Раздел I «Денежно-кредитная политика»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ (ПРАКТИКУМ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для определения уровня знаний по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит», выявления слабых звеньев в учебном процессе и их своевременного устранения.

Сборник позволяет студентам правильно ориентироваться в полученных теоретических знаниях, применять их на практике, выявлять основные финансово-экономические проблемы, а также осуществлять самопроверку и самоконтроль по изученному материалу

Основная цель – сформировать логический тип мышления, аналитический подход к теоретическому материалу дисциплины для применения его на практике по полученной специальности.

Преподаватель получает возможность интегрировать текущий и итоговый контроль знаний.

Практикум представляет собой сборник тестов и контрольных вопросов, а также различных форм самостоятельной работы по дисциплине «Финансы и кредит», и отражает неотъемлемую часть учебного процесса – контроль знаний. Проведение контроля позволяет определить уровень усвоения учебного материала, выявить слабые звенья и своевременно их устранить.

Максимальная эффективность достигается при текущем контроле в процессе изучения каждого раздела курса в сочетании с итоговыми проверками знаний.

В сборнике по каждому из восьми разделов дисциплины представлены четыре типа тестов по два варианта каждый:

«Подберите к термину его определение»

«Выберите правильный ответ»

«Подчеркните нужное слово или вставьте его»

«Верно/неверно»

В них содержатся задания разного уровня сложности. Одни позволяют проверить усвоение терминов и определений, другие – знание основ финансового законодательства, третьи – целостность представлений по финансово-экономическим вопросам.

Тесты и контрольные вопросы охватывают все темы дисциплины и позволяют индивидуально работать со студентами, предлагая разноуровневые задания, закрепляя новый материал и периодически повторяя пройденный.

По итогам контрольных заданий по каждой теме выполняется «Самопроверка и домашнее задание». Многообразие и гибкость представленных форм самостоятельной работы позволяют прочно закрепить изученный учебный материал, выработать у студентов умение самостоятельно изучить дополнительную информацию по дисциплине, правильно ее обработать и проанализировать, сделать объективные выводы и дать обоснованные предложения.

Цель данного издания – помочь студентам применять на практике теоретические знания, научиться мыслить логически.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

Задания для разделов I, II, III. 4

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение. 4

ЗАДАНИЕ № 2. Выберите правильный ответ. 5

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 6

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 7

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 8

Задания для разделов IV, V.. 9

ЗАДАНИЕ №1. Подберите к термину его определение. 9

ЗАДАНИЕ №2. Выберите правильный ответ. 10

ЗАДАНИЕ №3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 12

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 12

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 13

Задания для раздела VI. 21

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение. 21

ЗАДАНИЕ № 2. Выберите правильный ответ. 22

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 23

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 24

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 25

Задания для разделов VII, VIII. 26

Раздел VII «Бюджет». 26

Раздел VIII «Внебюджетные фонды». 26

ЗАДАНИЕ №1. Подберите к термину его определение. 26

ЗАДАНИЕ №2. Выберите правильный ответ. 27

ЗАДАНИЕ №3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 29

ЗАДАНИЕ №4. Верно / неверно. 30

ЗАДАНИЕ №5. Самопроверка и домашнее задание. 31

Задания для раздела IX.. 36

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение. 36

ЗАДАНИЕ №2. Выберите правильный ответ. 37

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 39

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 39

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 40

Задания для разделов X, XI. 41

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение. 41

ЗАДАНИЕ № 2. Выберите правильный ответ. 43

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 44

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 45

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 46

Задания для раздела XII. 50

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение. 50

(вариант №3): 51

ЗАДАНИЕ № 2. Выберите правильный ответ. 52

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово. 55

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно. 57

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание. 58

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 61

Задания для разделов I, II, III

ЗАДАНИЕ № 1. Подберите к термину его определение.

