Процентная антропология. Проклятие времени и Вселенная Эверрета. Были ли мы каннибалами? За что убили старушку - процентщицу.
Какая польза человеку. Если он приобретет весь мир, а душе своей повредит. Или
какой выкуп даст человек за душу свою?". (Матф.16,26)
"Вы с бесконечным усердием занимаетесь вашими законными делами. Время - деньги, значит, не тратьте его попусту. Но ведь доверие - тоже деньги, значит, заботьтесь о доверии к вам и пользуйтесь им разумно. Выполняйте пунктуально свои обязательства. Кто платит свои долги и возвращает взятое своим кредиторам, обеспечивает себе возможность новых займов и тем самым, располагает фондами других. Ведите свои счета тщательно, будьте скромны в своей частной жизни и не тратьте денег по пустякам. Считайте каждый су, который может вырасти и умножиться, увеличивая тем самым прибыль". (Бенджамин Франклин)
Послушай, малый! В море средь движенья
Начни далекий путь свой становленья.
Довольствуйся простым, как тварь морей,
Глотай других, слабейших, и жирей,
Успешно отъедайся, благоденствуй,
И постепенно вид свой совершенствуй.
Гете (Фауст).
"...Это именно наши западные общества совсем недавно сделали из человека экономическое животное" (Марсель Морс)
Проблема ростовщичества имеет глубоко теологическое значение.
Библия. Книга Бытие 4. "И познал Адам Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от господа. И еще родила брата его, Авеля.. И Авель был пастырь овец, а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и тука их. И призрел Господь Авеля и дар его, а на Каина и на дар его не призрел".
Почему Господь отрицает одни плоды, тем более плоды от творчества первого потомка его человеческого творения, но принимает от второго.
Земледелие, которым занимался Каин, дает пример геометрического роста- с одного зерна вырастает колосок, содержащий десятки зерен, в то время как прирост плода в животноводчестве, которым занимался Авель, носит линейный характер - одна овца рождает одного ягненка, корова - одного теленка и т.д. Природа сама устанавливает ограничения. Из 40 миллионов икринок голубого тунца или 200 миллионов икринок трески в океане до взрослого состояния выживает лишь несколько мальков, остальные съедаются другими рыбами или даже своими взрослыми собратьями. В библейской легенде о причине первого убийства, первородного греха заложен глубокий смысл противоречия законов геометрического роста естественным линейным законам развития и творчества человека. В природе законы геометрического роста ограничиваются используемыми ресурсами, в земледелии - ограничением земельных наделов и плодородностью почвы ("со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей "3.17),
в библейском же Раю поле Господне бесконечно плодородно, оттого и законы геометрического роста работают бесконечно, нарушая гармонию созданного земного мира. Об этом говорится в Библии: " Не может ускорить творение творца своего...И сказал я : что ты дал созданному творение вкупе, и однако творение выдержало это; посему могли бы понести и ныне существующие вкупе. Он сказал мне: спроси женщину и скажи ей, если ты рождаешь десять, то почему рождаешь по временам?, и спроси ее, чтобы она родила десять вдруг. Я же сказал ему: невозможно это, но должно быть по временам. Тогда он сказал мне: и Я дал недрам земли посеянному на ней возвращать по временам" (3 Ездры 5.41-47.) "Ибо если бы не умножал Он своих милостей, то не смог бы ВЕК продолжить жить с теми, кто обитает в нем ". (Там же 7.67).
Отрицая дар геометрического роста ,Господь ставит пределы и человеку в своем творчестве. : "а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (4.7.) Господь говорит: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?" (Мф. 6:26)
Осуждая и карая первоубийство Каина, Господь говорит: "когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать своей силы для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле"(4.11).
Геометрический рост противоречит замыслам Творца. "Когда я уготовлял век (т.е. Время-авт.), прежде, нежели он был для обитания тех, которые живут в нем поныне, никто мне не противоречил. А ныне, когда век сей, был создан, нравы сотворенных повредились при неоскудевающей жатве, при неисследимом законе. И рассмотрел Я век, и вот оказалась опасность от замыслов, которые появились в нем. Я увидел и пощадил его, и сохранил для себя одну ягоду из виноградной кисти и одно насаждение из множества. Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось, и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом"(3 Ездры 9.18-22).
