Объекты государственного регулирования

1) Регулирование уровня занятости. Организация рабочих мест, стимулирование предприятий для создания рабочих мест, миграционная политика, ориентированная работа биржи труда. При этом полная занятость невозможна безработица в естественных пределах будет существовать как конкурентное условие на рынке труда.

2) Цены. В командно – административной экономике государство устанавливает цены, в рыночной экономике и смешанной государство устанавливает смешанный размер оплаты труда, как ежемесячное минимальная заработная плат, минимальный размер по часовой оплате труда.

3) Денежно-кредитное регулирование. Может осуществляться при помощи экономических механизмах. В первую очередь, установление центральным банком учетной ставки (ставки по которой ЦБ выдает кредит коммерческим банкам). Установлении нормативных обязательств банковских резервов, т.е. той суммы, которая должна находиться на счетах коммерческих баков для возможности немедленной выплаты всех привлеченных денежных средств. Операции на ? фондовые биржи и эмиссия денежных средств.

4) Налоговая и таможенная политика. Государство устанавливает налоговую систему которая включает в себя виды налогов, ставки по налогам, ставки таможенных пошлин на экспорте и импорте товаров.

5) Социальная сфера. Государство перераспределяет полученные доходы практически полностью содержит социальную сферу. В РФ на социальную сферу выделяется 90% бюджета.

6) Антикризисное регулирование.

Государство активно вмешивается в период кризисов. Оно заинтересовано в том, что кризис прошел как можно быстрее и не нанес урон экономической структуре государства.

7) Научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки в значимых государственных сферах и финансирование фундаментальной науки.

Методы ГРЭ

Административные (директивные) Экономические

Административные методы государственного регулирования экономики.

К данным методам относят: методы не экономического характера, проявляющаяся в виде создания или изменений нормативно-правовой базы, регулирующий в экономическую сферу или ее отдельные составляющие. Например: повышение государством пенсий и пособий, установление новых правил торговли, введение или отмена налогов, таможенных и тарифных пошлин, установление максимальной цены на социально-значимые продукты и минимальные размеры оплаты труда.

Применительно к РФ это постановления и распоряжения правительства РФ, законы и изменения в них, принятые Федеральным Собранием, а также нормативно-правовые акты субъектов федерации и муниципальных образований.

Экономические методы ГРЭ.

В первую очередь, связанные с денежно-кредитной политикой. Они проявляются в виде установлении учетной ставки Центрального Банка (ставки рефинансирования), установление ЦБ нормы обязательных банковских резервов, установление федеральными и региональными банками ставки по кредитам и депозитных ставок, установление денежной массы и коррекция курса национальной валюты

Во-вторых с фискальной политикой ( налоговая сфера), которая проявляется во введении системы налогообложения, ставки налогов, установлении различных видах налогов, экспортных пошлин и акцизов.

В командно-административной экономике доминирующими являются директивные принципы управления, в рыночной, смешанной большую роль играют экономические, но директивные все равно присутствуют.

К промежуточным методам можно отнести: государственное инвестирование отдельных предприятий или отраслей экономики.

Экономические системы.

Экономическая система – это структура организации экономики характеризующаяся в равном производительности труда, степенью вмешательства государства в экономику, степенью удовлетворения потребностей, уровнем механизации и автоматизации.

1) Традиционная или аграрная.

В данной системе преобладает общественная собственность, уровень удовлетворения потребностей крайне низкий, высокая степень ручного труда и поэтому низкая производительность. У системы отсутствует потенциал, для того чтобы модернизировать или создать развитое производство, а также создать новые рабочие места, использовать природные ресурсы.

Основной вид деятельности большинства населения – сельское хозяйство.

( данная система характерна для бедных и беднейших стран таких как: Гаити, Бангладеш, Чад, Сомали )

2) Командно – административная.

Подразумевает полный контроль государства над экономической сферой общества в области производства, потребления и распределения. Отсутствует конкурентная борьба, государство устанавливает и регулирует цены. Производительность труда низкая. Уровень удовлетворения потребности населения средний или ниже среднего. Высокая степень ручного труда. Командно – административная система не гибкая, но в то же время отличается высокой степенью мобилизованности, в условиях чрезвычайного и военного положения.

( на данный момент можно наблюдать в КНДР, Кубе. Ранее существовала в СССР и странах социалистического лагеря )

3) Рыночная экономика или модель чистого рынка.

( могут встретится и иные названия например свободная или либеральная рыночная экономика.)

Основная форма собственности – частная, при наличии и гарантии действий остальных форм собственности, в том числе и общественной. Уровень вмешательства государства минимальный, спрос и предложение устанавливают рыночные цены и определяют объемом производства. Высокий уровень производительности труда, конкуренции, удовлетворение потребностей. Недостатком частного рынка является отсутствие планирования универсального регулятора и сильная зависимость от макроэкономической ситуации, особенно в период экономического кризиса.

( наблюдалась в развитых странах мира на «заре» капитализма в XVII – XIX вв. )

4) Смешанная экономика.

Ей присущи черты свободного рынка, однако государство осуществляет вмешательство в экономическую деятельность, регулируя экономические процессы. В данной системе можно выделить несколько экономических моделей, различные по уровню государственного вмешательства:

1. Шведская экономическая модель. Государство почти не вмешивается в процесс производства, ему принадлежит не более 4% производственных мощностей. Но благодаря очень высоким налогам с населения, доходящим до 45% и налогов с предприятий, создается возможность расходовать большой объем средств на социальные программы.

2. Японская экономическая модель. Традиции и обычаи в Японии синтезируются с высочайшим уровнем производительности труда, автоматизации, робота техники. Японцы как нация сознательно идут на ограничение потребностей для них фирма – это одна большая семья, а интересы государства ставят на 1-е место, по сравнению с личными. Высокий уровень государственного вмешательства в экономику.

3. Американская экономическая модель. Представляет собой нечто среднее между свободным рынком и смешанной рыночной экономикой. До 2008 года. Уровень и степень вмешательства государства в экономику были низкими. Девиз этой экономики – меньше думай о том, что государство сделало для тебя, а больше о том, что ты сделал государству. Каждый американец выплачивал большие налоги в стране с свободной конкуренции имеет возможность воплощать в жизнь «американскую мечту» создать собственную фирму, купить собственный дом, дать хорошее образование своим детям.

4. Китайская экономическая модель. Страна с условно смешанной экономически, где официально коммунистическая партия и государство осуществляет контроль над крупным бизнесом, в то же время часть среднего и малого бизнеса находятся в частной собственности. Подобный синтез командно – административного управления рыночной экономики дает свои результаты позволяя Китаю выйти на 1-е место в мире по экспорту товаров и на 2-е место по объему ВНП.

5. Российская экономическая модель. Представляет смешанную систему с остатками командно – административной. В стране огромную роль играют естественные и искусственные монополии. Государство активно вмешивается в экономические процессы. Но в то же время, в стране практически не сформировался средний класс, а конкурентоспособность среднего и малого частного бизнеса очень низкая. В стране крайне низкая производительность труда, которая сочетается с высокими налогами на предприятия и протекционистскими таможенными пошлинами, а также с экономической пассивностью населения.

Наши рекомендации