(вариант №1):

1.товар

2.стоимость

3.деньги

4.банкнота

5.масштаб цен

6.ликвидность

7.аккредитив

А) это кредитные деньги, выпускаемые эмиссионным банком страны, «вексель на банкира»

Б) условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним определенных документов

В) общественно необходимый труд, который приравнивает все товары и делает их соизмеримыми

Г) весовое количество денежного металла, принятое в стране за денежную единицу

Д) вещь, созданная не для потребления, а для обмена, продажи на рынке

Е) относительная легкость превращения актива в наличные деньги, а также платежеспособность заемщика

Ж) особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира, служащий всеобщим эквивалентом для измерения стоимости других товаров

(вариант №2):

1.денежная реформа

2.денежная масса

3.платежное требование

4.цена

5.вексель

6.денежная система

7.инфляция издержек

А) денежное выражение стоимости товара

Б) увеличение в себестоимости товара доли затрат на материальные ресурсы, зарплату, что влечет рост цен

В) расчетный документ, содержащий требование кредитора к должнику уплатить определенную денежную сумму через банк

Г) полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения

Д) форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством

Е) совокупность покупательных, платежных, накопленных средств, которые обслуживают экономические связи общества и принадлежат населению, предприятиям, государству

Ж) составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство

ЗАДАНИЕ № 2. Выберите правильный ответ.

(вариант №1):

1.Важнейшим признаком гиперинфляции является:

а) сбережения населения выражаются только в национальной валюте

б) кредитные отношения обычно не привязаны к покупательной способности денег в течение срока кредита

в) большинство населения предпочитает сбережения в относительно стабильной иностранной валюте или в неденежной форме

г) процентные ставки, зарплата, цены связаны с индексом цен

2.Расчеты по инкассо представляют собой:

а) требование кредитора по основному договору к должнику об уплате конкретной денежной суммы через банк

б) распоряжение банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств

в) обязательство банка произвести платеж в пользу получателя средств по предъявлении определенных документов

г) банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетных документов

3. Под таргетированием понимается:

а) установление фиксированных государственных цен на основные виды товаров

б) прогнозирование и текущий анализ инфляции

в) установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы и предельных значений годовой инфляции

г) регулирование валютного курса

4.Важнейшими реквизитами векселя являются:

а) индоссамент

б) аллонж

в) безусловный приказ о платеже определенной суммы

г) наименование плательщика и первого векселедержателя

5.Монетаризм представляет собой:

а) переход от государственного ценообразования к системе свободных рыночных цен

б)государственное регулирование экономики через воздействие на платежеспособный спрос

в) политику искусственного сжатия денежной массы

г) теорию, трактующую количество денежной массы в обращении как единственно важный фактор, влияющий на экономическую активность

(вариант №2):

1.Денежная реформа 1895-1897г.г. в России характеризовалась:

а) переходом к серебряному монометаллизму

б) использованием кредитных билетов, разменных на золото, одновременно с золотой монетой

в) ликвидацией инфляционного бумажного обращения

г) ревальвацией кредитных билетов

2.Основными видами аккредитивов являются:

а) депонированные и гарантированные

б) отзывные и безотзывные

в) с акцептом или без акцепта

г) наличные и безналичные

3.Количество денег в обращении определяется:

а) сумма товарных цен относится к скорости обращения денег

б) темпы роста ВВП с учетом темпов инфляции относятся к скорости обращения денег

в) национальный доход относится к денежной массе

г) средства на банковских счетах относятся к среднегодовой величине денежной массы

4.Предельные размеры расчетов наличными денежными средствами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по одному договору:

а) 10 тыс. руб.

б) 15 тыс. руб.

в) 65 тыс. руб.

г) 100 тыс. руб.

5.Количественная теория денег выражает:

а) зависимость количества денег от уровня цен

б) зависимость цен от количества денег

в) зависимость уровня цен от инфляционных ожиданий

г) отождествление денег с масштабом цен

ЗАДАНИЕ № 3. Подчеркните или вставьте нужное слово.

(вариант №1):

1.Законный векселедержатель основывает свое _______ на непрерывном ряде __________, даже если последний является бланковым.

2.Коэффициент монетизации показывает отношение совокупного объема ______________ к объему ВВП в (процентах/ рублях/ иностранной валюте).

3.Циклическое развитие экономики и несбалансированность инвестиций являются внутренними (денежными/неденежными) факторами инфляционного роста цен.

4.Денежная масса – это (количественный/качественный) показатель движения денег.

5.Инкассовое поручение – это расчетный документ, на основании которого производится (списание/зачисление) денежных средств в _________ порядке.