Таково свойство Бога: "Он делает великое, неисследуемое и чудное без ЧИСЛА" (Иов 9.10), то есть в развитии сущего не признаются законы геометрического роста, свойственные процентным деньгам.
Деньги сами по себе не встречаются в природе, и никаких их версий или аналогов не существует среди животного мира. Человек освоил всю территорию земли, научился пользоваться не только наличным природным материалом, но и символами ресурсов, ОН САМ СОЗДАЛ НАДПРИРОДНЫЙ РЕСУРС-ДЕНЬГИ. Сегодня ДЕНЬГИ, НЕ ЯВЛЯЯСЬ ВЕШЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ, СЛУЖАТ ПРЕОБРАЗОВАНИЮ БИОСФЕРЫ. Деньги установили новый способ мышления и поступков человека. В современном мире конечном счете все сводится к прибыли и богатству, выраженному в деньгах.
Дж. Сорос замечает: "Люди хотят иметь деньги и готовы почти на все, чтобы их получить, потому что деньги -- это власть, а власть может стать самоцелью. Те, кто преуспел, -- могут даже не знать, что делать со своими деньгами, но они по меньшей мере могут быть уверены, что другие завидуют их успеху. Этого может оказаться достаточно, чтобы продолжать делать деньги до бесконечности, несмотря на отсутствие какого-либо иного мотива. Те, кто продолжает стремиться получить много денег, в конце концов приобретают большую власть и влияние в капиталистической системе... Не будет преувеличением сказать, что деньги правят теперь жизнью людей в большей степени, чем когда-либо раньше".
Каковы же подлинные ценности, которые, предположительно, должны лежать в основе экономической деятельности? Видный философ Александр Зиновьев отвечает: "Система ценностей западнизма в современных условиях переросла в систему соблазнов...Благодаря масс-медиа все достижения в сфере жизненных благ стали общедоступными...,а идеология и пропаганда создают иллюзию, будто все эти сказочные блага общедоступны или в принципе могут быть доступны всем. Они играют в данном случае роль соблазнителя-Сатаны, только сулящего всеобщий земной рай".
"Если бы современный человек решился описать словами свои представления о том, как выглядит рай, он изобразил бы самый большой в мире универсам...По этому раю вещей и удобств он бродил бы с открытым ртом, только бы там всегда можно было купить все более и более новые вещи и все большее их количество, и желательно, чтобы его соседи обладали при этом несколько меньшими возможностями, чем он",-замечает психоаналитик Эрик Фромм.
Около сорока миллиардов почтовых каталогов различных товаров от орехов до нижнего белья и холодильников, по 150 штук на каждого американца, было разослано в США в 2002 году. "Купи сейчас, заплати потом",- призывают они. Телевизионная реклама в США является индустрией с годовым оборотом 200 млрд. долларов и расширяется на 7,6 процента ежегодно, что более чем вдвое превышает среднестатистический рост экономики США.
" Мы убеждены, что нормально одеваться в одежду, купленную на заработанные деньги, ехать в потоке транспорта на машине, деньги за которую вы еще не выплатили до конца, чтобы добраться до работы, которая вам нужна для того, чтобы быть в состоянии платить за одежду, машину и дом. Который вы оставляете пустым на весь день, чтобы заработать на право в нем жить",- говорит рядовой американец Эллен Гудмен в программе Национального общественного Радио Weekend Edition Saturday.
"Тайна при сотворении денег состоит в том, чтобы заставить людей принимать в качестве обменного средства обязательства других людей по типу "я тебе должен" (обещание заплатить в будущем). Владеющий таким трюком может извлечь из данного процесса соответствующий доход",- отмечает Бернард Лиэтер в книге Алхимия денег".
В итоге борьбы за доступ к многообразию материального мира сегодня побеждают одномерные люди, освоившие скалярные величины процентной экономики. Значение человека в одномерном мире свелось к поиску математической точки его кредитоспособности.
Упрощение представлений о добре и зле, деньгах как универсальной мере ценностей, доступности материальных благ через кредит влечет за собой утрату многогранности жизненных реалий, порождает так называемые "социально - индуцированные неврозы".
