Безвозмездные перечисления: необходимость, виды, значение в формировании доходов бюджетов разного уровня
Планирование налоговых и неналоговых доходов.
Налог-обязат. индивид. безвозмездный платеж, взимаемы с орг.физ. лиц в форме отчуждения принадлежит на правах собственности или операт. упр-я ден-х ср-в в целях фин. обеспечения или мун. обр-я.
Налоги гл. источник ср-в гос. б.
Планирование налог. дох-в-это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей. В зависимости от уровня хоз. субъекта налог. план-е подразделяется на 2 урвня: 1) на макроуровне-охватывает сферу планирования в масштабе фед., регион. и местного б. Осн. задача налог.планир. на этом уровне –это опред-е на заданный временной период эк-ки обоснованного размера поступления налога в соотв. звене б. сис-мы.2) на уровне хоз. субъекта или орг.-по отношению к субъектам налогооблажения при обосновании плана по налогам и сборам исп-ся принципы: обязательности, стабильности, равнонапряженности, соц. справедливости.
Различают текущее, оперативное, краткосрочное, перспективное и среднесрочное.
Оперативное планирование, осуществляемое на мес. или квартал призвано обеспечить реальную оценку поступление налогов на ближайшее время.
Краткосроч. налог. пл-е служит основой д/составления б. соответствующих уровней власти на очередной год.
В процессе осущ-я текущего план-я решаются тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылкид/ выработки стратегии налог. пл-я. В текущем пл-и детально анализируются, опр-ся размеры общей сов-ти налогов и отдельных видов.
В перспективном пл-и нет подразделений по видам налогов, оно охватывает сов-ть всех налогов.
Текущее и перспектив. пл-е одновременно базируется на прогнозе соц-эк развития страны на соотв. период времени и служит основой д/ определения основных характеристик этого прогноза.
В целом процесс налог. пл-я можно представить:1)уст-ся цели, на достижение кот-х ориентирована сис-ма н/о; 2)разрабатываются методы и конкретные мероприятия, реализация пост-х целей; 3) разгранич-ся налог. полномочия и доходные источники м/у органами власти и упр-е рал. уровней; 4) дается оценка динамики поступления налогов за предыдущие периоды в сопоставимых усл-х с учетом изменений налогового зак-ва; 5) производится оценка предполг. изменений налогового зак-ва
Основным источником налоговых доходов явл-ся вновь созданная стоимость и дох. Получ-ые в рез-те ее первичного распределения (прибыль, з/п, добавленная стоимость, ссудный %, рента и т.д.), а также накопления.
Планирование неналог. дох-в. В их основе заложен новый порядок функционирования прогнозированияэтих дох-в возложены на администраторы дох-в, кот. осущ-ют мониторинг, анализ, прогнозир-е ср-в из соответствующего доходного источника и представляет корректировки поступлений на очередной фин. год в соответствующ-е фин. органы. Результаты поступления явл.налогов. органы и иные органы гос. власти, органы упр. гос. внебюдж. фондов, органы МСУ, юр. лица, уполномоченные указ-ми органами гос. власти, а также созданные этими органами гос (мун) учреждения, осущ-е в соотв. с зак-вом РФ контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты, учет, взыскание и принятие решения о возврате изданных платежей вбюджет.
Закрепление доходов б. в РФ за администраторами поступл-я в б. осущ-ся вслед. порядке:-назначение органов гос. власти РФ, администраторами поступлений в б. РФ , сущ-ся в соотв. с зак-ом РФ, органы гос. власти субъектов федерации , закрепляющие доходы б. РФ.
В наст. время прогноз-е поступления неналог. дох-в производится администраторами дох-в на основе данных предш-х периодов (метод экстрополяции) с учетом планир. его изменения зак-ва, а также темпов эк. и соц. развития.
Неналоговые доходы образ-ся в рез-те либо эконом. деят-ти самого гос-ва, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюдж. с-мы. К ним отн-ся:1.доходы от использования имущества находящегося в гос. или муниц. собственности (аренда имущества);2.доходы от продажи имущества;3.доходы от платных услуг оказываемых бюдж. учреждениями; 4. ср-ва, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной отв-ти, в т.ч. штрафы, компенсации
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Бюджетное право основной раздел фин. плана, вкл-й в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру б. системы, перечень б. расходов и доходов, порядок распределения м/у бюджетами различных уровней, права и обязанности участников б. отношений, бюдж. процесс в целях обеспечения финансового соц-эк. развития страны и др. потребностей об-ва.
Источники б. права: БКРФ, НКРФ, ГКРФ.
Б. правоотношения-это урегулированные нормами фин. плана общественные отношения, участники явл. носителями прав и обязанностей и реализующие предписания этих норм по образованию, распределению и использованию централизованного фонда ден-х ср-в.