6.Основными кассовыми документами являются: ________книга, журнал регистрации (чеков/приходных и расходных ордеров), книга учета принятых и выданных кассиром (авансовых отчетов/денежных средств)

7.Эквайринг – деятельность (только банка/ любой кредитной организации) по осуществлению расчетов с предприятиями торговли по операциям с использованием __________ карт. А также по выдаче _______ денежных средств держателям этих карт.

(вариант №2):

1.Авторизация – разрешение (владельца карты/эмитента) для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению представленных документов, составленных с использованием карты.

2.Срок для акцепта платежных требований должен быть не менее _______ (рабочих/календарных) дней.

3.Простой или переводной вексель, выданный без оговорки, исключающей возможность его передачи по индоссаменту, является (ордерной/именной) ценной бумагой.

4.Рост внутреннего долга государства является важнейшим фактором (инфляции издержек/инфляции спроса).

5.По новым правилам работы с наличностью из кассы предприятия можно потратить денежные средства на _________, стипендии и другие выплаты работникам (в том числе социального характера); командировочные расходы; на оплату товаров (кроме валюты / ценных бумаг), работ, услуг; на возврат покупателям или заказчикам ранее оплаченных наличными ___________; на выплаты страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования (физических / юридических) лиц.

6.В период денежной реформы 1961г. было проведено (уменьшение/увеличение) золотого содержания рубля, т.е. изменился_____ цен.

7.По закону Коперника-Грешема более качественные (металлические /бумажные) деньги (вытесняют/уступают место) более низкопробным деньги.

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно.

(вариант №1):

1.Бреттон-Вудская мировая валютная система предполагала сохранение связи валют с золотом только через доллар.

2.Аккредитив не может использоваться для экспортно-импортных операций.

3.Для запрета передачи векселя по индоссаменту в вексель включается оговорка «платите такому-то или его приказу».

4. В составе денежных факторов развития инфляции можно выделить монополистическое ценообразование и несбалансированность инвестиций в экономику.

5.Выражение цен в иностранной валюте в национальной экономике не является признаком гиперинфляции.

6.Денежный агрегат является специфической группировкой пассивов по срокам привлечения средств.

7.Ликвидными активами являются сами деньги, золото, средства на текущих счетах до востребования, краткосрочные государственные ценные бумаги и др.

(вариант №2):

1.Электронные деньги - это заранее оплаченные суммы обязательств эмитента. При совершении операций средства списываются со счета эмитента, а не клиента.

2. Прямыми должниками по вексельным обязательствам являются векселедатель в простом векселе и акцептант в переводном векселе.

3.Приходный кассовый ордер не оформляется при снятии денежных средств с расчетного и других счетов предприятия в банке.

4.Денежная реформа в России 1839-1843г.г. главным средством платежа установила серебряный рубль, а государственные ассигнации стали играть вспомогательную роль.

5.Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к этому договору, а также отсутствие сведений о кредиторе не является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта.

6.Основными измерителями инфляции являются индекс цен производителей и индекс потребительских цен.

7.Действительные деньги не выражают связи между их номинальной и реальной стоимостью.

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание

1. Составить историческую справку:

А) о первых бумажных деньгах России

Б) о возникновении и развитии векселя

В) о появлении и развитии пластиковых карт

Работу предлагается выполнить по следующему плану:

- сущность и особенности данного вида денег;

- основные этапы эволюции данного вида денег во взаимосвязи и взаимозависимости с экономическими условиями развития общества на определенных исторических этапах;

- роль и место в современном денежном обращении.

При подготовке задания рекомендуется использовать материалы журналов «Финанс.» (www.finansmag.ru), «Деньги и кредит», интернет-сайта Банка России (www.cbr.ru).

2. Составить:

А) кроссворд с использованием максимального количества изученных терминов и определений, возможна нестандартная форма кроссворда.

Б) рекламный листок (буклет, брошюру) по пластиковой карте (по количеству и качеству услуг и функций). Возможно использование собственных названий карты, банка-эмитента и банка-эквайрера.

Для работы рекомендуется использовать материалы лекций, учебника, финансово-кредитных словарей. По итогам выполнения задания проводится конкурс:

А) на лучший кроссворд – учитывается количество введенных терминов, частота встречаемости в других кроссвордах, нестандартность кроссворда (чайнворд, сканворд и т.д.).

