Не только достаточно, но и эффективно

Простые установки, способствующие охране окружающей среды, могут быть встроены в нашу экономическую и полити­ческую систему так, что соблюдать их станет столь же естествен­ным, как дышать. Заменяя неэкономичные устройства на эконо­мичные, такие, как душевые насадки с несильным напором, лампочки и холодильники, эффективно использующие электри­чество, мы уже предотвратили за прошедшее десятилетие выброс миллионов тонн загрязняющих веществ, а также оказание вредного воздействия на окружающую среду — и сэкономили тем самым миллиарды долларов. Будучи более совершенными и ориентированными на большую эффективность, эти недавно,по-явившиеся в продаже устройства, такие, как стиральные маши­ны с фронтальной загрузкой, демонстрируют улучшенные эксплу­атационные качества в сочетании с пониженным потреблением энергоресурсов. Среднестатистическая семья тратит сейчас око­ло 200 долларов в год на электричество, воду и порошок, необхо­димые для стирки. Вновь разработанная модель стиральной ма­шины позволит сократить эти затраты до семидесяти пяти долларов в год.

Покупка бытовых приборов, которые высоко оцениваются по системе Energy Star и другим системам оценок, не только умень­шает суммы на счетах за все виды энергии, но и снижает опас­ность глобального потепления, нашу зависимость от ненадежных источников энергии, таких, как средневосточная нефть, а также позволяет нам ощущать себя не такими виноватыми.

Говард Геллер из Американского совета по энергетически эффективной экономике не верит, что простые, индивидуальные действия могут спасти планету сами по себе, поскольку многие из проблем, с которыми мы сталкиваемся, невероятно сложны. Нам нужно больше экономических инициатив, учитывающих необходимость заботиться об экологическом состоянии плане­ты, нам необходим больший контроль за экологической чистотой товаров путем учреждения новых видов сертификации и оценки эффективности, нам нужно пересмотреть систему правил и тех­нических условий изготовления товаров — все эти действия не­обходимы для того, чтобы облегчить спасение планеты.

В качестве примера, Геллер приводит положения, которыми регулируется эффективность того или иного товара. «Самое при­ятное — то, что для следования этим положениям от потребителя не требуется иметь специальное образование или уметь проводить анализ». Вот, например, что касается обращения с холодильником. «Если ваш старый холодильник перестает работать, вам нужно заменить его как можно скорее. Как правило, в этот момент вам некогда читать потребительские исследования, вы просто звони­те в магазин и заказываете что-нибудь достаточно вместительное, чтобы ваши дети не умерли с голода».

Между тем, большая часть работы, направленной на усовер­шенствование холодильников, уже проделана лоббистами, законодательными органами, инженерами и менеджерами. Как по­яснил Геллер, сначала к рассмотрению были приняты серии про­грессивных федеральных законов, но в каждом законе были свои собственные требования. Чтобы избежать путаницы и необхо­димости разрабатывать одновременно несколько моделей одно­го и того же товара, промышленность поддержала один стандар­тизованный федеральный закон, который выдвигал требование повышения эффективности товаров. В результате действия это­го закона были разработаны модели бытовой техники, которые потребляют в три раза меньше энергии, чем аналогичные това­ры в 1970-е годы, но при этом являются более вместительными, имеют больше функций и улучшенные эксплуатационные каче­ства. Благодаря новым разработкам, мы получаем больше за мень­шие деньги. Стандарты по применению приборов, вступившие в силу в 1990-х годах, сэкономили больше электроэнергии, чем было произведено за это время тридцатью одной региональной электростанцией. Чтобы хранить свое пиво и продуктовые запа­сы в холоде, нам не нужно ограничивать себя в чем-то, прикла­дывать к этому какие-то умственные усилия или становиться ак­тивистами организации «Гринпис». Нам просто нужно собрать плоды принятия законов, дружелюбных по отношению к окру­жающей среде. Вот, что значит простота.

«Если уж синдром потреблятства вынуждает нас покупать не­что, — говорит Геллер, — почему бы не купить холодильник но­вейшей модели или стиральную машину с фронтальной за­грузкой — что-то, что повышает качество вашей жизни и одновременно способствует сохранению окружающей среды?»