Можно выделить целые комплексы социально - индуцированных неврозов экономического человека. Наиболее подробно они были исследованы Э. Берном, назвавшим их "психологическими играми". Сам Берн отмечал, что психологические игры лежат в основе большинства, обществ и субкультур, так например, в основе Американского образа жизни лежит игра "Должник", сущность которой состоит в том , что человек постоянно вынужден жить в кредит, ставя таким образом под угрозу свою защищенность, что создает тревогу и чувство незащищенности. "Общество старательно поощряет своих членов быть должниками, заставляя, таким образом, усердно работать, выплачивать проценты по кредитам. Невротизация членов общества является не побочным продуктом социальной системы, а необходимым условием существования процентной экономики",- пишет Эрик Берн в книге " Игры , которые играют люди". (С-Пб.: "Волна" 1993.)
Основным инструментом социальной невротизации выступает технология манипулирования идеей о доступности приобретения благ через кредит. "Сроки платежей создают специфический страх, который постепенно превращается в некий теневой процесс, давящий на психику, при том, что объективное отношение не
доходит до сознания; страхом угнетена не непосредственная житейская практика, а жизненный проект человека. Невыкупленная вещь убегает от вас во времени, она
никогда и не была вашей",- замечает философ Жан БодРИЙЯР. (СИСТЕМА ВЕЩЕЙ. Издательство "РУДОМИНО" МОСКВА, 2001).
Современное общество потребления заражено синдромом "потреблятства", которое определяют как " болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обремененности долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми и новыми приобретениями". (Дж. Де Грааф, Д. Ванн. Т.Х. Нэйлор " Потреблятство".М, Ультра-Культура. 2003).
Философ Жан БОДРИЙЯР точно замечает : "...Ныне родилась новая мораль: мораль опережающего потребления по отношению к накоплению, мораль убегания вперед, форсированного инвестирования, ускоренного потребления и хронической инфляции (копить деньги становится бессмысленно); отсюда берет начало вся современная система, где вещь сначала покупают, а затем уже выкупают своим трудом. Благодаря системе кредита мы возвращаемся к сугубо феодальным отношениям, когда известная часть труда изначально принадлежит помещику, то есть к системе закрепощенного труда. Однако, в отличие от феодальной, наша система основана на своеобразном сообщничестве: современный потребитель непроизвольно интериоризирует и принимает как должное то бесконечное принуждение, которому он подвергается, -- обязанность покупать, чтобы общество продолжало производить, а сам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить за уже купленное.
Действует любопытный иллюзионизм: общество кредитует вас ценой формальной
свободы, а на деле вы сами его кредитуете, отчуждая в его пользу свое будущее". ( СИСТЕМА ВЕЩЕЙ.. Издательство "РУДОМИНО" МОСКВА, 2001.)
В книге немецкого социолога Герберта Франке "Манипулированный человек" дается такое определение : " Под манипуляцией...следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено...Успех манипуляции гарантирован, когда манипулированный верит, что все происходящее естественно и неизбежно....Для манипуляции требуется фальшивая действительность".
Уместна метафора: Лягушка, брошенная в кипяток, выпрыгивает, хотя и с травмами. Лягушка, погруженная в теплую воду, с наслаждением плавает в кастрюле, которую поставили на медленный огонь кипятиться. Так она наслаждается, пока не сварится. Юмористы шутят: " Кредит-это оптимизм, доведенный до абсурда" .
Психолог Л.А.Китаев-Смык в статье " Стресс и психологическая экология" (Природа, 1989, 7, 98-105.) отмечает, что игнорирование законов и требований "психической" экологии приводит к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации. Он указывает, что длительный стресс, значительно хуже для человека, чем однократное, пусть даже сильное, но быстро проходящее переживание. При таком стрессе периодических выплат процентов на протяжении длительного времени, рождающем в заемщике чувство безысходности и беспомощности, возникают многочисленные "болезни стресса". Как- то, рассматривая утверждение Платона "Человек- существо без перьев, двуногое с плоскими ногтями", английский юморист Дж. Дюрант перефразировал: " Человек - единственная птица, которую можно общипать многократно."