Б) на лучшую рекламу пластиковой карты – доступность информации для потребителей рекламы, отсутствие перегруженности информацией при одновременном достижении полноты сведений о функциях, услугах, предоставляемых картой; оригинальность формы рекламы.

1.Составить словарь основных терминов и понятий по наличному и безналичному обращению. Для выполнения задания рекомендуется использовать материалы учебника, лекций, экономического и финансово-кредитного словарей. Данная форма самостоятельной работы позволяет максимально закрепить изученные термины по теме, повысить уровень подготовки к фронтальному или «блиц» - опросу.

3.Составить, используя связь с дисциплиной «Основы экономической теории», развернутые характеристики основных теорий денег (металлистическая, номиналистическая, количественная, монетаризм). Задание предлагается выполнить по следующему плану:

- сущность конкретной теории, объективные предпосылки ее возникновения;

- основные представители теории и сущность их учения;

- недостатки данной теории;

- современное толкование теории.

По итогам работы составляется вывод о возможности использования тех или иных положений теорий в российской экономической практике.

4. Составить, используя связь с дисциплиной «Основы экономической теории», развернутые характеристики основных теорий инфляции на основе предыдущего задания по денежным теориям (кейнсианская теория избыточного спроса, монетаристская концепция, теория чрезмерных издержек производства). Задание выполняется по следующему плану:

- сущность теории, объясняющей природу инфляции;

- рекомендации конкретной теории по регулированию и снижению инфляции;

- использование теорий инфляции в современной экономике.

5. Составить сводную таблицу основных методов денежно-кредитного регулирования экономики на текущий год (по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики). Для выполнения работы используются материалы журнала «Деньги и кредит», а также материалы сайты ЦБ РФ (www.cbr.ru). Работа выполняется в табличной форме:

Методы денежно-кредитного регулирования экономики

Показатели Характеристика
Цели  
Ориентиры  
Инструменты  
Условия повышения эффективности  

Задания для разделов IV, V

ЗАДАНИЕ №1. Подберите к термину его определение.

(вариант №1):

1.финансы

2.инвестиции

3.приватизация

4.бюджет

5.финансы предприятий

6.финансовое планирование

7.финансовый механизм

А) способ реализации финансовой политики, совокупность форм, видов, методов организации финансовых отношений

Б) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

В) возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц

Г) совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования

Д) денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права и иные права в денежной оценке, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта

Е) совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования с целью обеспечения воспроизводственного процесса

Ж) управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов

(вариант №2):

1.финансовая политика

2.финансовый менеджмент

3.финансовая система

4.инновация

5.финансовый контроль

6.аудит

7.бизнес-план

А) трансформация идей в новые или усовершенствованные продукты, технологии

Б) совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений

В) предпринимательская деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей

Г) форма управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих при движении финансовых ресурсов

Д) документ, отражающий способность компании произвести и продать достаточное количество товаров, услуг, чтобы размеры прибыли при этом и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов и кредиторов

Е) система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий

Ж) совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств

ЗАДАНИЕ №2. Выберите правильный ответ.

(вариант №1):

1.Финансовый механизм имеет следующие уровни:

а) распределительный и контрольный

б) государственные финансы, финансы предприятий и финансы страхования

в) директивный и регулирующий

г) финансовые методы, рычаги, нормативно-правовое обеспечение

2.Сопутствующими аудиту услугами могут быть:

а) проведение ревизии

б) налоговое консультирование

в) правовое консультирование

г) страхование объектов аудиторской проверки

3.К способам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:

а) преобразование унитарного предприятия в ОАО

б) продажа имущества на аукционе

в) продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ЗАО

г) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ЗАО

4.Финансовый контроль по характеру материалов может быть:

а) предварительным, текущим и последующим

б) общегосударственным и негосударственным

в) добровольным и обязательным

г) документальным и фактическим

5.Основными функциями Федеральной налоговой службы являются:

а) разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени РФ

б) контроль за соблюдением налогового законодательства

в) разработка проекта федерального бюджета

г) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и платежей в соответствующие бюджеты

(вариант №2):

