Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг
Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:
o эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
o инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
o профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
o регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
o верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Государственное регулирование р. ц. б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
o государственные и иные нормативные акты;
o государственные органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:
o установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
o регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
o лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
o обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
o поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
o систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них) ;
o денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.) ;
o государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.) ;
o государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли) .
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.
На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:
Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.
Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;
Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.
Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.
ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.
Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:
o Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;
o Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
o Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
o Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
o Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
o Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
o Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
o Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
o Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
o Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
o постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.