Виды правоотн-й: 1) по кол-ву участников: а)двусторонний, б) многосторонний; 2) в связи с федеративным устройством: а) вертикальный и горизонтальный.
Субъекты правоотношений: а) гос-во, РФ в целом; б) субъекты РФ и мун. обр.
Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр. обязанности. Объектом явл. то, по поводу чего субъекты вступают в финансово-правовую связь.
Форма бюджета-это закон или решение. Закон и решение подлежали обязательному опубликованию не позднее 5 и 10 дней соответственно после подписания.
К б. правоотношениям относятся: а) отношения, возникающие м/у субъектами б. правоотношений в процессе формирования дох. и осущ. расх. бюджетов б.с. РФ, осущ. гос. и мун. заимствований, регулирование гос. и мун. долга.; б) отношения, возникающие м/у субъектами б. правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов б.с. РФ , утверждения и исполнения бюджетов б.с. РФ, контроля за их исполнением, осущ-я б. учета, составления и утверждения б. отчетности.
Содержание и классиф-я дох. б. РФ, п-пы группировки доходов
Классификация доходов б-тов является группировкой доходов бюджетов всех уровней в соотв. с признаком классификации по источникам их формирования, основана на законодательных актах РФ.
Код классификации доходов б-тов: 1) код гл. администратора доходов, 2) код вида доходов, включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент доходов, 3) код подвида доходов, 4) код классификации операций сектора госуправления, отн-ся к доходам.
Едиными для бюджетов бюдж. системы РФ группами, подгруппами доходов б-та явл-ся: налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.
Единый для б-тов бюдж. системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Минфином РФ.
Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, др. доходов б-тов бюдж. системы РФ, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюдж. системы РФ.
Минфин РФ утверждает его по видам доходов, гл. администраторами к-х явл-ся органы госвласти РФ, ЦБ РФ, органы управления гос. внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюдж. учреждения.
Финорган субъекта РФ – к-х являются органы госвласти субъектов РФ, органы управления территориальными гос. внебюдж. фондами и (или) находящиеся в их ведении бюдж. учреждения.
Финорган МО – к-х являются органы МСУ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Организация работы по составлению проектов б-тов, ее правовые основы. Подготовка материалов к проекту б-та
Составлению проектов б-тов основывается на бюдж. послание През-та РФ направл-ое Фед. Собранию не позднее марта текущего финн. года. В нем указ-ся: показатели СЭР соот-щей террит-ии; осн. напр-я налоговой и бюдж.пол-ки.
Прогноз СЭР сост-ся в соот-ии с ФЗ «О гос. прогнозир-ии и программах СЭР РФ» от 1995
В бюдж. закон-во введено понятие сводный финн. баланс России – это док-т, кот хар-ет объем и использ-е финн. ресурсов Рос. и секторов эк-ки. Цель сост-я: 1. оценка объемов ресурсов при разр-ке прогноза; 2. оценка влияния фед. пол-ки в области эк-ки на показателя прогноза.
При составлении проектов б. одно из осн. мест, отводится долгосроч. цел. программам. Программы предл-ые к финанс-ю начиная с очередного финн. года должны быть утверж-ны органами испол.власти за 1мес. до внесения проекта б. в закон-ый орган. При их реализ-ции проводится ежегод. оценка эффек-ти, если выявлена неэффек-ая реализация, то органом испол. власти м.б. принято реш-е о сокращ-ии начиная с очеред. финн. года бюдж. ассигн-й на ее реализацию, либо о долгоср. прекращении ее реализации. При этом д.б. учтены контракты заключ-ые во исполн-е прогр-мы, если соглаш-е по их соглаш-ю не достигнуто, то д.б. предусм-ны ассигн-я на их реализ-ю за счет ср-в соот-щих б.
Ст. 84.1 БК РФ предусм-ет осн. хар-ки б.: общий объем дох, расх; дефицит; нормативы распред-я дох, если они не устан-ны бюдж. закон-ом.
Начиная с 1янв. 2008г. введено понятие условно-утверж-ых расх.-это расх. не распред-ые по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расх. в ведомст-ой стр-ре расх.
Предельный объем таких расх. на 1-ый год должны сост-ть не менее 2,5% от общего объема расх., а на 2-ой год не менее 5%.
Одновременно с проектом б. вносятся док-ты предусм-ые ст. 184.2 БК РФ программа внеш, внутр. заимст-й.
Срок предост-я б. субъекта РФ устан-ся з-ом субъекта, но не позднее 15 окт. текущ. года. В РБ не позднее 1 окт. срок внесения проекта мест. б. устан-ся муниц. актом, но не позднее 15 нояб. текущего года.
В случае, если з-н или реш-е о б. не вступит в силу с 1 янв. вводится режим врем. упр-я б.
В случае, если реш-е или з-н не вст-ет по истеч-е 3-х мес.(после 1 апр.) исполн-е реализ-ся в том же порядке, но с ограничениями.
