемы их развития.
Понятие налично-денежного оборота. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве. Принципы организации налично-денежного оборота. Роль налично-денежного оборота в воспроизводстве. Теоретическая модель управления наличной денежной массой. Принципы организации налично-денежного обращения.
По результатам изучения темы студент должен:
знать:основы организации безналичного денежного оборота: принципы, цели и задачи, субъекты, организующие безналичный денежный оборот, систему и формы безналичных расчетов.
уметь:анализировать основы организации безналичного денежного оборота: принципы, цели и задачи, субъекты, организующие безналичный денежный оборот, систему и формы безналичных расчетов.
РАЗДЕЛ 3. Денежная система
Платежный баланс
Сущность и содержание платежного баланса. Структура платежного баланса.
По результатам изучения темы студент должен:
знать:сущность и содержание платежного баланса, его цели, методы проведения, функции и задачи платежного баланса.
уметь:анализировать сущность и содержание платежного баланса, его цели, виды и методы проведения.
Валютное регулирование
Принципы организации и задачи системы валютного регулирования.
Спрос на деньги и предложение денег как объекты валютного регулирования.
Центральный банк как субъект валютного регулирования. Проблема независимости центрального банка в валютном регулировании. Правовые основы валютного регулирования.
Методы и инструменты валютного регулирования и особенности их применения в различных странах.
Становление системы валютного регулирования. Место Центрального банка и коммерческих банков в валютном регулировании.
Методы и инструменты валютного регулирования. Операции на открытых денежных рынках как один из инструментов валютного регулирования, их особенности. Политика обязательных резервов, ее проведение на практике. Использование нормативных документов, норм и нормативов как инструментов валютном регулировании.
По результатам изучения темы студент должен:
знать:принципы организации и задачи системы валютного регулирования; методы и инструменты валютного регулирования и особенности их применения в различных странах; субъекты валютного регулирования; методы и инструменты валютного регулирования
уметь:применять и анализировать методы и инструменты валютного регулирования и особенности их применения в различных странах; субъекты валютного регулирования.
Функции и роль кредита
Методологические основы анализа функции кредита. Характеристика пере-распределительной функции кредита и функции замещения. Законы кредита.
Понятие роли кредита в воспроизводственном процессе.
Кредит вмоделях макроэкономического равновесия.
Классические модели макроэкономического равновесия и роль кредита в условиях совершенной рыночной экономики.
По результатам изучения темы студент должен:
знать:объективные границы кредита и ссудного процента; роль кредита в воспроизводственном процессе.
уметь:определять объективные границы кредита и ссудного процента; роль кредита в воспроизводственном процессе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАЩНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ВАРИАНТ 1.
1. Дайте определение понятия «деньги». Назовите и охарактеризуйте свойства и функции денег. Проанализируйте роль денег в рыночной экономике.
2. Дайте определение понятия «банковский кредит». Перечислите объекты и субъекты банковского кредитования. Опишите принципы банковского кредитования.
3.Решить задачу.Определить объем денежной массы на конец года, если в начале года он составлял 5 трлн. руб.
Cредний уровень цен вырос за год на 9%, объем производства - на 6%, скорость оборота денег снизилась с 4 до 3,5 оборота.
ВАРИАНТ 2.
1. Дайте определение понятия «эмиссия денег». Назовите и охарактеризуйте виды денежной эмиссии. Проведите сравнительный анализ бумажных и кредитных денег.
2. Объясните порядок выпуска и погашения депозитных и сберегательных сертификатов.
3.Решить задачу.Рассчитать:
а) объем денежной массы в национальном определении (агрегат М2);
б) объем денежной массы по методологии денежного обзора (агрегат М2Х);
в) величину денежного мультипликатора.
Денежная база – 3 484 млрд. руб., наличные деньги вне банков (агрегат М0)
2 352 млрд. руб., депозиты до востребования и срочные – 5 357 млрд. руб., депозиты в иностранной валюте – 1130 млрд. руб.
ВАРИАНТ 3.
1. Дайте определение понятия «денежный оборот». Охарактеризуйте его структуру. Опишите безналичный денежный оборот, его формы.
2. Дайте определение понятия «банковский кредит». Перечислите объекты и субъекты банковского кредитования. Опишите принципы банковского кредитования.
