Поквартальное изменение мира

Около шести лет назад Дэйв взял на себя письменное обяза­тельство в форме членства в объединении людей, задумавших создать свое собственное поселение. В качестве концепции для его разработки и создания был взят датский принцип «совмест­ного проживания». Этот принцип и был применен на участке земли в штате Колорадо. Они нашли живописный участок пло­щадью в десять акров, расположенный к западу от Денвера, где, с помощью архитектора и застройщика, построили и заселили двадцать семь жилых домов, организовали мастерскую, разбили фруктовый сад и соорудили «общий дом». (Общий дом исполь­зуется для совместных обедов, проходящих несколько раз в не­делю, собраний, вечеринок и поздних церковных служб.)

Принцип совместного проживания разработан специально для устройства общей жизни. Для него характерна высокая плот­ность населения и наличие множества мест, приспособленных для совместной деятельности. Проведение большого числа собра­ний, посвященных обсуждению представлений об устройстве бу­дущего поселения, сделало этот процесс захватывающим, несмот­ря на то, что дело продвигалось медленно. Во время одного мозгового штурма архитектор Мэтт Ворсвик (теперь являющий­ся жителем поселения) побудил группу участников вообразить себе, какого рода деятельность будет производиться в поселении и в каких его местах она будет производиться. Участники обсуж­дения представили себе пешеходные дорожки, общественный сад, игровые площадки для детей и всевозможные виды помеще­ний внутри общего дома. Поскольку архитектура была характер­ной для юго-запада, они вообразили колокольню и соборный ко­локол на ней. Пять лет спустя этот воображаемый колокол издавал очень реальный звон, и дети обожали, когда им разре­шали тянуть за веревку, привязанную к его языку, что заставля­ло колокол звонить. Привезенный со старой фермы, где вырос один из жителей поселения, этот массивный колокол собирает всю общину (под названием деревня Гармонии) для трапез, со­браний и праздников.

Построив дома блоками по два или по четыре, жители дерев­ни сэкономили как землю, так и энергию, поскольку соседние дома «отапливают» друг друга сквозь стены. Установив правило, что машины следует оставлять или в гаражах, или на стоянках, расположенных на краю поселения, группа разработчиков по­заботилась о здоровье жителей поселения. В центре поселения ощущается спокойствие, как во внутреннем дворе студенческо­го городка. Устройство поселения также способствует безопас­ности его жителей, потому что многие виды их деятельности раз­ворачиваются на общей территории. Кроме того, вокруг много зелени, и когда поселенцы готовят ужин или моют посуду, перед ними, как правило, открывается вид на природу.

Когда Дэйв начал вкладывать все больше сил и средств в бу­дущее этого поселения, он тем самым делал вклад в будущее сво­их соседей. Вместо того, чтобы недоумевать, кто живет через шесть домов от тебя, все соседи знали друг друга еще до того, как переехали на это место, потому что они регулярно встречались в течение двух с половиной лет перед тем, как была сооружена первая постройка поселения. В процессе строительства матери­альной части общины, они также заложили основы обществен­ных институтов. Они стали гражданами по необходимости, по­скольку коль скоро поселение было построено, им надо было как-то управлять. Каждый житель поселения участвует в управ­лении общиной, а раз в месяц созывается большое собрание, на котором обсуждаются дела общины, совместно разрабатывают­ся планы ремонта или строительства новых зданий, или просто устраивается большая вечеринка с танцами.

Вновь появившееся поселение представляет собой пеструю ко­манду людей, разнящихся по возрасту от одного года до восьмиде­сяти трех лет. Краткая биография почти каждого из них была опубликована в информационном бюллетене поселения, пред­ставляющем собой также открытый форум для выражения идей, опубликования своих литературных трудов, изложения своих ре­лигиозных убеждений. Один из жителей поселения, Джинии Мак-ли — священник в отставке, чьей страстью стала идея «восстанови­тельного правосудия». Эта идея заключается в том, что истинное исправление преступника наступает тогда, когда удается завязать диалог один на один между преступником и жертвой.

Рич Грэндж — предприниматель, чей бизнес в области теле­коммуникаций снабжает работой многих его соседей. Активис­ты его компании работают на общественных началах, но желаю­щим предоставляется время для оплачиваемой работы. Эди Гейл — музыкант и активистка общины. Она помогла «спасти Столовую гору» — природную достопримечательность, которая видна из окон домов поселения. Недавно она выступала в одной из больниц с песней. По словам медсестры, которая находилась там, пожилая женщина умерла во время выступления с песней на устах.

Вирджиния Моран — эксперт по инвестициям в окружающую среду и общественно полезные проекты. Она развернула экспер­тную деятельность, когда исследовала во время войны во Вьет­наме участие в этой войне частных корпораций. «Им было вы­годно, чтобы война продолжалась, — говорит она, вспоминая свое первое исследование. — Я тогда приняла решение учиться, что­бы помочь людям привести в соответствие собственные инвес­тиции и системы ценностей. Потом мне довелось попасть в Сан-Франциско и посетить несколько первых собраний Форума социальных инвестиций. После того как в Соединенные Штаты приехал архиепископ Десмонд Туту с просьбой к американским инвесторам перестать финансировать южно-африканский апар­теид, мы начали обращаться в различные общественные инсти­туты, прося их принять участие в этом деле. Особенно эффективно подействовало вмешательство церквей. Развитие южно-африкан­ской экономики затормозилось, и отчасти в результате наших усилий».