1.К функциям финансового менеджмента относятся:

а) консультационная и контролирующая

б) распределительная

в) контрольная

г) воспроизводственная, распределительная, контрольная

2. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

а) оказание только муниципальных) услуг, в том числе на оплату муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

б) социальное обеспечение населения;

в) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

г) предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям

3. Обязательный аудит проводится:

а) для всех ЗАО

б) для всех ОАО

в) при объеме выручки от реализации организации или индивидуального предпринимателя за год свыше 500 тыс. МРОТ или при превышении суммы активов по балансу на конец года 200 тыс. МРОТ

г) для унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, если прибыль за год превышает 500 тыс. МРОТ

4.Основными полномочиями Федерального казначейства являются:

а) доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования

б) утверждение сумм доходов и расходов бюджета

в) открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета

г) формирование единой политики цен в области государственных закупок

5.К финансовым методам, как важнейшим элементам финансового механизма, относятся:

а) законы, постановления, инструкции

б) планирование, страхование, налогообложение

в) инвестирование, кредитование, аренда, факторинг

г) финансовая информация

ЗАДАНИЕ №3. Подчеркните или вставьте нужное слово.

(вариант №1):

1.Для достаточного объема инвестиций в экономику необходимо ________ капитала в пределах предполагаемых темпов роста производства.

2.Для ослабления зависимости от импорта продукции необходимо вкладывать средства в _________, которые являются показателями наукоемкости производства.

3.Для проведения камеральной проверки (требуется/ не требуется) решение руководителя налоговой инспекции.

4.Закон о приватизации государственного и муниципального имущества не распространяется на отношения при отчуждении такого имущества (на территории/за пределами) РФ, а также на отношения при отчуждении природных ресурсов, государственного резерва.

5.Регулирующая финансовая политика как основной инструмент использует государственные (доходы/расходы) для формирования «эффективного спроса».

6.К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, ____________, и (возмездные / безвозмездные) поступления

7.Материальными носителями финансовых отношений являются ________, как специфическая форма денежных средств.

(вариант №2):

1. Денежные отношения становятся финансовыми, когда формируются _________ участников воспроизводства и происходит их использование через _____ денежных средств.

2. В субъектах РФ для поддержки инвестиционной деятельности часто предоставляют льготы по налогу на имущество предприятий, _________ налогу, налогу на прибыль.

3. Различают обязательный аудит и __________.

4. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, кроме государственных и муниципальных _______ предприятий, учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает (10/20/25/50) процентов.

5. Финансовая система включает государственные, ________ финансы, финансы хозяйствующих субъектов.

6. В отличие от аудита, ревизия это ___________ финансовый контроль.

7. Финансовый менеджмент имеет следующие подсистемы: ____________.

ЗАДАНИЕ № 4. Верно / неверно.

(вариант №1):

1.Благоприятные изменения платежеспособного спроса, обусловленные ростом реальных денежных доходов населения, приводят к росту инвестиций, в т.ч. иностранных, в производство, ориентированное на внутренний спрос.

2.Бизнес-модель является более низким уровнем планирования по сравнению с бизнес-планом.

3.Основной задачей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Минфина РФ является осуществление последующего государственного финансового контроля.

4.Одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества является продажа посредством публичного предложения.

5.При проведении обязательного аудита в организациях, в уставном капитале которых доля государственной собственности или собственности субъектов РФ не менее 25% , заключение договора на аудиторские услуги должно осуществляться по итогам открытого конкурса.

6.Минфин РФ определяет объем и состав документов, которые налоговые инспекторы могут изымать у фирмы при проведении налоговой проверки.

7.Одной из предпосылок появления категории финансов является регулярный натуральный обмен.

(вариант №2):

1.Обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства дает основания считать финансы результатом его деятельности.

2.Прямые капитальные вложения – это вложения в ценные бумаги.

3.В основе рыночной экономики лежит простое воспроизводство товаров.

4.Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

5.Одной из задач финансового контроля является обеспечение правильности ведения бухучета.

6.Общим признаком финансовых отношений является формирование денежных доходов и накоплений в форме финансовых ресурсов и их использование в фондовой форме.

7.Неолиберальная экономическая политика предполагает преобладание государственной собственности, а частный собственник – малозначительный фактор.