Из осознания того, что процентная экономика манипулирует людьми через фиктивные величины, рождается новый вид цинизма и криминала, связанного с банковским мошенничеством. Yellow Kid- Желтый Кидала Джозэфф Уэйл- один из самых знаменитых мошенников соединенных Штатов так декларировал свое криминальное кредо : "Я никогда не стану облапошивать честных людей. Только негодяев. Они хотят получить нечто в обмен ни за что. А я даю им ничто в обмен за нечто".
Сейчас уже говорят об "эпидемии болезней стресса" должника. Какие это болезни? Наиболее часты инсульт, инфаркт, язвенная болезнь. Стресс нередко становится причиной диабета, глаукомы, геморроя, пародонтоза. При стрессе легче возникает простуда, хуже заживают раны. Стало известно, что раком чаще заболевают люди, страдающие от неисправимой беды: краха жизни, гибели супруга, банкротства, процентной кабалы. Стресс бывает важной причиной психических болезней. Депрессия закономерно толкуется как временная смерть.
О стонущий в оковах бытия!
Несостоятельность - вина твоя!
Нам от пророка заповедь дана.
"Неплатежеспособен сатана,
Но ловок он вводить людей в обман,-
Так не имей с ним дел!"-гласит Коран
В делах твоих участвуя, банкрот
Тебя до разоренья доведет.
(Джалаладдин Руми. Стихи)
Обязательства должника выплачивать ростовщику сложный процент деструктирует его собственное психологическое время, делает его несоразмерным. Геометрический рост сложного процента и произвольность начисляемых периодов его выплат неадекватны восприятию заемщиком внешнего линейного мира, где действует принцип солидарности. Происходит отчуждение личности должника от социума. Попытка же найти ресурсы для реализации геометрических характеристик времени в себе ведут такого человека к психодуховному коллапсу с проявляемой несоразмерностью психических, гормональных, биологических, клеточных, гормональных циклов существования его организма. Усилие в обретении конечного психологического равновесия превращается в бесконечный ужас зависания в актуальной проблеме выплаты процента. Внешняя экономическая нагрузка становится смыслом и значением внутреннего психологического времени, часы, для измерения которого сошли с ума. К часам подвесили процентный магнит. Внешнее время такого человека фрагментируется в соответствии с периодом выплаты процентов, непрерывное изображение мира человека меняется на стробоскопическое, часы такого времени не бьют в унисон с солидарными часами жизни в обществе, где ты непрерывно нуждаешься в любви, взаимопонимании и доверии. Процентная кукушка в таких часах кукует не о времени жизни, а о сумме оставшегося долга и начисленных процентах. Ведь вкладывая воображаемое будущее в теперешнее переживание, мы вкладываем способ изменения будущего в настоящем. А это значит, что мы вкладываем мнимое будущее в настоящее.
Гротеск ситуации точно отражает старый одесский анекдот:
Телефонный звонок:
- Это ломбард?
- Да.
- Скажите, который час?
- Вы что, в своем уме?
- Нет, просто я вчера заложил у вас часы, и теперь не знаю, сколько времени.
С процессом отчуждения связана и загадка времени. Астроном с помощью современного телескопа "Хаббл" заглядывает в глубины Вселенной далеко на миллиарды световых лет, но при этом рассматривает прошлое Вселенной, ведь скорость света ограничена. Двигаясь вперед в пространстве познания, мы движемся в прошлое во времени. За право жить и познавать мир мы приобретаем способность стареть. Деньги связывают категории прошлого, настоящего и будущего. Так человек планируют будущие покупки и приобретения, зарабатывая деньги, а затем приобретает вещи, уже кем- то задуманные и сделанные в соответствии с созданной технологией в прошлом. Процентная кабала заемщика разрушает эту временную связь в категории денег, ведь отдавая, уже не приобретаешь, теряется мера обмена.
Выгорание личности наиболее социально и экономически опасно для общества - это утрата представлений о ценностях жизни. Когда человек не в состоянии предвидеть конец временного состояния своей жизни, он не в состоянии и ставить перед собой какие-либо цели и задачи. Жизнь неизбежно теряет в его глазах всякое содержание и смысл.