3.Решить задачу.Определить размер капитала банка спустя два года после начала его деятельности.
При создании банка было выпущено 1 500 обыкновенных акций номиналом
1 000 руб., которые были проданы по курсу 1300 руб. Кроме того, за два года деятельности нераспределенная прибыль банка составила 60 000 руб. и
80 000 руб. соответственно. Привилегированных акций банк не выпускал.
ВАРИАНТ 4
1. Дайте определение понятия «денежные агрегаты». Назовите и опишите виды денежных агрегатов. Раскройте сущность денежной массы и денежной базы страны.
2. Изложите классификацию банковских кредитов.
3.Решить задачу. Определить учетный процент и учетную ставку по вексельному кредиту.
Номинальная цена векселя – 1,2 млн руб. Банк покупает его, выплачивая
1млн руб. за 6 месяцев до наступления срока платежа по векселю.
ВАРИАНТ 5
1. Дайте определение понятия «платежная система». Назовите и охарактеризуйте ее элементы и виды. Опишите типы денежных систем.
2. Опишите порядок начисления и уплаты процентов и платы за пользование кредитом.
3.Решить задачу. Подсчитайте доход и прибыль банка, если процентная ставка по депозитам равна 20%, по кредитам – 40 %.
Коммерческий банк привлёк деньги клиентов на сумму 12 млн. ден. ед. При норме резервирования 15% все ресурсы были переданы в кредит.
ВАРИАНТ 6
1. Дайте определение понятия «инфляция». Назовите и опишите формы проявления инфляции. Опишите методы антиинфляционной политики.
2. Охарактеризуйте поручительство, гарантию и другие способы обеспечения исполнения кредитных обязательств (кроме залога).
3.Решить задачу.Каков будет уровень доходности банковского капитала, если темп инфляции по итогам года составит 5%?
Индекс потребительских цен в прошлом году был равен 120%, в текущем году он составил 130%. Предполагая, что темп инфляции в следующем году сохранится на прежнем уровне, банк решил предоставить кредит под 10% годовых.
ВАРИАНТ 7
1. Дайте определение понятия «валютная система». Назовите и охарактеризуйте ее элементы. Опишите эволюцию платежной системы.
2. Дайте определение понятия «кредитование». Опишите порядок предоставления краткосрочных кредитов юридическим лицам.
3.Решить задачу.Рассчитайте сумму пеней (рассчитывается от общей суммы долга 1% за каждый день просрочки).
Центральным Банком 12.03.2011 г. был предоставлен ломбардный кредит коммерческому банку сроком на 10 календарных дней под 40 % годовых в размере 720 млн. руб. Дата погашения кредита 22.03.2011 г. Фактически кредит был погашен 26.03.2011 г.
ВАРИАНТ 8
1. Дайте определение понятия «платежный баланс». Опишите сущность платежного баланса.
2. Раскройте порядок овердрафтного кредитования. Изложите порядок кредитования в порядке открытой кредитной линии.
3.Решить задачу.Рассчитайте ежемесячную сумму процентов по кредиту, если клиент желает выплачивать проценты равными частями.
Банк выдал кредит в сумме 60 млн. руб. на 10 месяцев под 37% годовых.
ВАРИАНТ 9
1. Раскройте сущность валютного курса. Опишите эволюцию валютной системы.
2. Охарактеризуйте порядок предоставления и погашения долгосрочных кредитов юридическим лицам.
3.Решить задачу.Рассчитайте скорость оборота денег. Денежная масса наличных и безналичных денег 400 млрд. руб. Валовой национальный продукт равен 4080 млн.руб.
ВАРИАНТ 10
1. Дайте определение понятия «валютная политика». Охарактеризуйте валютное регулирование.
2. Изложите сущность, назначение, порядок выдачи и погашения межбанковских кредитов.
3.Решить задачу.Рассчитайте остаток оборотной кассы на конец операционного дня. Какие меры предпримет банк?
На начало операционного дня остаток наличных денег в оборотной кассе банка - 32 млн. руб. От организаций и предпринимателей, обслуживаемых филиалом в течение операционного дня, поступило 197,5 млн. р. наличных денег. В этот же день банк выдал 184,9 млн. руб. наличных денег. Лимит остатка оборотной кассы данного банка - 40 млн. руб.