ЗАДАНИЕ № 5. Самопроверка и домашнее задание

1.Составить инвестиционную программу своего города, поселка или области. Предлагается следующий план выполнения задания:

- выявить «болевые точки» в развитии конкретной территории, которые необходимо устранить с помощью привлечения инвестиций;

- определить основные пути улучшения инвестиционного климата территории для привлечения инвесторов;

- дать обобщающий анализ имеющихся финансовых источников, которых недостаточно для решения проблемы;

- предложить альтернативные источники инвестиционных ресурсов для территории.

Для работы рекомендуется использовать материалы статистических ежегодников Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), в том числе и по Ростовской области (www.rostov.net/oblstat/), официальных интернет-сайтов администраций области и города, Минфина Ростовской области (www.donland.ru; www. minfinro.rsu.ru)

2. Составить, на основе данных Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, схемы финансовой системы, в т.ч. бюджетной системы своего города или области. Задание рекомендуется выполнять в форме блок-схемы:

Раздел I «Денежно-кредитная политика» - student2.ru

В качестве варианта выполнения задания предлагается составить блок-схему консолидированного бюджета муниципального района как составной части финансовой системы области:

Раздел I «Денежно-кредитная политика» - student2.ru

Для работы рекомендуется использовать материалы статистических ежегодников Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), в том числе и по Ростовской области (www.rostov.net/oblstat/), официальных интернет-сайтов администраций области и города (www.donland.ru; www. minfinro.rsu.ru).

3. Составить словарь основных терминов и определений по всем звеньям финансовой системы. Для выполнения задания рекомендуется использовать материалы учебника, лекций, экономического и финансово-кредитного словарей. Данная форма самостоятельной работы позволяет максимально закрепить изученные термины по теме, повысить уровень подготовки к фронтальному или «блиц» - опросу.

4. Изучить типы финансовой политики и типы финансового механизма отдельных развитых стран (составить исторические справки или сравнительные таблицы). Используя официальный сайт администрации Ростовской области, выписать тактические и стратегические задачи финансовой политики области.

Задание рекомендуется выполнить в форме таблицы:

Показатели Характеристика
Основные типы финансовой политики (классическая, регулирующая, планово-директивная) Сущность, представители, инструменты
Типы финансового механизма Сущность, уровни, элементы
Современная финансовая политика (либеральная, неолиберальная) Опыт США (по материалам журнала «Мировая экономика и международные отношения»)
Особенности финансовой политики России Послания Президента Федеральному Собранию (Интернет-сайт «Официальная Россия»)
Финансовая политика Ростовской области www.donland.ru

5. Составить финансовый план для коммерческих организаций разных отраслей экономики (особенности целей деятельности и их увязка с источниками финансовых ресурсов).

Используется связь с дисциплиной «Экономика организации (предприятия)», в процессе изучения которой прививаются навыки составления бизнес-плана, который включает, в свою очередь, финансовый план предприятия. Предлагается примерная форма финансового плана:

Наименование статей финансового плана Сумма, тыс. руб.
I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого за год
Доходы и поступления средств          
Прибыль от реализации          
Прибыль от прочей реализации          
Доходы от внереализационных операций          
Доходы от курсовых разниц по операциям в иностранной валюте          
Начисленная амортизация          
Долгосрочные кредиты          
Долгосрочные займы          
Ссуды на пополнение оборотных средств          
Арендная плата сверх стоимости имущества по лизингу          
Целевое финансирование и поступления из бюджета          
Целевое финансирование и поступления из внебюджетных фондов          
Безвозмездная финансовая помощь          
Прочие доходы и поступления          
Итого доходов          
           
Расходы и отчисления средств          
Платежи в бюджет          
Отчисления в резервные фонды          
Отчисления в фонд накопления          
Отчисления в фонд потребления          
Отчисления в фонд социальной сферы          
Выплаченные дивиденды          
Долгосрочные инвестиции          
Долгосрочные финансовые вложения          
Погашение долгосрочных ссуд и уплата по ним %          
Пополнение оборотных средств          
Уценка товаров          
Резервы предстоящих расходов и платежей          
Резервы по сомнительным долгам          
Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги          
Прочие расходы и отчисления        

Наши рекомендации