Вирджиния и сама является инвестором нескольких планта­ций твердой древесины на Коста-Рике и, в небольшой степени, мелких предприятий, называя это «процессом использования существующей системы для создания новой». Можно видеть, с каким восторгом она рассказывает о том, как правильно действу­ют некоторые из фондов, с которыми она работает. «Четыре фонда, занимающихся общественными проблемами, в течение 1999 года побили рекордный девяностопятипроцентный совокуп­ный доход, полученный в 1996 году крупнейшими компаниями. Одна из причин этого — в том, что этим компаниям удалось со­кратить: количество мусора, размер долгов и степень загрязне­ния окружающей среды. Это компании, которые не получают предупреждений от Управления по охране окружающей среды и не имеют проблем с рабочей силой. При сотрудничестве с боль­шинством этих компаний, вам не приходится поддерживать про­изводство не являющихся необходимыми и недолговечных про­дуктов, таких, например, как наполнители для кошачьих туалетов. Подобный размер дохода — характерный для многих компаний, применяющих высокие технологии — будет побуж­дать людей размещать свои денежные вклады согласно соб­ственным политическим и этическим убеждениям».

Это лишь несколько жителей деревни Гармонии, однако боль­шинство других также вовлечены в виды деятельности, расши­ряющие традиционное значение слова «ценности». Их способ времяпрепровождения снижает абсолютную значимость денег. Им нужно успеть накопить достаточно денег до выхода на пен­сию? Конечно. Но нужна ли им новая машина, «чтобы не отстать от Джонсов»? Вовсе нет, потому что Джонсы ездят на не раз по­бывавшем в ремонте «Саабе», достаточно старом, чтобы можно было прикрепить к машине табличку «антиквариат».

Цель создания деревни Гармонии — ((создать общее поселе­ние, объединяющее разных людей, которые бы трудились на бла­го друг друга в обстановке бережного отношения общины к природе». Чтобы все эти многочисленные намерения были реализо­ваны, члены общины занимаются утилизацией мусора, ухажи­вают за общим садом, а также решают внутренние проблемы населения, такие, как борьба с проведением в районе поселения общины линии метро (увенчавшаяся, кстати, успехом!). Подоб­но остальным жителям страны, обитатели деревни Гармонии яв­ляются жертвами экономики, которая не всегда «понимает, что творит». Недавно они поймали с поличным работников одной компании, занимающейся вторичной переработкой отходов, ког­да те тщательно перемешивали уже рассортированные отходы, чтобы просто сбросить их на свалку.

Жители поселения экспериментируют также и с более пере­довыми видами деятельности, такими, как поддержание общи­ной развития сельского хозяйства. Поскольку собственный сад существует в общине лишь недавно, многие поселенцы пользу­ются продукцией местной фермы. Жена фермера каждый втор­ник приходит с восемью или десятью корзинами, наполненны­ми сельскохозяйственной продукцией. Таким образом, объем продаваемых товаров дает фермеру возможность в начале сель­скохозяйственного сезона понять, сколько и чего нужно поса­дить. («Так, у кого есть лучший рецепт салата из моркови, капус­ты и лука с майонезом?»)

Еще одна идея, активно обсуждаемая в общине — это созда­ние общественного таксопарка, который позволил бы более эф­фективно использовать автомобили. Как пишет Гари Гарднер из Института по наблюдению за мировыми проблемами, «автомоби­ли проводят большую часть своей жизни (в среднем 95%) на сто­янке, занимая место, вместо того, чтобы доставлять людей туда, куда им нужно попасть — то есть не исполняя своего назначения». В эпоху, когда стало больше людей, работающих на дому, и пенси­онеров и когда вновь стал популярен общественный транспорт, некоторые жители деревни Гармонии задаются вопросом, поче­му бы им не ограничиться меньшим количеством машин, которые будут занимать меньше места на стоянках и дорогах, и отрывать меньшие части доходов на страховые взносы.

В общине уже имеется неофициальная система автомобиль­ного проката. «Если вам нужна машина, просто пройдитесь по деревне и посмотрите, кто свободен, машины в ней уже есть», — говорит Лора Херетта, которая снимает в общине дом. Однажды утром в 4:20 в доме Дейва раздался отчаянный звонок. Звонил его сосед, который пытался сесть на самолет, чтобы лететь в от­пуск, но срок его прав истек. «Ты не мог бы зайти ко мне домой, взять мои действующие права и быть здесь, в аэропорту, не поз­же, чем через сорок семь минут, когда отправляется самолет?» — с надеждой спросил он. Поскольку дороги были свободны, Дэйв был в аэропорту через тридцать шесть минут.

Хотя жители поселения не называют его Утопией, их граждан­ские чувства проходят здесь испытание огнем и мечом — это зах­ватывающая и трудная жизнь, в которой не обходится и без разо­чарований. Совместное поселение — это только один из способов создания районов, населенных людьми, живущими активно и от­носящимися друг к другу доброжелательно. Для организации та­ких районов не обязательно строить новые дома (например, Общи­на кочевников из города Болдер, шт. Колорадо, делит помещение с театром, а Община активистов в Портленде, шт. Орегон, заселила дома старого района, жители которого имели возможность деше­во продать свои жилища). Где бы ни удавалось проектировщикам, отцам города, активным гражданам достичь успеха в создании места, благоприятного в социальном отношении и способствую­щего минимизации расточительства (чего бы то ни было: природ­ных ресурсов, времени, денег), всюду тем самым наносится удар по синдрому потреблятства.

Наши рекомендации