ВАРИАНТ11
1. Дайте определение понятия «национальная валютная система». Назовите и опишите элементы национальной валютной системы. Раскройте сущность конвертируемости валют.
2. Охарактеризуйте виды кредитов, предоставляемых физическим лицам. Опишите документы, представляемые физическими лицами для получения кредита.
3.Решить задачу.Рассчитайте количество денег, необходимое для обращения.
Сумма цен обращающихся в стране товаров за год составила 400 млрд. ден. ед., стоимость товаров, проданных в кредит, сроки платежей по которым наступят в будущих периодах, – 40 млрд. ден. ед., сумма взаимопогашаемых платежей – 100 млрд. ден. ед., а сумма платежей, срок уплаты которых наступил в данном году, – 60 млрд. ден. ед. При этом одноименные денежные единицы совершили восемь оборотов в год.
ВАРИАНТ 12
1. Дайте определение понятия «кредит». Назовите и охарактеризуйте объект и субъект кредита. Раскройте сущность кредитования.
2. Раскройте сущность основных форм безналичных расчетов.
3.Решить задачу.Рассчитайте процентную ставку по вкладу. Банк принимает денежные средства на срочный вклад. Клиент хочет внести в банк 3 млн. руб. на 2 года с таким расчетом, чтобы наращенная сумма была не менее 4,5 млн. руб.
ВАРИАНТ 13
1. Назовите и опишите функции кредита. Определите роль кредита в современных условиях.
2. Дайте определение понятия «вексель». Охарактеризуйте виды векселей.
3.Решить задачу.Определите доход и прибыль банка, если процентная ставка по депозитам равна 20%, по кредитам – 40 %.Коммерческий банк привлёк деньги клиентов на сумму 12 млн. ден. ед. При норме резервирования 15% все ресурсы были переданы в кредит.
ВАРИАНТ 14
1. Назовите, какими признаками определяется форма кредита. Охарактеризуйте трудовую, денежную и смешанную форму кредита.
2. Объясните порядок выпуска и погашения депозитных и сберегательных сертификатов.
3.Решить задачу.Определите номинальную процентную ставку, при которой банк предоставит кредит. Годовой темп роста инфляции 20%, банк рассчитывает получить 10% реального дохода в результате предоставления кредита.
ВАРИАНТ 15
1. Дайте определение понятия «банковская система». Раскройте сущность банковской системы.
2. Опишите порядок передачи прав по сертификату. Опишите порядок залога сертификата, отступного с использованием сертификата.
3.Решить задачу.Используя уравнение Фишера, определите скорость обращения одной денежной единицы, если величина находящейся в обращении денежной массы составляет 90 млн. руб., а средний уровень цен – 5000 руб. Реальный объем ВВП составляет 78 млрд. ед.
ВАРИАНТ 16
1. Назовите и охарактеризуйте элементы банковской системы.
2. Опишите ипотечный кредит и перспективы его развития.
3.Решить задачу.Определите сумму процентов и предпринимательский доход исходя из того, что и процент, и предпринимательский доход представляют собой превращенные формы прибавочной стоимости.
Предприниматель взял кредит 20 млн. ден. ед. из расчета 35% годовых. Средняя норма прибыли равна 40%.
ВАРИАНТ 17
1. Дайте определение понятия «Национальный банк». Дайте общую характеристику деятельности Национального Банка.
2. Опишите лизинговый кредит, условия и возможности его использования.
3.Решить задачу.Определите через сколько дней проценты по кредиту в сумме 40 млн. руб. нарастут до 5 млн. руб. Банк выдает кредит под процентную ставку 39% годовых. Количество дней - точное.
ВАРИАНТ 18
1. Назовите инструменты денежно-кредитной политики. Раскройте сущность денежно-кредитной политики.
2. Опишите факторинговый кредит и его специфику.
3.Решить задачу.Рассчитайте сумму пеней (пеня - 1% от общей суммы долга за каждый день просрочки). Центральным Банком 12.03.2014 г. был предоставлен ломбардный кредит коммерческому банку сроком на 10 календарных дней под 40 % годовых в размере 720 млн. руб. Дата погашения кредита 22.03.2014 г. Фактически кредит был погашен 26.03.2014 г.
ВАРИАНТ 19
1. Дайте определение понятия «процент банковского кредита». Раскройте сущность процентных ставок по кредитам.
