В банковской системе Республики Беларусь («входной» надзор, директивы пруденциальных правил
и требований, документальный (дистанционный) надзор, инспекции на местах, корректирующие меры)
Методы надзора представляют собой приемы (способы) надзорных действий, каждый из которых включает набор инструментов банковского надзора, объединенный общим признаком. Инструменты банковского надзора группируются в пять методов:
1. «Входной» надзор. Данный метод предполагает установление критериев права выхода банка на финансовый рынок и надзор за их соблюдением при реализации регистрационного и лицензионного права.
2. Установление пруденциальных требований и стандартов. Метод заключается в определении правил и стандартов, которые обеспечивают проведение банковских операций с минимизацией риска.
Требования стандарта выражаются в отношении:
- абсолютного размера и адекватного риска нормативного капитала, компоненты которого способны снизить (не допустить) финансовые потери;
- ликвидности банка;
- диверсификации активов и привлеченных средств по установленным верхним пределам концентрации банковского портфеля;
- качества активов и достаточности общего и специального резерва для возмещения потерь по неликвидным активам;
- порядка кредитования связанных с банком родственных компаний и физических лиц;
- пределов участия банка в уставных фондах других физических лиц;
- системы и процедуры внутреннего контроля;
- политики и процедур управления рисками;
- системы корпоративного управления.
3. Документальный надзор (другие названия метода – заочный, дистанционный или офсайт-надзор). Метод предусматривает проведение банковского мониторинга посредством анализа банковских отчетов об эволюции денежно-кредитного рынка и экономического состоянии банков. Национальным банком Республики Беларусь установлены формы пруденциальной отчетности, где содержатся сведения о деятельности банка, его финансовом состоянии, эффективности работы, ликвидности и качестве активов. Национальным банком постоянно проводится мониторинг финансового состояния банков на основании предоставляемой ими отчетности, а также дополнительной информации, получаемой в порядке осуществления дистанционного надзора. Ежемесячно контролируется соблюдение банками пруденциальных требований, включая нормативы безопасного функционирования и формирование специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, анализируются причины возникающих значительных изменений показателей деятельности банков. Анализ деятельности банков служит основанием для принятия надзорных решений.
В ходе осуществления дистанционного надзора проводится анализ уровня рисков, принимаемых на себя банками; рассматриваются и оцениваются принципы и процедуры, разработанные банками в целях выявления, оценки, мониторинга и контроля существенных рисков; анализируются конкретные мероприятия, направленные на снижение рисков; осуществляется постоянный мониторинг изменений крупных собственников банка, особое внимание уделяется прозрачности реальных и конечных собственников банка, устанавливающих политику его деятельности; проводятся иные мероприятия, направленные на обеспечения надежности банковской системы.
4. Надзор на месте или онсайт-надзор. Метод предполагает инспекцию банков и их филиалов на местах, позволяет при осуществлении банковского надзора уточнять оценку текущего и перспективного финансового состояния банка. Проводятся как комплексные, так и тематические проверки.
Комплексные проверки предусматривают всестороннюю оценку менеджмента и внутреннего контроля финансового состояния банка.
Тематические проверки изучают отдельные направления деятельности банка, его структурные подразделения без оценки его финансового состояния в целом.
В процессе надзора на месте выясняются:
- достоверность отчетности банка;
- соблюдение правил проведения банковских операций;
- реальность оценки внутренних рисков банка и их влияние на финансовое состояние банка;
- эффективность системы управления, внутреннего контроля, бухгалтерского учета, управленческой информации;
- качество активов банка и достаточность создаваемых резервов для компенсации потерь по неликвидным активам;
- компетентность управленческого аппарата;
- соответствие деятельности банка действующему законодательству.
В компетенцию органов банковского надзора должны входить:
· проверка любых, бухгалтерских записей и документов, получение всех материалов, относящихся к деятельности банка, его структурных подразделений (филиалов, дочерних предприятий);
· доступ к внутренней документации банка, касающейся локальных процедур, принятия решений, работы органов управления, исполнения и контроля;
· обязанность констатации фактов неправильной, незаконной деятельности банка и составления итогового документа инспекции.
5. Корректирующие меры направлены на корректировку мероприятий, проводимых банком, и сложившейся в нем ситуации.
Корректирующие меры являются определяющими в надзорном механизме. Орган банковского надзора должен располагать юридическими полномочиями поэтапного вмешательства в менеджмент банка с целью оздоровления сложившейся в нем ситуации. Однако в случае неэффективности такой позиции банковского надзора арсенал мер должен быть расширен за счет официальных действий по применению экономических и административных санкций. Данные меры варьируются от постановки вопроса об отказе в одобрении осуществления новых видов деятельности, приобретениях, выплате доходов до наложения денежных штрафов, ограничения полномочий, принудительного взыскания средств, отстранения руководства банка от управления, назначения внешнего управляющего.
Законодательные акты определяют границы вмешательства банковского надзора в деятельность банка. В случае, когда ситуация не улучшается, усилия банковского надзора должны быть направлены на участие в мерах по поглощению или слиянию с другим устойчивым в финансовом отношении банком либо на юридическую констатацию неплатежеспособного банка и начало процедуры его ликвидации.