Иногда экономия от использования высокоэффективных бы­товых приборов, таких как автоматические термостаты, так же хороша, как получение дивидендов от имеющихся у вас акций или облигаций, при том, что в этом случае вы не зависите от ры­ночной ситуации. Экономия денег — это лишь один из видов прибыли, которая скрывается за бережным отношением к пла­нете.

Изменения, которые происходят в наших умах, являются, воз­можно, самыми важными из всех индивидуальных действий. Мы начинаем понимать, что значение имеет не только то, сколько мы как отдельные индивидуумы потребляем, но и то, как были изготовлены товары, которые мы покупаем. Важно не только количество потребляемого нами — хотя и оно тоже — но и каче­ство выбираемых нами моделей товаров.

В условиях сверхэффективной экономики мы все сможем экономить деньги, потому что не надо будет тратить лишнее на уборку помещений, медицинские услуги, добычу новых матери­алов, работу, которую мы ненавидим, дорогие отпуска в виде ком­пенсации за эту работу — и так далее. Повышение эффективно­сти товаров потребления особенно выгодно потребителям с низкой заработной платой, которые отдают более высокий про­цент своего дохода в виде оплаты коммунальных счетов. Если мы научимся «ехать на нашей планете в том направлении, в кото­ром она движется», изучая жизнь природы и действуя при раз­работке товаров согласно ее законам — все от этого только вы­играют.

НА «ДЖИПЕ» – В РЕСТОРАН

Тем временем мы продолжаем жить расписанной по часам жизнью нашего прогрессивного общества, где новости об эко­логических проблемах мирового значения иногда захлестывают нас. Эти проблемы кажутся слишком значительными, чтобы их можно было решить путем грамотного потребительского выбо­ра, тем более, что многие потребители и понятия не имеют, что это такое. Но здесь может помочь книга, написанная Майклом Броуэром и Уорреном Леоном «Справочник потребителя по воп­росам экологически полезного выбора: практические советы от Союза заинтересованных ученых». Цель авторов книги — из­гнать из наших умов путаницу и чувство вины, расставив при­оритеты в нашем поведении в роли потребителей. Вместо того, чтобы поддаваться стрессу, сорок способов борьбы с которым имеется в арсенале авторов книги, они предлагают дружно взять­ся за решение самых сложных проблем, чтобы сразу добиться по-настоящему серьезных успехов. По их подсчетам, поехать на «джипе» в ресторан, специализирующийся на мясных блюдах — это один из самых ужасных потребительских поступков, посколь­ку автомобили и мясо — это два основных разносчика синдрома потреблятства на Земле.

Броуэр и Леон потратили целое десятилетие на изучение ре­зультатов анализа рисков, проведенного различными агентства­ми и экспертами, и установили, что загрязнение воздуха, глобаль­ное потепление, нарушение среды обитания живых существ и загрязнение воды — представляют собой наиболее значитель­ные из вредных последствий потребления, отражающихся на со­стоянии природы. Серьезные недостатки, свойственные процес­сам разработки и производства товара, часто становятся причиной наиболее опасного воздействия на природу. Опасность представляет: то, как спроектированы наши города и их предме­стья; способы, которыми мы очищаем использованную воду; ме­тоды, постоянно применяемые в сельском хозяйстве; то, как ра­ботают наши электростанции; то, как наша промышленность проектирует и изготавливает химикаты, компьютеры и автомо­били. Хотя предпочтения потребителей не оказывают прямого воздействия на производственные системы, все же выбор това­ра, совершаемый со знанием дела, дает существенные результа­ты, скрытым образом содействуя восстановлению здоровья пла­неты. Например, когда мы покупаем экологически чистые сельскохозяйственные продукты, мы одновременно поощряем сельскохозяйственные методы — такие, как севооборот — кото­рые предотвращают эрозию почвы, нашествия насекомых — вре­дителей и другие разновидности вредного воздействия на при­роду. Когда мы покупаем автомобиль, эффективно использующий горючее, мы тем самым пропагандируем сохра­нение благоприятного климата и чистого воздуха.