У человека, ставшего заемщиком и вынужденного постоянно платить процент , подчиняя этой задаче свое будущее и, следовательно, дисконтируя модели своего поведения в настоящем, возникает так называемая темподесиненция (лат. tempus - время, desinentis - теряющееся) - безвозвратная утрата темпоральной и кинематической информации о ценности жизни, переход из динамического в латентное (скрытое) состояние психики. Сознание заемщика утрачивает ощущение большого масштаба времени и отдаленных следствий своих действий и замещается короткометражными ситуациями, рожденными непосредственными нуждами периодической выплаты процента. Ростовщичество здесь проявляет себя как зло темпоральной аннигиляции личности.
"Психологический опыт существует во времени. ...знание моего "я" - психологическое знание - есть время. ...А что представляет собой жизнь без этой суммы знаний? ( ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ВЫЧИТАНИИ ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕНТ,- замечание автора).
Не существует времени, не существует знания в психологическом смысле, нет ощущения "меня", - и что тогда есть? Придя к такому состоянию, многие люди сказали бы: "Какой ужас!" (Джидду Кришнамурти "О самом важном" (Беседы с Дэвидом Бомом) Издательство "Либрис". 1996). Человек определяет свою духовную позицию во времени.
Вспомним, что еще Плотин утверждал: "В тебе, душа моя, измеряю я времена". ("Эннеады", III, 7)
В процентной экономике мы сталкиваемся с новым парадоксом времени. ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В НАСТОЯЩЕМ МЕЖДУ ЗЕРКАЛАМИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО, ПОЗНАВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. РОСТОВЩИЧЕСТВО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА- ДОЛЖНИКА ОГРАНИЧЕННЫМ В ВЫБОРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ, ВЕДЬ ЗЕРКАЛО БУДУЩЕГО ПОКРЫЛОСЬ ТРЕЩИНАМИ. Выдающийся философ и математик А.Н. Уайтхед замечает: " Отбросьте будущее - и настоящее опустошится и разрушится. Непосредственное существование требует заполнения трещин настоящего будущим....Каждый момент опыта представляет собой переход от одного мира к другому - от непосредственного прошлого к непосредственному будущему....Таким образом, самоудовлетворение события опыта берет начало в самоудолетворенности прошлым как живым...и завершается в будущем...Ритм перехода от воспроизводства к предводвосхищению при реализации каждого события обусловлен вмешательством духовности...Событие начинается как следствие, обращенное в прошлое, а заканчивается как причина, обращенная в будущее. В этом промежутке и заключена телеология Вселенной...Человек есть нечто большее, чем последовательность событий опыта". (А.Н.Уайтхед. Избранные работы пофилософии., М, прогресс,1990).
Впрочем, еще средневековый мистик Мейстер Экхарт ввел понятие "свершения времен": "Вот другое значение "свершения времен"... Бог создает мир теперь точно так же, как Он делал это в первый день сотворения мира, в этом-то, как раз, и заключается Его богатство. Душа, в которой надлежит родиться Богу, должна отойти от времени, как и время от нея, она должна подняться и застыть в этом богатстве Господа".( Экхарт М. О свершении времен. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Мусагет, 1912, репринтное переиздание - М.: Издательство политической литературы, 1991.)
Духовная корреляция времени как потока событий описывается в теории Шелдрейка, согласно которой реальны и оказывают воздействие на материальное будущее не только фактические представления, но и все те, которые могут появляться вместо них. При этом соответствующая для них действительность и действенность зависят от того, насколько сильно загружены в эмоциональном отношении соответствующие альтернативы, то есть желания и опасения. Время не является величиной постоянной, а является многообразием, которое пересекается нами насквозь, кроме того, время нельзя делить только на прошедшее, настоящее и будущее, так как все эти три компоненты проникают друг в друга и тесно переплетены.
Все формы в космосе руководствуются привычками и следуют образцам, которые в результате повторения событий зафиксированы в конструктивных трансцендентальных планах. Такие планы выступают морфогенетическим полем. Это поле оплетает сетью всю реальность. Оно управляет всеми силами Вселенной.
Таким образом, " каждый человек есть нечто большее, чем кажется себе. Он представляет также уникальную, неповторимую, всегда значимую и замечательную точку, в которой пересекаются явления мира только один раз и никогда более в таком сочетании" (Герман Гессе).