Планирование налоговых и неналоговых доходов.
Налог-обязат. индивид. безвозмездный платеж, взимаемы с орг.физ. лиц в форме отчуждения принадлежит на правах собственности или операт. упр-я ден-х ср-в в целях фин. обеспечения или мун. обр-я.
Налоги гл. источник ср-в гос. б.
Планирование налог. дох-в-это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей. В зависимости от уровня хоз. субъекта налог. план-е подразделяется на 2 урвня: 1) на макроуровне-охватывает сферу планирования в масштабе фед., регион. и местного б. Осн. задача налог.планир. на этом уровне –это опред-е на заданный временной период эк-ки обоснованного размера поступления налога в соотв. звене б. сис-мы.2) на уровне хоз. субъекта или орг.-по отношению к субъектам налогооблажения при обосновании плана по налогам и сборам исп-ся принципы: обязательности, стабильности, равнонапряженности, соц. справедливости.
Различают текущее, оперативное, краткосрочное, перспективное и среднесрочное.
Оперативное планирование, осуществляемое на мес. или квартал призвано обеспечить реальную оценку поступление налогов на ближайшее время.
Краткосроч. налог. пл-е служит основой д/составления б. соответствующих уровней власти на очередной год.
В процессе осущ-я текущего план-я решаются тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылкид/ выработки стратегии налог. пл-я. В текущем пл-и детально анализируются, опр-ся размеры общей сов-ти налогов и отдельных видов.
В перспективном пл-и нет подразделений по видам налогов, оно охватывает сов-ть всех налогов.
Текущее и перспектив. пл-е одновременно базируется на прогнозе соц-эк развития страны на соотв. период времени и служит основой д/ определения основных характеристик этого прогноза.
В целом процесс налог. пл-я можно представить:1)уст-ся цели, на достижение кот-х ориентирована сис-ма н/о; 2)разрабатываются методы и конкретные мероприятия, реализация пост-х целей; 3) разгранич-ся налог. полномочия и доходные источники м/у органами власти и упр-е рал. уровней; 4) дается оценка динамики поступления налогов за предыдущие периоды в сопоставимых усл-х с учетом изменений налогового зак-ва; 5) производится оценка предполг. изменений налогового зак-ва
Основным источником налоговых доходов явл-ся вновь созданная стоимость и дох. Получ-ые в рез-те ее первичного распределения (прибыль, з/п, добавленная стоимость, ссудный %, рента и т.д.), а также накопления.
Планирование неналог. дох-в. В их основе заложен новый порядок функционирования прогнозированияэтих дох-в возложены на администраторы дох-в, кот. осущ-ют мониторинг, анализ, прогнозир-е ср-в из соответствующего доходного источника и представляет корректировки поступлений на очередной фин. год в соответствующ-е фин. органы. Результаты поступления явл.налогов. органы и иные органы гос. власти, органы упр. гос. внебюдж. фондов, органы МСУ, юр. лица, уполномоченные указ-ми органами гос. власти, а также созданные этими органами гос (мун) учреждения, осущ-е в соотв. с зак-вом РФ контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты, учет, взыскание и принятие решения о возврате изданных платежей вбюджет.
Закрепление доходов б. в РФ за администраторами поступл-я в б. осущ-ся вслед. порядке:-назначение органов гос. власти РФ, администраторами поступлений в б. РФ , сущ-ся в соотв. с зак-ом РФ, органы гос. власти субъектов федерации , закрепляющие доходы б. РФ.
В наст. время прогноз-е поступления неналог. дох-в производится администраторами дох-в на основе данных предш-х периодов (метод экстрополяции) с учетом планир. его изменения зак-ва, а также темпов эк. и соц. развития.
Неналоговые доходы образ-ся в рез-те либо эконом. деят-ти самого гос-ва, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюдж. с-мы. К ним отн-ся:1.доходы от использования имущества находящегося в гос. или муниц. собственности (аренда имущества);2.доходы от продажи имущества;3.доходы от платных услуг оказываемых бюдж. учреждениями; 4. ср-ва, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной отв-ти, в т.ч. штрафы, компенсации
Безвозмездные перечисления: необходимость, виды, значение в формировании доходов бюджетов разного уровня
Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджета. К безвозмездным поступлениям относятся: 1) дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, 2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии), 3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, 4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, 5) безвозмездные поступления от физ. и юрид. лиц, межд. орг-ций и правительств иностранных гос-в, в т.ч. добровольные пожертвования.
Дотация – бюджетные ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня бюдж. системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция – бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня БС РФ или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюдж. ср-ва, предоставляемые бюджету др. уровня БС РФ, физ. или юр. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
4. Экономическая сущность и содержание бюджета
Бюджет-форма обр-я и расходования ден-х ср-в, предназначенных д/ финансового обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ.