2. Опишите валютный и денежный рынок.
3.Решить задачу.Определите через, сколько дней проценты по кредиту в сумме 40 млн. руб. нарастут до 5 млн. руб. Банк выдает кредит под процентную ставку 39% годовых. Количество дней - точное.
ВАРИАНТ 20
1. Дайте определение понятия «банковский риск». Раскройте сущность банковских рисков.
2. Опишите кредитный рынок и операции банков на нем.
3.Решить задачу.Определите номинальную процентную ставку, при которой банк предоставит кредит. Годовой темп роста инфляции 20%, банк рассчитывает получить 10% реального дохода в результате предоставления кредита.
ВАРИАНТ 21
1. Дайте определение понятия «кредит». Назовите и охарактеризуйте объект и субъект кредита. Раскройте сущность кредитования.
2. Опишите сущность и функции рынка ценных бумаг.
3.Решить задачу.Определите доход и прибыль банка, если процентная ставка по депозитам равна 20%, по кредитам – 40 %.Коммерческий банк привлёк деньги клиентов на сумму 12 млн. ден. ед. При норме резервирования 15% все ресурсы были переданы в кредит.
ВАРИАНТ 22
1. Дайте определение понятия «платежная система». Назовите и охарактеризуйте ее элементы и виды. Опишите типы денежных систем.
2. Опишите розничные операции банков для физических лиц.
3.Решить задачу.Рассчитайте процентную ставку по вкладу. Банк принимает денежные средства на срочный вклад. Клиент хочет внести в банк 3 млн. руб. на 2 года с таким расчетом, чтобы наращенная сумма была не менее 4,5 млн. руб.
ВАРИАНТ 23
1. . Раскройте сущность валютного курса. Опишите эволюцию валютной системы.
2. Опишите денежно-кредитную политику национального банка, ее инструменты.
3.Решить задачу.Определите проценты и сумму накопленного долга (наращенную сумму).Банк выдал районной администрации ссуду в размере 4,0 млн. руб. сроком на 2 года по ставке простых процентов, равной 35% годовых.
ВАРИАНТ 24
1. Дайте определение понятия «национальная валютная система». Назовите и опишите элементы национальной валютной системы. Раскройте сущность конвертируемости валют.
2. Опишите перспективы развития коммерческих банков в Республике Беларусь.
3.Решить задачу.а) Рассчитать коэффициент мгновенной ликвидности (Н2), сравнить с нормативным значением;
б) Рассчитать показатель текущей ликвидности (Н3), сравнить с нормативным значением.
Приведены данные баланса банка:
1. Обязательства банка до востребования: 17 млн. руб
2. Обязательства сроком до 30 дней: 23 млн. руб
3. Высоколиквидные активы: 450 тыс. руб
4. Ликвидные активы: 5,5 млн. руб
ВАРИАНТ 25
1. Дайте определение понятия «инфляция». Назовите и опишите формы проявления инфляции. Опишите методы антиинфляционной политики.
2. Раскройте сущность процентной политики коммерческих банков.
3.Решить задачу.На основании данных, приведенных в таблице, определите:
а) величину М1,
б) величину М2,
в) величину М3.
№ п/п | Показатели | млрд. ден. ед. |
срочные вклады (депозиты) | ||
средства в ценных бумагах | ||
остатки денежных средств в бел.руб | ||
сберегательные вклады (депозиты) | ||
наличные деньги |
ВАРИАНТ 26
1. Назовите и опишите функции кредита. Определите роль кредита в современных условиях.
2. Опишите лизинговые компании, их функции и роль.
3.Решить задачу.Определите значения:
1) денежного
2) депозитного
3) кредитного мультипликаторов
Если известно, что величина коэффициента депонирования денег (сr) составляет 2,3, норма обязательных резервов (rr) равна 15%, а норма избыточных резервов коммерческих банков (ur) достигает величины 5%.
ВАРИАНТ 27
1. Дайте определение понятия «деньги». Назовите и охарактеризуйте свойства и функции денег. Проанализируйте роль денег в рыночной экономике.
2. Опишите инвестиционные фонды, их значение.
3.Решить задачу.Рассчитайте ежемесячную сумму процентов по кредиту, если клиент желает выплачивать проценты равными частями.