Холистическому взгляду на вселенную в древнекитайской традиции учила и буддийская школа хуаянь. Есть история об одном из основателей школы, учителе Фа Цанге, обучавшем премудрости императрицу Ву. Однажды императрица, отчаявшись самостоятельно постичь тонкости учения, попросила Фа Цанга дать ей наглядную и простую демонстрацию всеобщей космической взаимозависимости. Тогда Фа Цанг подвесил горящий светильник к потолку комнаты, уставленной зеркалами, чтобы показать отношение Единого ко многому. Затем он поместил в центре комнаты маленький кристалл и показал Ву, как все окружающее отражается в кристалле, тем самым, проиллюстрировав, каким образом в Предельной Реальности бесконечно малое содержит бесконечно большое, а бесконечно большое - бесконечно малое.
Одновременно Фа Цанг подчеркнул, что данная статичная модель, к сожалению, не способна отразить вековечное, многомерное движение во Вселенной и беспрепятственное взаимопроникновение Времени и Вечности, включая прошлое, настоящее и будущее.
В древнеиндийской ведической традиции существует поэтический образ ожерелья главного бога Индры. Как записано в "Аватамсака-сутре": "В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь в одну жемчужину, то увидишь все остальные, отраженные в ней. И точно так же каждая вещь в мире не есть просто она сама, а заключает в себе все другие вещи и на самом деле есть все остальное".
Взимание процента как нормы временного предпочтения сегодняшних благ будущим доходам, как дисконтирование не находит своего разрешения в вопросе о том, где грань, разделяющая прошлое и будущее? Будущее не является настоящим, Будущее делает время открытым. Это свойство оказывается особенно важным для человека, поскольку открывает горизонт для свершений, для деятельности, для выбора, для принятия решения, для проектирования жизни, для поступка. Будущее является условием творчества человека, это условие возможности проявления им своей воли в настоящем. Все живое в определенной степени обладает свободой выбора, даруемой будущим. Процент же разрушает такую свободу выбора и СОЕДИНЯЕТ НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВО ВЕЩЕЙ И ОТНОШЕНИЙ КРЕДИТОРА И ЗАЕМЩИКА, существующих в настоящем.
Ловушка для заемщика всегда состоит в том, что "Человек опережает время благодаря покупке в кредит, пытается зафиксировать и присвоить себе время". (Жан БОДРИЙЯР. СИСТЕМА ВЕЩЕЙ. Издательство "РУДОМИНО" МОСКВА, 2001.)
Если будущего нет, его невозможно предвидеть, предчувствовать и даже планировать. А если его можно предсказать, какое же это будущее? Ведь заемщик расплачивается своим настоящим за будущее, платя проценты. Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство "здесь-и-теперь" застревает в этом "до", объективном прошлом, а настоящее со всеми его события ми проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности. Такая трактовка делает понятным механизм и смысл возникновения и дереализационных ощущений, и душевной анестезии: и потерю аппетита и снижение либидо - этих витальных форм интереса к внешнему миру; и злость. Злость - это специфическая. Такой помехой бессознательному стремлению души остаться оказывается вся реальность. Обязанность платить проценты рождает на бессознательном уровне заемщика чувство социальной агрессии.
Можно привести аналогию с курильщиком, лишенным табака. Людям, которые воздерживаются от курения, кажется, что время идет медленнее, чем на самом деле. Ученые отмечают: когда люди, курящие регулярно, отказываются от этой привычки, протяженность времени в их восприятии увеличивается на 50%. Ученые полагают, что это связано с базовыми биологическими, а также психологическими и поведенческими процессами, сообщает New Scientist. представление о замедлении времени связано с чувствами враждебности и гнева. "Возможно, ухудшение восприятия времени, которое мы наблюдали у воздерживающихся курильщиков, отчасти объясняет то, что они жалуются на более сильный стресс и неспособность сосредоточиться". Влиять на восприятие времени могут радикальные гормональные изменения, связанные с тем, что человек бросает курить. Полагают, что в этом процессе могут участвовать такие гормоны как кортизол и аргинин-вазопрессин.
