Состав и структура расходов бюджета.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Принципы разграничения расходных полномочий представлены в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ и в ряде федеральных законов.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов — это часть расходов бюджетов, включающая:
• средства на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);
• средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
• расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
• расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
• другие расходы бюджета, включенные в его капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов.
В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов — это часть расходов, обеспечивающая:
• текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений;
• оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;
• другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
В зависимости от формы расходы бюджетов делятся на:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам другими уровней, внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Под дотациейпонимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция- средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.
Субсидия- средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Важной статьей бюджетных расходов являются трансферты населению— это средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.
Бюджетные расходы осуществляются не только в форме безвозмездных и безвозвратных ассигнований, но и в форме бюджетных кредитов. Такой кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
Закон регламентирует способы обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита. Ими могут быть только:
- банковские гарантии;
- поручительства (за исключением поручительств органов исполнительной власти субъектов РФ);
- залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.
При этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую ликвидность.
Бюджетный кредит предоставляется после проведения проверки финансового состояния получателя финансовым или уполномоченным им органом. Проверка получателя может быть осуществлена в любое время действия кредита. Проводятся также проверки целевого использования кредита.
Использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа.
Периодом нецелевого использования средств признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления использования по целевому назначению.
При утверждении бюджета на очередной год указываются:
- цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит;
- условия и порядок предоставления бюджетных кредитов;
- лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года;
- ограничения по субъектам использования кредитов.
Средства от возврата бюджетных кредитов отражаются в составе расходов бюджетов со знаком «минус». Возврат бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к обязательным платежам в бюджет.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
На стадии исполнения бюджета нередко возникают так называемые кассовые разрывы — временная потребность в денежных средствах, вызванная тем, что расходы тому или иному бюджету необходимо профинансировать раньше, чем поступят в этот бюджет предусмотренные доходы. В этом случае прибегают к такому методу бюджетного регулирования, как бюджетная ссуда. Бюджетная ссуда— это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда отличается от субвенций и субсидий тем, что последние используются на стадии формирования бюджета, а первая — на стадии его исполнения.
Важнейшей статьей расходов бюджетов является финансирование бюджетных инвестиций. Расходы на такое финансирование предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо по решению соответствующих органов исполнительной власти
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.
Бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ имеют определенные полномочия по финансированию расходов. В этом смысле расходы подразделяются на четыре группы:
- расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
- расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;
- расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
- расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Бюджетный дефицит, профицит
При дефиците бюджета— превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать
Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Качество самого дефицита может быть разным:
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
- дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий), когда обычных резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода;
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективносит финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Возникновение дефицита обуславливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение среди них имеет спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы
Источниками финансирования федерального бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов:
1) внутренние источники в следующих формах:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:
- в увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;
- в координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.
Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.