Когда мы сокращаем собственное потребление мясных про­дуктов, мы тем самым также резко уменьшаем вред, наносимый мясной промышленностью почве, воде, воздуху и атмосфере.

По сравнению с эквивалентной по питательной ценности пор­цией зерновых культур «производство черного мяса задейству­ет в двадцать раз больше земли (из-за необходимости выпаса ско­та), загрязняет в семнадцать раз больше воды (из-за отходов, производимых животными), заражает в пять раз больше воды ядохимикатами и во столько же раз больше воды использует в целом (из-за химикатов, применяющихся для выращивания зер­на на корм скоту, воды, используемой для полива этого зерна и питья для скота), выделяет в три раза больше газов, способству­ющих развитию парникового эффекта (по причине использова­ния большего количества энергии)», — как утверждают Броуэр и Леон.

Является ли количество потребляемого нами мяса рудимен­том давних времен, или оно больше объясняется чисто зритель­ной привычкой? Может быть, формируя порцию, мы руководствуемся тем, чтобы она надлежащим образом выглядела на та­релке? Эстетика обеденной тарелки — и уровень потребления мяса — изменились со времени 1970 года, но, если вдуматыйи — не будут ли наши тарелки выглядеть столь же аппетитно и гораз­до более ярко, если их украсят более крупные порции свежих фруктов, крупяных изделий и овощей? Таким образом можно снизить количество съедаемого нами мяса с пяти фунтов в неде­лю до одного фунта, и одновременно уменьшить опасность сер­дечных заболеваний и инсультов.

Броуэр и Леон очень одобряют усилия потребителей, направ­ленные на уменьшение количества мусора и эффективное ис­пользование предметов потребления, но они же убеждают нас не перегибать палку. «Например, демонизация одноразовых пла­стиковых стаканов привела к тому, что некоторые люди стали уделять этому вопросу слишком много внимания. Один священ­ник рассказал нам, что его прихожане хотели организовать про­дажу керамических чашек для кофе и установить посудомоеч­ную машину в своем зале для собраний, чтобы не нужно было пользоваться пластиковыми стаканчиками. Но когда мы узнали, что число таких стаканчиков, используемых ими в неделю, не превышает сорока, мы убедили их использовать те 450 долларов, которые выделяются им из городского бюджета, на другие нуж­ды, например, на утепление их старого здания, по которому гу­ляют сквозняки.

Некоторые виды человеческой деятельности оказывают зна­чительное вредное воздействие на природу, несмотря на то, что занимается ими лишь небольшое число людей. Это катание на моторных лодках, езда по бездорожью на вездеходах и аэроса­нях. Например, час катания на водных лыжах создает столько же смога, сколько автомобильное путешествие из Вашингтона в Орландо, шт. Флорида, поскольку моторы вышеперечисленных транспортных средств не снабжены регуляторами выброса вред­ных газов. (Эти маленькие моторы — первые кандидаты на усо­вершенствование.) Моторы газонокосилок, работающих на бен­зине, не только нарушают послеобеденный сон, но и самым опасным образом загрязняют кварталы, в которых мы живем. Вдобавок к этому, владельцы домов используют в своих садах в десять раз больше пестицидов, чем фермеры, потому что читать этикетки на упаковках с удобрениями — скучно, и потом разве неверно, что «чем больше, тем лучше»?

Но некоторые предпочитают взять заботу о лужайке перед домом в свои руки. Разведение неприхотливых цветов и кустар­ников популярно на засушливом западе и в других местах, засевание же собственной лужайки съедобными культурами также может войти в моду, по мере того как будет расти интерес к эко­логически чистым продуктам. Вместо того, чтобы каждую неде­лю часами трудиться, ухаживая за коротко подстриженным га­зоном, мы сможем выйти в свой сад и набрать миску спелых помидоров.