" Три вещи принадлежат человеку: душа, тело и время (... e se pure alcuna si pateva chiamare nostra queste erana le sole tre - ... anima, corpo e tempo)". (Альберти Л.)
Посягательство кредитора на будущее заемщика через процент всегда вызывало ненависть. Время- дар человека богу, и ростовщик становится над богом, обкрадывая его дар.
Роберт Бернс посвятил жизни должника такое стихотворение: "Надпись на банковском билете"
Будь проклят, дьявольский листок!
Ты был всегда ко мне жесток,
Ты разлучил меня с подружкой
И за столом обносишь кружкой.
Ты обрекаешь честный люд
На голод. Рабство, тяжкий труд
И тем искать земли и крова
Вдали от берега родного.
Не раз я видел, как злодей
Над жертвой тешился своей.
Давным-давно единым махом
Я гордеца смешал бы с прахом,
И только твой надежный щит
Его от мщения хранит.
А без тебя, нуждой гонимый,
Я покидаю край родимый.
( избранное, М., Московский рабочий, 1982)
Статья 23 ГК Украины " Возмещение морального вреда" гласит:
1. Лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненной вследствие нарушения ее прав.
2. Моральный вред состоит: в душевных страданиях, каких физическое лицо испытать в связи с противоправным поведением относительно нее самой, членов его семьи близких ли родственников.
Однако, как мы показали в главе " Законодательство", ростовщичество в Украине законодательно разрешено и поддерживается государством. " В аде нет исследования о времени жизни". (Сирах.41.7)
"Нас поражает совершенно элементарная вещь: вопрос о цене и стоимости предмета отделяет нас от него, вводит дистанцию между личностью, которой мы являемся, и миром, к которому этот предмет принадлежит...Деньги являются материальной идеограммой, изображающей во внешнем мире самые разнообразные движения нашего мира....Для того, чтобы была стоимость, а затем деньги, которые ее объективируют, необходимо, чтобы у людей была способность устанавливать дистанцию между собой и вещами...Реальный мир и мир стоимости существуют сами по себе...Драма современности проистекает именно из того, что люди не могут иметь между собой связей, в которых не присутствовали бы деньги , которые не воплощали бы в той или иной форме...Деньги стремятся превратиться в эталон меры и символ отношений обмена и жертв... Кто является хозяином денег, тот является хозяином связей и обменов...". (С. Московичи. Машина, творящая богов. М, "КСП+", 1998).
При этом субъективная ценность отличается от объективной и справедливость нарушается., даже если все участники удовлетворены. Приведем пример: алкоголик меняет костюм на бутылку водки, и оба участника удовлетворены, хотя с точки зрения стороннего наблюдателя, обмен явно несправедлив. Необходим критерий справедливости обмена. Однако, несимметричность обмена, заранее порождает насилие или обман в ее отчуждении. "В условиях высококонкурентной среды люди, озабоченные проблемами отношений с другими людьми, преуспевают меньше тех, кто не отягощен моральными соображениями. Таким образом, социальные ценности претерпевают то, что можно было бы назвать процессом нежелательного естественного отбора. Беспринципные люди оказываются в выигрыше". ( Дж. Сорос ) При этом удовольствие от насилия является сутью прибыли, ведь прибыль достигается путём неравного обмена одних вещей на другие. Если бы обмен был равный, то прибыль было бы просто невозможно получить. Сознательный обман в интересах обманывающего есть прямое и осознанное насилие над человеком.
Вспомним Маркса: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
Интересно отметить, что внук раввина К. Маркс (его настоящее имя - Мардохей Леви) проигрывал много денег на бирже. Будучи экономистом, он почему-то умел только терять деньги. Трое первых детей Маркса умерли от недоедания. Но при этом за свою жизнь Маркс получил от Энгельса приблизительно 6 миллионов французских франков золотом (данные института Маркса и Энгельса).
