Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ (ст. 6 БК РФ) – основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюдж. фондов.
Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Оно определяется формой гос. устройства, действующим зак-вом, ролью гос-ва в обществ. воспроизводстве и соц. процессах.
Бывают три типа бюджетного устройства – унитарное (каждый б-т самостоятелен, 2 уровня – ГБ и местные бюджеты, Германия и Дания например), конфедерация – союз независимых гос-в, любое из к-х м.б. либо унитарным, либо федеративным), федеративное – бюджеты взаимодействуют (гос. фед. бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты). В России – федеративное устройство гос-ва.
Б. система состоит из 3-х уровней:
1. федеральный бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов,
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюдж. фондов ,
3. местные бюджеты, в том числе: а) бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов фед. значения Москвы и Санкт-Петербурга, б) бюджеты городских и сельских поселений
Принципы построения бюджетной системы: 1) единства бюджетной системы РФ, 2) разграничения доходов, расходов и источников финансир-ния дефицитов б-тов между б-тами бюдж. системы РФ, 3) самостоятельности б-тов, 4) равенства бюдж. прав субъектов РФ, МО, 5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов б-тов, 6) сбалансированности б-тов, 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств, 8) общего (совокупного) покрытия расходов б-тов, 9) прозрачности (открытости), 10) достоверности б-та, 11) адресности и целевого хар-ра бюдж. ср-в, 12) подведомственности расходов б-тов, 13) единства кассы.
Субъекты бюдж. системы – бюджетополучатели, бюджетонаполнители (в.т.ч. налогоплательщики), органы управления бюджетной системой.
Особенности бюдж. системы – незамкнутость, открытость: ден. ср-ва поступают в нее извне и в свою очередь из нее – в другие сферы.
7. Принципы построения бюджетной системы, их содержание и практическая реализация
Глава 5 БК РФ: 1) П. единства бюджетной системы РФ – основан на единстве правовой базы и форм бюдж. документации на всех уровнях бюдж. системы. Реализация этого принципа означает единый порядок финансирования расходов всех б-тов и ведения бухучета их средств, единство форм бюдж. документации, принципов бюдж. процесса в РФ и правовой базы
2) П. разграничения доходов, расходов и источников финансир-ния дефицитов б-тов между б-тами бюдж. системы РФ – за органами гос. власти и МСУ на кажд. уровне бюдж. системы РФ закрепляются полностью или частично определенные виды доходов и полномочия по осуществл-ю расходов
3) П. самостоятельности б-тов – представляет собой право различных уровней власти на самост. бюджет и бюдж. процесс. Этот принцип предусматривает также право органов гос. власти и МСУ самим опред-ть источники фин-я дефицитов соотв. б-тов. Потери в доходах и доп. расходы, возникшие в ходе испол-ня законов о б-те, не м.б. компенсированы за счет б-тов др. уровней. Недопустимо изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о б-те, сумм превышения доходов над расходами б-тов и сумм экономии по расходам б-тов
4) П. равенства бюдж. прав субъектов РФ, МО – означ. определение бюдж. полномочий органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расх. обяз-в, формирование налог. и неналог. доходов б-тов субъектов РФ и местн. б-тов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюдж. трансфертов в соотв. с едиными принципами и требованиями, установленными БК .
5) П. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов б-тов
6) П. сбалансированности б-тов – объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов б-та и поступлений источников финансирования его дефицита
7) П. результативности и эффективности использования бюджетных средств – при составлении и исполнении б-та ПБС д. исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств
8) П. общего (совокупного) покрытия расходов б-тов – все расходы д. покрываться общей суммой доходов б-та и поступлений из источников финансирования его дефицита
9) П. прозрачности (открытости) – открытость для общества принятых законов о бюджете, стабильность и преемственность бюджетной классификации, сопоставимость показателей б-та
10) П. достоверности б-та - - доходы и расходы б-та д.б. реалистичны и правильно рассчитаны
11) П. адресности и целевого хар-ра бюдж. ср-в - - ср-ва, выделяемые в распоряжение конкр. получателям, м. использоваться только по целевому назначению
12) Принцип подведомственности расходов б-тов - означает, что ПБС вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от ГРБС, РБС, в ведении которого они находятся
13) Принцип единства кассы - предусматривает зачисление всех доходов, привлечение и погашение источников погашения дефицита бюджетов и финансирование расходов с единого счета бюджетов.