СОВЕТЫ АМЕРИКАНСКОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ
Транспорт 1 Поселитесь в таком месте, которое снижает необходи­мость передвижений на автомобиле. 2. Дважды подумайте, прежде чем покупать вторую или третью машину. 3. Покупая машину, выбирайте модель, эффективно использующую горючее и мало загрязняющую окружающую среду. 4. Стремитесь к тому, чтобы меньше путешествовать. 5. В тех случаях, когда это возможно, ходите пешком, ездите на велосипеде или пользуйтесь общественным транспортом.   Еда 6. Ешьте меньше мяса. 7. Покупайте гарантированно экологически чистые продукты.   Жилищные вопросы 8. Тщательно выбирайте дом, в котором будете жить. 9. Сокращайте количество потребляемого тепла и горячей воды. 10. Обзаведитесь осветительными приборами и бытовой техникой, экономно использующими электричество. 11. Отдавайте предпочтение возобновляемым источникам энергии. Приводится по книге «Справочник потребителя по вопро­сам экологически полезного выбора»

Подоплека многих проблем окружающей среды заключается в особенностях нашего мышления, такой, например, как маниа­кальное стремление к абсолютной чистоте. Такое впечатление, что чем более безупречно зелены наши газоны, тем грязнее наши реки, куда смываются пестициды и питательные удобрения с этих газонов. Чем чище наши дома, тем более окружающая среда заг­рязнена теми химикатами, с помощью которых мы делаем свои жилища сверкающими, стерильными и ароматными.

Простые действия для спасения мира? Конечно, давайте со­вершать их столько, сколько сможем, потому что они уменьша­ют вред, наносимый природе, стимулируют появление более со­вершенных моделей товаров и экономят деньги. В некотором смысле, мы предлагаем замену состоянию постоянной озабочен­ности в связи с чрезмерным потреблением, причем замена эта происходит безболезненно, ведь не так уж много перемен тре­буется внести в свою жизнь. Но, занимаясь этим, давайте не за­бывать, что когда-то нужно позаботиться и еще о нескольких деталях. Мы имеем в виду переустройство экономики и усовер­шенствование многих ее продуктов, а также трансформацию американского образа мыслей.

ДИЗАЙН СПАСЕТ ПЛАНЕТУ

Если тостер спроектирован хорошо, он делает нашу жизнь лучше, потому что кусочек хлеба выходит из него с золотистой корочкой, а сам прибор выглядит таким стильным! Если тостер можно починить в случае поломки, это очень хорошо, а если от­служивший тостер можно сдать на детали для новых тостеров — это тоже совсем не плохо. Перед нами продукт, сделанный с умом. Продукт, который, благодаря своему дизайну, нанесет минимум вреда окружающей среде. Многие страны Западной Европы на­чали практиковать «продленную ответственность производите­ля». Этот принцип обязывает предприятия, произведшие тот или иной продукт, брать этот продукт назад, когда тот уже отслужил свой век. В будущем ваш тостер, вероятно, сможет «проделать обратный путь», вернувшись на фабрику, где он был произведен и где его используют для изготовления других тостеров.

Какие черты экологически дружелюбного дизайна мы хотели бы видеть в других продуктах потребления? «Гиперавтомобиль» соче­тает в себе такие качества, как эффективность использования топ­лива, малое количество вредных выбросов и простоту технического обслуживания. Родившийся много лет назад в воображении Эмори Левине — гуру в области бережного отношения к энергии — этот автомобиль нового поколения производится теперь на основе « Фор­да», GM, «Хонды», «Тойоты» и других марок автомобилей. Коллега Ловинс по Rocky Mountain Institute недавно посетил ежегодно уст­раиваемое авто-шоу в Детройте, где такие динозавры, как Ford Excursion, которым галлона бензина хватает на едва десять миль, со­седствовали с Prodigy и GM Precept, которые способны проехать на одном галлоне семьдесят и восемьдесят миль соответственно.

ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗАЙНУ ТОВАРОВ В ЭПОХУ СИНДРОМА ИЗОБИЛИЯ
Отсутствие токсинов, отсутствие вреда окружающей среде. Использование возобновляемых источников энергии и материалов. Доступность для членов общества. Приспособляемость, возможность использования для других целей. Длительность функционирования, возможность ремон­та. Разнообразие, уникальность. Эффективность, аккуратное исполнение. Лёгкость в обращении. Лёгкость определения состава материалов. Лёгкость технического обслуживания. Совместимость с жизнью и природой. Совместимость с культурой, дружелюбие к человеку

Уменьшая сопротивление автомобиля ветру, механическое трение, сопротивление шин и вес автомобиля, разработчики этих «умных» машин подготавливают почву для создания автомобиль­ного двигателя нового типа — с беспламенным, экологически безопасным топливным баком, который будет поглощать водо­род в качестве источника топлива и выделять водяные пары в качестве выхлопа. Благодаря конструкторскому труду, мы можем вскоре увидеть резкий поворот к лучшему в том, что касается чистоты воздуха — хотя, конечно, гиперавтомобили не смогут разгрузить автомагистрали нашего гиперобщества.

Ветряные мельницы в качестве электростанций нового по­коления, чье появление связано с завоеваниями в области кос­моса и компьютерных технологий, представляют собой еще один хороший пример того, как работа конструкторов содей­ствует появлению более элегантных способов предоставления услуг по сравнению со способами, существовавшими раньше. Строительство ветряных мельниц происходит гораздо быстрее и меньше вредит окружающей среде, чем строительство элект­ростанций, работающих на угле, или атомных электростанций. Недавно созданные поля ветряных мельниц уже снабжают элек­тричеством миллионы домов. В период с 1994 по 1998 год объем ветряной индустрии увеличился на сорок процентов. Американ­ская ассоциация ветряной энергии утверждает, что если бы де­сять процентов мирового электричества вырабатывалось при помощи ветра, то появилось бы два миллиона новых рабочих мест. Один из каждых четырех человек, пользующихся элект­ричеством, в Соединенных Штатах делает выбор в пользу «при­родной энергии» из возобновляемых источников, таких, как ве­тер. (Хороший пример для иллюстрации этой тенденции — Программа ветряной энергии в Колорадо, в которую Дэйв вло­жил деньги.)

Говард Геллер из Американского совета по энергетически эффективной экономике подчеркивает: «Эффективность очень важна, поскольку чем больше мусора мы производим, тем труд­нее совершить переход к экономике, питающейся энергией вет­ра, биомассы и солнца. При наличии эффективно работающих продуктов и процессов этот переход может оказаться довольно простым. Согласно историческому опыту, переход в качестве топлива, от дерева к углю, а потом и от угля — к нефти занимал несколько десятилетий.

Потенциальные возможности улучшения вещей с тем, чтобы добиться от них большей отдачи и уменьшить их вредное воз­действие на природу, почти безграничны. До настоящего време­ни промышленность преследовала при разработке своих продук­тов другие цели, такие, как уменьшение стоимости производства каждой единицы товара и простота этого производства. «Поче­му бы нам, в наш век высоких технологий, не попытаться создать обувь, которая служила бы так же долго, как сама нога? » — гово­рит Элан Дарнинг из Северо-западной службы надзора за состо­янием окружающей среды. «Мы могли бы перейти от углеводо­родной экономики, основанной на невозобновляющихся нефтехимических ресурсах, к углеводной экономике, основан­ной на применении растительных материалов», — говорит Дэвид Моррис из Института местного самообеспечения.

Даже продукты повседневного использования, такие, как ти­пографская краска и зубная паста, претерпели изменения, что­бы более точно соответствовать своему назначению при отсут­ствии нежелательных побочных эффектов. Том Чеппел из книги «Том из Мэна» удивлялся: «Почему в состав зубной пасты вхо­дят разнообразные шлифовальные материалы, красители, искус­ственные ароматизаторы, консерванты, клейкие вещества, фто­риды и, что хуже всего, сахарин, который давно подозревается как возбудитель рака?... Почему американцы ежегодно тратят более миллиарда долларов, чтобы наполнить свои рты химиката­ми?» Предложенный Чеппелом новый вид зубной пасты на пи­щевой соде привлек внимание миллионов покупателей и побу­дил такие компании, как Colgate и Procter&Gamble к изготовлению подобных продуктов.