Банк выдал кредит в сумме 60 млн. руб. на 10 месяцев под 37% годовых.
ВАРИАНТ 28
1. Назовите, какими признаками определяется форма кредита. Охарактеризуйте трудовую, денежную и смешанную форму кредита.
2. Раскройте сущность финансовых компаний, их виды и функции.
3.Решить задачу. Какова равновесная ставка процента?
Предположим, что номинальный национальный доход равен 440 млрд. руб. Пропорция ”наличность–депозиты” характеризуется соотношением 1:10. Величина депозитов равна 100 млрд. руб. Спрос на реальные кассовые остатки задан зависимостью L= 0,3Y–8i. Уровень цен: Р=1,1.
ВАРИАНТ 29
1. Дайте определение понятия «платежная система». Назовите и охарактеризуйте ее элементы и виды. Опишите типы денежных систем.
2. Опишите конвертируемость национальных валют и условия их обратимости.
3.Решить задачу.К каким последствиям приведет выпуск такого количества денег?
Допустим, что сумма цен товаров, подлежащих реализации составляет 120 млрд долл., сделки в кредит составляют 20 млрд долл., срочные платежи – 70 млрд долл., взаимопогашающиеся платежи – 30 млрд долл. Каждая денежная единица делает за год в среднем 7 оборотов. Государство выпустило в обращение 25 млрд бумажных долларов.
ВАРИАНТ 30
1. Дайте определение понятия «банковский риск». Раскройте сущность банковских рисков.
2. Опишите систему международных расчетов.
3.Решить задачу.Каков будет уровень доходности банковского капитала, если темп инфляции по итогам года составит 5%?
Индекс потребительских цен в прошлом году был равен 120%, в текущем году он составил 130%. Предполагая, что темп инфляции в следующем году сохранится на прежнем уровне, банк решил предоставить кредит под 10% годовых.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте определение понятия «деньги». Назовите и охарактеризуйте общие свойства денег.
2. Дайте определение понятия «вид денег». Назовите функции денег, раскройте их сущность.
3. Назовите две формы денег, охарактеризуйте их и приведите примеры.
4. Дайте определение понятия «бумажные деньги». Раскройте их сущность.
5. Дайте определение понятия «кредитные» деньги. Раскройте их сущность.
6. Дайте определение понятия «эмиссия денег». Раскройте сущность «наличной» и «безналичной» денежной эмиссии.
7. Раскройте сущность понятия «выпуск денег в оборот». Назовите и охарактеризуйте две формы «выпуска денег в оборот».
8. Дайте определение понятия «денежные агрегаты». Назовите виды и содержание денежных агрегатов.
9. Дайте определение понятия «денежное обращение». Приведите примеры каналов движения денег. Назовите основные принципы денежного оборота.
10. Дайте определение понятия «платежная система». Назовите основные элементы современной платежной системы.
11. Дайте определение понятия «безналичный денежный оборот». Назовите и охарактеризуйте виды безналичного денежного оборота.
12. Дайте определение понятия «банковский перевод». Назовите и охарактеризуйте виды банковского перевода.
13. Дайте определение понятия «наличный денежный оборот». Опишите схему движения денег.
14. Дайте определение понятия «денежная система». Назовите принципы и элементы современной денежной системы.
15. Дайте определение понятия «денежная реформа». Назовите и охарактеризуйте виды денежных реформ.
16. Дайте определение понятия «инфляция». Назовите и охарактеризуйте методы проведения денежной реформы.
17. Назовите факторы и их составляющие, влияющие на инфляцию.
18. Дайте определение понятия «кредит». Назовите и охарактеризуйте объект и субъектов кредитных отношений.
19. Назовите и охарактеризуйте функции кредита.
20. Назовите, какими признаками определяется форма кредита. Охарактеризуйте трудовую, денежную и смешанную форму кредита.
21. Дайте определение понятия «банковский кредит». Назовите особенности и участников банковских кредитных отношений.
22. Назовите и охарактеризуйте принципы банковского кредитования.
23. Дайте определение понятия «государственный кредит». Назовите и охарактеризуйте функции государственного кредита.
24. Дайте определение понятия «потребительский кредит». Назовите признаки по которым определяется классификация потребительского кредита.
