Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП
млрд.рублей
2011 год (закон) | Проект | |||
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, всего | 433,2 | 311,2 | 271,8 | 224,3 |
в том числе: | ||||
Общегосударственные вопросы | 20,5 | 18,2 | 16,3 | 15,5 |
Национальная оборона | 60,8 | 63,7 | 63,1 | 63,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 60,4 | 47,3 | 40,2 | 37,4 |
Национальная экономика | 40,4 | 26,2 | 12,4 | 10,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 152,5 | 58,6 | 49,4 | 30,4 |
из них: | ||||
обеспечение жильем военнослужащих | 148,5 | 52,6 | 43,5 | 24,2 |
Охрана окружающей среды | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,1 |
Образование | 27,5 | 28,0 | 28,9 | 19,5 |
Культура, кинематография | 8,3 | 8,8 | 9,1 | 6,3 |
Здравоохранение | 47,3 | 54,9 | 50,1 | 41,6 |
Физическая культура и спорт | 14,4 | 4,3 | 1,3 | 0,1 |
Средства массовой информации | 0,7 | 1,0 | 0,6 | 0,0 |
Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 – 2014 годы (таблица 5.15):
Таблица 5.15.
Бюджетные ассигнования на обслуживание
государственного долга Российской Федерации
млрд. рублей
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | % к предыдущему году | проект | % к предыдущему году | проект | % к предыдущему году | ||
Обслуживание государственного и муниципального долга, всего | 350,7 | 438,9 | 125,1 | 538,0 | 122,6 | 640,3 | 119,0 |
в том числе: | |||||||
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации | 271,3 | 360,9 | 133,1 | 450,4 | 124,8 | 543,4 | 120,6 |
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации | 79,4 | 77,9 | 98,1 | 87,6 | 112,5 | 97,1 | 110,8 |
В связи с необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Российской Федерации бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга будут возрастать.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были рассчитаны исходя из планируемой доходности в 2012-2014 годах по краткосрочным инструментам до 4,5 – 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 – 7,5% и 7,5 – 8,5% соответственно.
Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2012 году составит 77,9 млрд. рублей (2,8 млрд. долл. США), в 2013 году – 87,6 млрд. рублей (3,1 млрд. долл. США), в 2014 году – 97,1 млрд. рублей (3,5 млрд. долл. США).
Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении составляет 75,3 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2012 г., 84,6 млрд. рублей (3,0 млрд. долларов США) – в 2013 г. и 93,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долларов США) - в 2014 году.
6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
- развитие эффективного национального рынка государственных ценных бумаг;
- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории «А»;
- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.
Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих задач:
- формирование репрезентативной шкалы доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований в целях создания условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов;
- обеспечение постоянного эффективного взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами и инвестиционным сообществом в целях сохранения адекватного восприятия российского кредитного риска, обеспечения транспарентности и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов.
В 2012-2014 годах государственные заимствования будут выступать основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 6.1):
Таблица 6.1.
Объем государственных заимствований Российской Федерации
млрд.руб.
Показатель | 2011 год (закон) | Прогноз | ||
Государственные заимствования, всего | 1 311,3 | 1 592,3 | 1 601,7 | 1 626,1 |
привлечение | 1 801,1 | 2 181,7 | 2 284,0 | 2 474,1 |
погашение | -489,8 | -589,4 | -682,3 | -848,0 |
- внутренние заимствования | 1 340,8 | 1 459,0 | 1 465,7 | 1 486,2 |
привлечение | 1 709,9 | 1 977,9 | 2 082,2 | 2 273,6 |
погашение | -369,1 | -518,9 | -616,5 | -787,4 |
- внешние заимствования | -29,5 | 133,3 | 136,0 | 139,9 |
привлечение | 91,2 | 203,8 | 201,8 | 200,5 |
погашение | -120,7 | -70,5 | -65,8 | -60,6 |
Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации.
Несмотря на ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации.
В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012 – 2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг (повышение дюрации при сохранении оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг).
В сфере государственных внешних заимствованийРоссийской Федерации долговая политика в 2012 – 2014 годах будет направлена на:
сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах (до 7 млрд. долларов США ежегодно);
поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.
Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.
Помимо государственных заимствований на финансирование дефицита федерального бюджета будут направлены средства от приватизации федерального имущества, которые в 2012-2014 гг. составят 885,5 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году – 276,1 млрд. рублей, в 2013 году – 309,4 млрд. рублей, в 2014 году – 300,0 млрд. рублей.
На текущем этапе инструмент государственных гарантийРоссийской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства.
В 2012-2014 годах планируется предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами, на реализацию инвестиционных проектов, по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа, «ипотечных» государственных гарантии Российской Федерации (ОАО "АИЖК"), для поддержки экспорта промышленной продукции, по проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций.
Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2012-2014 годах составит:
- в валюте Российской Федерации в общей сумме 885,9 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году – 344,5 млрд. руб., в 2013 году – 326,5 млрд. руб., в 2014 году – 214,9 млрд. руб.;
- в иностранной валюте – 14,4 млрд. долларов США, в том числе: в 2012 году - 4,5 млрд. долл. США, в 2013 году - 5,3 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,6 млрд. долл. США.
В 2012-2014 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 454,7 млрд. руб., в том числе: в 2012 году – 120,2 млрд. руб., в 2013 году – 85,8 млрд. руб. и в 2014 году – 248,7 млрд. рублей.
В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2013 г. составит
8 108,0 млрд. руб., на 1 января 2014 г. – 10 244,8 млрд. руб. и на 1 января 2015 г. –11 950,9 млрд. руб.
Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет 14,1 % ВВП в 2012 году, 16,1% ВВП в 2013 году и 17,0% ВВП на конец 2014 года, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит соответственно 81,6% в 2012 году, 82,6% в 2013 году и 83,5 % в 2014 году при соответствующем снижении доли внешнего долга. В 2011 году совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 11,2% ВВП.
Политика в области восстановления дореформенных сбереженийграждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2012-2014 годах осуществления компенсационных выплат.
В 2012-2014 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.
В 2012 году предусматриваются компенсационные выплаты в 3-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) гражданам Российской Федерации по 1950 год рождения включительно и их наследникам.
Гражданам Российской Федерации 1951 – 1991 годов рождения и их наследникам предусматривается компенсация в 2-кратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
Продолжатся выплаты наследникам на оплату ритуальных услуг в размере до 6 тыс. рублей.
В 2013 и 2014 годах предусматривается расширение возрастной категории граждан Российской Федерации на получение компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан в 3-кратном размере остатка вкладов (взносов).
Межбюджетные отношения
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;
- создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;
- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.
Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы, сформированная на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает положительную динамику основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ближайшие годы (таблица 7.1):
Таблица 7.1