ИЗМЕНИТЬСЯ К ЛУЧШЕМУ

Почему люди меняют свое поведение на более дружелюбное по отношению к окружающей среде? Специалисты по изучению человеческого поведения утверждают, что самым большим сти­мулом для перемен в жизни является осознание большой пользы, которую приносят эти перемены и одновременно ощущение гра­ниц собственных возможностей. Людям необходимо обладать основной информацией о глобальном потеплении, о загрязнении водных пространств и так далее, а также понимать, как они могут своими действиями изменить эту ситуацию, не прибегая к трюкам в стиле фильма «Миссия невыполнима».

не только достаточно, но и эффективно - student2.ru

Экопсихолог Тереке О'Коннор считает, что ответственность за состояние окружающей среды — это форма просвещенного эгоизма. Он спрашивает: «Если это не моя планета, то чья же она? Я стал причиной болезни, я стану и средством излечения. Если я действую из этих соображений - я действую не из чувства вины, а из любви к себе. Я перестаю закрывать глаза на то, что проис­ходит, и вижу, что человечество стоит перед лицом кризиса, не имеющего примеров в истории. Я действую не по обязанности и не из идеалистических соображений, а потому, что живу в соло­менном доме и чувствую запах дыма».

Глава 26. СНОВА ЗА РАБОТУ

Рыночная экономика тешит наше эго, но оставляет неудовлетворенным наше стрем­ление к общественной жизни. Она достига­ет удовлетворения индивидуальных, а не об­щественных целей и побуждает нас говорить на языке «я хочу», а не на языке «нам нуж­но».

Бенджамин Барбер «Место для нас»

Если вы не ходите на чужие похороны, никто не придет на ваши,

Йоги Берра

Бывает ли более приятное ощущение, чем возвращение в мир после затянувшейся болезни? Больше не нужно целыми днями смотреть телевизор, вы полны новой энер­гии! Главное — направить эту энергию в нужное русло.

Махатма Ганди сказал, что «жизнь это больше, чем постоян­ное наращивание ее скорости». Мы можем добавить, что жизнь — это больше, чем постоянное накопление, и, несмотря на то, что утверждается в рекламных роликах за миллион долларов, жизнь — это больше, чем постоянное ублажение своего «я». Купите рос­кошный автомобиль — снова и снова предлагает реклама — и ста­рые пустынные проселочные дороги развернутся перед вами как бесконечные полосы персидских ковров. Во время путешествия по этим мифическим дорогам, сиденья вашего автомобиля укра­сят женщины с экзотической внешностью в коротких черных платьях и с блистающими жемчугом улыбками, выражающими удовольствие.

Однако политолог Бенджамин Барбер сомневается, что эти дороги могут привести нас туда, куда мы хотим попасть. В книге «Место для нас» Барбер поясняет причины своего недовольства экономикой, основанной исключительно на зарабатывании при­были. «Рыночная экономика склонна скорее подрывать, чем под­держивать полную занятость населения, безопасность окружа­ющей среды, здравоохранение, системы страхования населения, образование, культурное разнообразие и здоровую конкурен­цию», — пишет он. Он убежден, что все эти привилегии должны быть завоеваны нами, людьми — пока еще дремлющей, но име­ющей высокий потенциал исторической силой, существующей в американском обществе.

Он призывает нас подняться со своих диванов и общими уси­лиями занять свое место между высоким правительством и круп­ным бизнесом, место, где граждане могут дышать свободно и дей­ствовать согласно демократическим принципам, не будучи вынужденными считать себя пассивными нытиками, жадными потребителями или одинокими жертвами. Это место, бережно охраняемое на протяжении всей американской истории, и есть то место, где расцветает гражданская жизнь. Строительство но­вых зданий; обустройство среды обитания для людей; благотво­рительные церковные проекты; праздничные фестивали и вече­ринки во дворах жилых домов; демонстрации и заявления протеста; добровольческие организации, такие, как родительс­кий комитет и Красный Крест; организация дежурства в жилых кварталах; устройство общественных садов; работа дискуссион­ных групп — все эти виды деятельности напоминают нам, что мы являемся членами большой семьи, которая нуждается в на­шем участии и ценит его.