25. Дайте определение понятия «валютная система». Раскройте сущность международных валютных отношений.
26. Дайте определение понятия «национальная валютная система». Назовите элементы национальной валютной системы.
27. Дайте определение понятия «платежный баланс». Назовите и охарактеризуйте разделы платежного баланса.
28. Дайте определение понятия «валютное регулирование». Назовите направления и формы валютного регулирования.
29. Перечислите принципы государственного валютного регулирования.
30. Дайте определение понятия «банковская деятельность». Назовите принципы, которые положены в основу организации деятельности банков.
Нормативные акты
1. Банковский кодекс РБ. Принят Палатой представителей 3 октября 2000 г., Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г. с изменениями по состоянию на текущий момент;
2. Закон Республики Беларусь«О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» от 8 июля 2008 г.№ 369-З, рег. номер в НРПА 2/1466 от 15 июля 2008 г. (с учетом изменений от 12.07.2013);
3. Декрет Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещённых на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» от 4 ноября 2008 г.№ 22, рег. номер в НРПА 1/10194 от 6 ноября 2008 г.;
4. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата» от 30 декабря 2003 г.№ 226, рег. номер в НРПА 8/10459 от 23 января 2004 г. (с учетом изменений от 18.04.2013).
Основная литература
5. Короткевич, А. И. Деньги, кредит, банки: ответы на экзаменам, вопр. Минск: ТетраСистемс, 2011;
6. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник. Мн.;БГЭУ, 2012;
7. Кравцова Г.И. Организация деятельности коммерческих банков: учебник. Мн.;БГЭУ, 2007;
Дополнительная литература
8. Коноплицкая М.А. Банковские операции: пособие. Мн.: Выш.школа, 2008;
9. Теплякова, Н. А. Банковские операции: ответы на экзаменац. вопр. Минск: ТетраСистемс, 2012.
Преподаватель Л. В. Шишкир
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссииэкономических дисциплин
Протокол №__ от «__»______2014
ПредседательЦК_______О. А. Желанникова
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе __________И.В.Малафей «_____»__________2015
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Методические рекомендации и варианты домашней контрольной работы № 1 для учащихся заочнойформы получения образования специальности 2-25 01 32«Банковское дело»
Составлены на основании учебной программы, утверждённой директором колледжа бизнеса и права от 27.05.2014г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования ОС РБ 2-25 01 32-2014 специальности 2-25 01 32 “Банковское дело”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Денежное обращение и кредит» является одной из основных дисциплин при подготовке специалистов по банковскому делу. Дисциплина «Денежное обращение и кредит» позволяет учащимся изучить организацию структуры кредитной и банковской системы Республики Беларусь, основные операции, выполняемые коммерческими банками, перспективы развития банковского дела, роль банков в экономике стран,основы теории денег и денежного обращения.
Глубокое усвоение дисциплины «Денежное обращение и кредит» возможно только при условии достаточно полного изучения таких смежных дисциплин, как «Банковские операции», «Рынок ценных бумаг», «Финансы организаций», «Банковский надзор и аудит».
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знатьосновы теории денег и денежного обращения, принципы и современную практику организации наличных и безналичных расчетов;сущность, формы и виды кредита, его функции, границы и экономическую роль;денежные системы и их характерные особенности на современном этапе глобализации экономики; механизмы современного денежно-кредитного регулирования;современное законодательство, нормативные документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, деятельность кредитных организаций, практику применения указанных документов;особенности построения современных банковских систем, основы деятельности центральных и коммерческих банков.
Учащиеся должны уметь анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; оценивать происходящие в обществе инфляционные процессы с выработкой соответствующих рекомендаций и предложений по их урегулированию;анализировать периодическую литературу по проблемам денежно-кредитной сферы экономики, оценивать роль банков в современной рыночной экономике.
В соответствии с программой обучения учащиеся в обязательном порядке выполняют одну домашнюю контрольную работу по дисциплине «Денежное обращение и кредит».
Выполнению домашней контрольной работы должно предшествовать внимательное изучение следующих разделов программы:
1.Деньги как экономическая категория
2.Денежный оборот
3. Денежная система
4. Регулирование денежного оборота
5. Валютная система и валютное регулирование
6. Кредит, как экономическая категория
7. Кредитные и банковские системы
Домашняя контр<