С помощью гос. б. гос-во получает фин-е рес-сы д/ содержания гос. аппарата, армии, осущ-я соц. мероприятий , релиз-я эк-х задач, т.е д/ выполнения гос-ом возложенных на него фун-й.
Гос. бюджет как основной фин. план гос-ва дает органам власти реальную эк. возможность осущ-я властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых гос-ву фин. рес-в и определяет тем самым неналоговую политик в стране.
Бюджет определяет конкретные направления расходования ср-в, перераспред. нац. дохода ВВп, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора эк-ки.
В тоже время б. следует рассматривать, как эконом. категорию , кот-я выражает опрд-е эк. отношения.
Бюджет-это категория свойственная различным отношениям.
Как эконом категория б. отношения явл. составной частью фин. отношений, след-но им присуща денежная форма и осн. функции финансов
(эконом. лит-ра) Госбюджет – система денежных отношений между гос-вом и пр-ми, орг-ми, населением по поводу образования и использования общегос. централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения нацдохода в стране.
Бюджет выполняет Функции: 1) Перераспред. ВВП (образ-е дох. и использование б. ср-в-расходы б.); 2) Гос. регулир-е и стимулир-е эк-ки; 3) фин. обеспечение бюдж-й сферы и осущ-е соц. политики гос-ва; 4) Контроль за образованием и использованием централиз-х фондов ден-х ср-в.
Доходы б.-это ден. ср-ва, поступающие в б/возмездном и б/возвратном порядке, распоряж. гос. органов власти Ф, субъектов РФ и органов МСУ.
В процессе обр-я доходов б. происходит приндительное изъятие в пользу гос-ва части ВВп, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникает взаимоотношение гос-ва с налогоплательщиками.
Доходы б. имеют существенные различия по их плательщикам, объектам облажения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем они отлич-ся единством, т.к. преследуют 1 цель-формирование доходной части б. разных уровней.
Доходы б. носят налоговый, неналоговый характер и безвозмездные поступления.
Осн. источников налог. дох-в явл. вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распред. (прибыль, з.пл, добавлена ст-ть), а также накопленная.
Неналоговые доходы б. обр-ся в результате либо эк. деят-ти самого гос-ва, либо пересапред. уже полученных дох-в по уровням б. системы. К неналог. дох. отн-ся: 1) доходы от использования имущ-ом, находящегося в гос. или мун. собственности (ренда имущ.); 2) доходы от продажи им-ва; 3) доходы от платных У., оказываемых б. учреждениями.
К безвозмездным поступлениям: 1)дотации, субсидии, субвенции из др. бюджетов б.с. РФ; 2) безвозмездные поступления от физ. и юр. лиц, междунар. орг. и правительств иностр-х гос-в, в т.ч. добровольные пожертвования.
Расходы б.- ден. ср-ва, направленные на финанс-е обеспечение задач и функций гос-ва и МСУ.
В б. опр-ся только размеры расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осущ-т бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов б. происходит перераспред. бюджет. ср-в по уровням б.с. ч/з дотации, субвенции, субсидии.
Расходы б. носят в основном безвозвратный характер, на возвратной основе могут предост-ся только б. кредит и б. с
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Бюджетное право основной раздел фин. плана, вкл-й в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру б. системы, перечень б. расходов и доходов, порядок распределения м/у бюджетами различных уровней, права и обязанности участников б. отношений, бюдж. процесс в целях обеспечения финансового соц-эк. развития страны и др. потребностей об-ва.
Источники б. права: БКРФ, НКРФ, ГКРФ.
Б. правоотношения-это урегулированные нормами фин. плана общественные отношения, участники явл. носителями прав и обязанностей и реализующие предписания этих норм по образованию, распределению и использованию централизованного фонда ден-х ср-в.
Виды правоотн-й: 1) по кол-ву участников: а)двусторонний, б) многосторонний; 2) в связи с федеративным устройством: а) вертикальный и горизонтальный.
Субъекты правоотношений: а) гос-во, РФ в целом; б) субъекты РФ и мун. обр.
Содержание правоотношений составляет субъективные права и юр. обязанности. Объектом явл. то, по поводу чего субъекты вступают в финансово-правовую связь.
Форма бюджета-это закон или решение. Закон и решение подлежали обязательному опубликованию не позднее 5 и 10 дней соответственно после подписания.
К б. правоотношениям относятся: а) отношения, возникающие м/у субъектами б. правоотношений в процессе формирования дох. и осущ. расх. бюджетов б.с. РФ, осущ. гос. и мун. заимствований, регулирование гос. и мун. долга.; б) отношения, возникающие м/у субъектами б. правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов б.с. РФ , утверждения и исполнения бюджетов б.с. РФ, контроля за их исполнением, осущ-я б. учета, составления и утверждения б. отчетности.