Недовольство Барбера правительством происходит из неспо­собности или отказа последнего содействовать пробуждению в людях вкуса к гражданской жизни. На заре нового тысячелетия по всей Америке от одного океана до другого слышен храп, ко­мично воспетый режиссером Майклом Мором в открытом элек­тронном письме, адресованном американцам, не пришедшим на голосование. «Вперед к новым победам! — пишет он. — В 1996 году вы помогли добиться рекордно низкой посещаемости пре­зидентских выборов за всю историю Америки. Во время предва­рительных выборов в 2000 году восемьдесят процентов избира­телей объявили сидячую забастовку, оставшись на диванах своих гостиных». (В ноябре 2000 года мы показали более хороший ре­зультат, но, несомненно, многие жители Флориды все еще наде­ются, что им удастся найти время для голосования.)

В древней Греции слово «идиот» означало человека, не вовле­ченного в общественную жизнь. Но давайте посмотрим правде в лицо: с тех пор как в 60-х годах государственная политика пре­вратилась в шоу, которым руководят крупные корпорации и ко­торое транслируется средствами массовой информации, нам иногда приходится спрашивать себя, не являемся ли мы все иди­отами ?

На местном уровне, где легче расслышать отдельные голоса и где политики обязаны отчитываться о своих действиях, дела об­стоят не лучше. Сидение в гостиных продолжается во время со­браний городских советов, бесплатных концертов в парках, пуб­личных слушаний в судах — особенно если они совпадают по времени с сериалами «Скорая помощь» или «Практика» (Может быть, мы имеем дело не с идиотами, а с «видиотами»?)

Барбер утверждает, что быть гражданином — значит не только ходить на голосование и выполнять иногда обязанности присяж­ного. Потенциальные возможности гражданской энергии, вернув­шейся в правильное русло, безграничны. Ее можно использовать и в системе здравоохранения, и в деле информирования общества о появлении новых технологий — все эти области отчаянно нуж­даются в том, чтобы им было задано новое направление. Он даже предлагает, чтобы места для публичных собраний были оборудо­ваны в торговых центрах. Как должны быть спроектированы тор­говые центры, чтобы в них нашлось место для районных поликли­ник, аудиторий для публичных выступлений, центров матери и ребенка и художественных галерей?

ВЫХОД ИЗ ЗОЛОТЫХ КОКОНОВ

Куда мы хотим направить «человеческую силу»? Социолог-теоретик Джин Эльштайн считает, что «важнейшей задачей гражданского общества, семьи, сообществ соседей, городских сообществ, сети религиозных и гражданских объединений... яв­ляется информирование людей, формирование у них позиции, создание основ для взаимного доверия внутри общества и пре­вращение детей в граждан». Но синдром потреблятства часто яв­ляется препятствием на пути к достижению этих благородных целей, поскольку нехватка времени и постоянная углубленность в собственные проблемы ограничивают наше участие в обще­ственных делах. Мы можем хотеть выглянуть за пределы круга своих проблем, но мы слишком заняты, слишком плохо представ­ляем, с чего начать, или слишком устали. К тому же обидно за время, деньги и энергию, которые мы потратили, чтобы привес­ти все в столь ужасное положение! Однако это болезненное осоз­нание может стать первым шагом на пути к выздоровлению.

Конечно, люди всегда были общественными существами. Они руководствовались общей мудростью племени или рода. Собра­ния вокруг костра не назывались «проявлениями гражданствен­ности», но, по сути, были ими. Они играли важную роль в фор­мировании общей системы ценностей и общих целей.

И это по-прежнему так, хотя костры сменились каминами в гостиных. Живущие в Портленде Джин и Дик Рой, организато­ры Северо-западного института по проблемам Земли (см. главу 23), устраивают обучающие кружки, собирающиеся на дому у людей и ставящие своей целью «отвлечь участников от реклам­ных лозунгов и побудить их думать самостоятельно».