Суть концепции отчуждения, впервые разработанной Гегелем, состоит в том, что мир ( природа, вещи, другие люди и сам человек) превращаются в чуждый человеку мир. Человек не ощущает себя субъектом собственных действий, человеком мыслящим, любящим, он ощущает себя только в произведенных им вещах в качестве объекта внешних проявлений собственных сил. Он находится в контакте с самим собой, только подчиняясь им самим созданным продуктам.Проблема отчуждения является моральной и психологической. Согласно Марксу, отчуждение разлагает и извращает все человеческие ценности. Вводя экономическую деятельность и присущие ей атрибуты- "прибыль, работу, бережливость, умеренность" в ранг высших жизненных цінностей, человек лишается возможности развивать подлинно моральные ценности человечества, "богатство такими вещами, как чистая совесть, добродетель и т.д.; но как я могу быть добродетельным, если я вообще не существую? Как я могу иметь чистую совесть, если я ничего не знаю?". В состоянии отчуждения каждая сфера жизни, экономическая и моральная, не связаны друг с другом. Человек, подвластный отчужденным потребностям,- это " существо и духовно и физически обесчеловеченное....человек-товар". Этот человек- товар знает лиш один способ отнести себя к внешнему миру: иметь и потреблять, использовать его, и чем больше он отчужден, тем в большей степени чувство обладания и использования составляет его отношение к миру. "Везде, где к конкретному человеку относятся как к чему-то безличному, возникает элемент насилия...По этой причине человек, единственный интерес которого составляют деньги, даже не понимает, что его можно упрекнуть за жестокость. Он видит лишь логическую сущность и последовательность своего поведения и не признает за собой какого-либо злого умысла...Бессмысленный характер, который деньги навязывают нашим личным отношениям, создает особые двусмысленность и жестокость, которые пропитывают всю социальную степень целиком. ..Таков случай индивида, который должен стирать под маской строгости стирание всего того, что ему свойственно с тем, чтобы создать дистанцию по отношению к самому себе, будучи захваченным этой странной игрой, которая превращает его в предмет обмена...Деньги разрушают фундамент отношений человека к человеку",-замечает Серж Московичи.
Когда человек человеку зверь, то не остаётся иного, как любить вещи. Религия денег наделяет людей свойствами вещей. Помощь превращается в кредит под процент. Человек становится товаром, покупаемой вещью, в том числе в кредит. Вот текущие
средние розничные цены в США на человеческие органы. Лёгкое - 116 400 долларов, почка - 91 400 долларов, сердце - 57 000 долларов, костный мозг - 23 000 долларов за грамм, ДНК - 1.3 миллиона долларов за грамм...Апофеозом становление человека-товара стала специальность суррогатной матери.
" Для того чтобы капитализм мог развиться, нужно было сначала переломить все кости в теле естественному, инстинктивному человеку, нужно было сначала поставить специфически рационально устроенный душевный механизм на место первоначальной, природной жизни) нужно было сначала как бы вывернуть всякую жизненную оценку и осознание жизни. Homo capita-listicus вот то искусственное и искусное создание, которое в конце концов произошло от этого выворота". (Вернер Зомбарт. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь.М.: Айрис-Пресс,2004.-618 с.).
Рассуждая о рабстве и свободе человека ,философ Николай Бердяев глубоко заметил: "В царстве денег, совершенно не реальном, а в бумажном царстве цифр, бухгалтерских книг, банков, неизвестно уже, кто собственник и чего собственник. Человек все более переходит из реального царства в царство фиктивное. Ужас царства денег двойной: власть денег не только обида бедному и неимущему, но и погружение человеческого существования в фикции, в призрачность. Царство буржуа кончается победой фикции над реальностью...".
Ссудный процент формирует новый тип рантье, теоретического человека, аморально дисконтирующего окружающее пространство и время.
В 1966 г. в статье "Филогенетическая культура и ритуализация" К. Лоренц писал: "Молодой либерал, достаточно поднаторевший в научно-критическом мышлении, обычно не имеет никаких представлений об органических законах обыденной жизни, выработанных в ходе естественного развития. Он даже не подозревает о том, к каким разрушительны последствиям может привести произвольная модификация норм, даже если она затрагивает кажущуюся второстепенной деталь...Он выносит безапелляционный приговор традиционным нормам социального поведения как пережиткам - нормам, как действительно устаревшим, так и жизненно необходимым. Покуда возникшие филогенетические нормы социального поведения заложены в нашем наследственном аппарате и существуют во благо или во зло, подавление традиции может привести к тому, что все культурные нормы социальн<