Помощь людям в раскрытии себя, придании себе нового им­пульса — это благородная задача, но институт описывает свою позицию очень скромно. «Мы не претендуем на роль наставни­ков или проповедников, — говорит Рой, — мы просто средство, дающее людям возможность обсуждать свои высшие ценности с другими людьми и приводить свои действия в соответствие с этими ценностями».

Почему люди тратят свое время на то, чтобы посетить девять собраний, составляющих один курс? Может быть, потому что наши занятия предлагают простой путь к ощущению себя граж­данином и к общественному самовыражению, к тому, что человек не мог до этого отыскать ни дома, ни на работе. Рой обнару­жил, что собрания группами примерно по десять человек побуж­дают людей делиться друг с другом мнениями, случаями из жиз­ни, убеждениями, которые стимулируют личностные изменения. «Мы наблюдаем, как участники от озабоченности и обеспокоен­ности какой-то проблемой — например, влиянием автомобилей на окружающую среду - переходят к действию через побужде­ние/вдохновение и намерение изменить ситуацию.

«Одна женщина, Розмари Корделло, успешно работала в об­ласти трудового права, — рассказывает он. — После прохожде­ния нашего курса она в корне изменила свою жизнь. Она изба­вилась от своего автомобиля и целого гардероба офисной одежды, а потом основала в Портленде некоммерческую орга­низацию под названием "Северо-западные сообщества гармо­ничной жизни", целью которой стало строительство экологичес­ки чистого жилья для граждан с низкими доходами. Она говорит, что никогда не была счастливее».

Рой также наблюдает перемены, происходящие прямо в квар­тале, где он живет. «Мы организовали в своем районе дискусси­онную группу, которая продолжает собираться до сих пор. Те­мой наших собраний является материальный, природный объект, а именно — овраг, который тянется позади дворов двадцати пяти домов нашего квартала. Мы сформировали совет директоров на­шего района. Выбрали местом встречи дом местного фермера, распространявшего свою продукцию по подписке, и начали встречаться каждую пятницу вечером для игры в покер. Мы так­же сформировали из жителей района рабочие группы, которые должны были расчищать и восстанавливать овраг, кроме того, мы помогаем друг другу в работе по дому, когда такая помощь требуется».

Это очень заманчиво — получать помощь, когда ты в ней нуж­даешься. «Я называю нашу работу "собраниями с чувством смыс­ла", — говорит Рой. — Я по-настоящему верю, что если бы вся страна прошла наши курсы, мы смогли бы очень быстро изме­нить нашу культуру».

Убеждения Роя соответствуют данным исследований относи­тельно того, как и почему происходят изменения в поведении. Наличие взятых на себя обязательств, доверия и желание изме­ниться — все это ключевые факторы. В одном классическом ис­следовании, проведенном тридцать лет назад, исследователь изображал человека, который, желая позагорать, расстилал свой коврик рядом с другим человеком, принимающим солнечную ванну. Через несколько минут исследователь обращался к сосе­ду: «Извините, я здесь один, и у меня нет с собой спичек — не найдется ли у вас огонька? » Потом исследователь поднимался и направлялся к воде, оставив свой коврик, а на нем — радиопри­емник. Когда подбегал второй исследователь и «крал» приемник, подопытный бросался за ним в погоню в четырех случаях из двад­цати. Если же первый исследователь просил своего соседа «при­глядеть за вещами», тот начинал преследовать вора в девятнад­цати случаях из двадцати. Мы чаще совершаем действие, когда взяли на себя обязательство за его совершение перед другими.

Похожее исследование показало, что письменные обязатель­ства связывают нас даже больше, чем устные. Три различных метода были применены, чтобы убедить людей не выбрасывать бумагу, но сдавать ее для вторичной переработки. Одна группа людей получила буклет, разъясняющий важность вторичной пе­реработки бумаги. Вторая группа в устном виде взяла на себя обязательство собирать макулатуру. Третью группу людей убе­дили подписать письменное обязательство. И хотя устное обяза­тельство принесло больше плодов, чем получение буклета по по­чте, опрос, проведенный год спустя, показал, что только взявшие на себя письменное обязательство все еще собирали макулатуру.

Наши рекомендации