Нашествие похитителей разума

На самом деле, американские специалисты в области пиара занимаются тем, что пишут сценарии, в рамках которых затем разыгрываются жизни других людей. Но мы, подобно главному герою фильма «Шоу Трумэна», никогда не сомневаемся, что уча­ствуем в реальной жизни. Одни только корпорации ежегодно заключают с пиар-агентствами договоры на сумму от пятнадца­ти до двадцати миллиардов долларов, подкупают политиков и вынуждают ученых высказывать выгодные для себя суждения. Как правило, журналист, получающий низкую зарплату, знает, что именно пиар, а не журналистика — это та профессия, кото­рой нужно себя посвятить, если хочешь сделать по-настоящему хорошую карьеру. «Студентов факультетов журналистики — даже в лучших колледжах и университетах гораздо больше при­влекает работа в области пиара и деловых контактов, чем в каче­стве журналистов, — говорит Стаубер. — В школах совмещают­ся занятия пиаром и журналистикой, как будто бы это одно и то же». Факт тот, что дети стремятся туда, где деньги.

Индустрия пиара зародилась в 1920-х годах во время реклам­ных кампаний, посвященных табачным изделиям и освинцован­ному (этилированному) бензину. Необходимо было отвлечь вни­мание от того вреда, который эти продукты могут нанести здоровью человека. Марк Доуви описывает классический ме­тод, использованный одним из пионеров индустрии пиара, Эд­вардом Бернейзом в 1929 году: «На поверхностный взгляд это казалось обычной демонстрацией в защиту «женской эманси­пации». Несколько жительниц Нью-Йорка промаршировали вдоль по Пятой авеню во время Пасхального парада 1929 года, причем каждая из них курила сигарету, символизировавшую собой «факел свободы». На памяти большинства американцев это был первый раз, когда можно было увидеть женщину, ку­рившую на публике и при этом не являвшуюся проституткой.

Бернейз проследил, чтобы фотографии демонстранток по­явились в прессе по всему миру, таким образом табачная инду­стрия быстро приобрела сексуальную привлекательность вдо­бавок к своему блистательному, хотя и смертельному шествию по XX веку. В ответ на программу «Тревога 1954», задейство­вавшую медицинские открытия относительно опасностей куре­ния — табачная индустрия обратилась в пиар-агентство «Хилл& Кноултон», которое запустило свою кампанию по выяснению последствий курения, тем самым встретив врага лицом к лицу. Среди многих других методов, это агентство, в том числе, про­штудировало 2500 медицинских журналов в поисках неубеди­тельных или противоречивых соображений о влиянии курения на здоровье человека, а потом, поместив то, что удалось найти, в специальный буклет, послало его более чем 200000 врачей, чле­нов Конгресса и журналистов. Подобные методы превратились в стандартные процедуры пиар-индустрии. «В мире сфабрико­ванной действительности важно контролировать восприятие человеком потенциально опасного продукта или действия, а не саму эту опасность», — поясняет писатель Шерон Бедер.

СВИНЕЦ В ГРУДИ

Похожая тактика была использована в 1920-х годах, чтобы содействовать продаже освинцованного бензина. Задача за-клю-чалась в том, чтобы представить улучшенные эксплуатационные качества автомобилей и повысить прибыль компаний «Джене­рал Моторс», «Дюпон» и «Стандард Ойл». Эти компании, объе­динившись, успокаивали и рассеивали вполне оправданный страх американцев перед освинцованным бензином, представляя свои собственные исследования влияния этого продукта на здоровье человека и предварительно заручившись одобрением федерального правительства. Из корпоративных лабораторий сообщали, что этот бензин не опасен, несмотря на то, что рабо­чие, занятые на производстве этила, умирали десятками. В 1927 году реклама в «National Geographic» убеждала: «Заправляйте этилом свой автомобиль, оснащенный двигателем с высокой степенью сжатия, и наслаждайтесь жизнью». Открытым лозунгом этой рекламной кампании была фраза: «Не позволяйте другим обогнать вас», — но скрытым продолжением ее было: «...даже если придется умереть».

ИНФОРМАЦИОННОЕ НАВОДНЕНИЕ

В Америке нет недостатка в информации. Запустите в поис­ковые Интернет-системы почти любое ключевое слово, и вирту­альные ищейки предоставят вам гигабайты «подходящей» инфор­мации всех видов и на любой вкус. Это правда, что поиск по ключевому словосочетанию «изображения Мадонны» принесет урожай в виде красочных, богохульного вида картинок, изобра­жающих популярную певицу и актрису с соответствующим име­нем. Но разве этот факт сам по себе не несет определенной ин­формации? Ежедневно американцы вынуждены увертываться в среднем от 3000 рекламных сообщений — одно громче и соблаз­нительней другого. Цитаты из высказываний политиков, развле­кательная информация и сообщения о несчастных случаях тоже борются за наше внимание, конкурируя с миллионом слов в не­делю, с которым некоторые из нас вынуждены иметь дело на службе. Получить только ту информацию, которая нам необхо­дима, так же трудно, как отхлебнуть глоток воды из работающе­го пожарного рукава.

Гораздо больше, чем напор информации, беспокоит ее каче­ство. Мы пытаемся основывать свои решения в роли граждан, чле­нов семей и участников рыночной экономики на информации о выгодных капиталовложениях. Нет ничего удивительного в том, что мы не можем избавиться от синдрома потреблятства. Ком­пании, производящие медикаменты, учат нас, как преодолеть деп­рессию, компании — производители пестицидов диктуют фер­мерам, какое количество пестицидов необходимо использовать. В условиях засилья средств массовой информации хорошие но­вости вовсе не являются новостями, потому что они не «работа­ют» на телевидение. Качество получаемой нами информации на­кладывает отпечаток на все сферы нашего общества, но мы вынуждены потреблять эту информацию, потому что это все, что мы можем получить.

«ОЗДОРОВИТЬ ЗЕМЛЮ С ПОМОЩЬЮ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ»

Если совокупность фактов, связанных с глобальным потеп­лением, представить себе в виде мощного речного потока, то окажется, что среднестатистический американец располагает их объемом, равным одной чашке. Сложность процесса глобаль­ного потепления обесценивает треть информации о нем даже для ученых, которые признаются, что еще недостаточно осве­домлены о взаимосвязях между физикой океанов, биомассы и атмосферы. Они достоверно знают, что уровень содержания СО2 уже повысился на тридцать процентов со времени начала индустриальной революции и что десятилетие, прошедшее с 1990 по 2000 год было самым теплым за все время наблюдения. И они уже сто лет знают, что оболочка из газов, способствую­щих глобальному потеплению, таких, как СО2 может нагреть планету так же, как перегревается внутренность автомобиля с закрытыми окнами, стоящего под лучами солнца на автомобиль­ной стоянке.

Как бы то ни было, у пиар-агентств и управляемых пиарщи­ками экологических отделов компаний по добыче нефти или руды или по производству автомобилей есть своя версия происходя­щего, версия, которая умышленно вьет водовороты из потока информации о глобальном потеплении. Их задача — сфабрико­вать «заказную» информацию, чтобы посеять среди людей со­мнение, сбить их с толку и гарантировать прибыль своим клиен­там. Находятся ученые, чьими скептическими настроениями поддерживается индустрия ископаемого топлива. Этим «третей­ским судьям» удается выглядеть объективными, впрочем объективность их иногда меркнет, когда эти ученые под присягой при­знаются, что их исследования были организованы и профинан­сированы консорциумами по добыче ископаемого топлива. Даже признавая, что глобальное потепление действительно прогрес­сирует, они утверждают, что это естественные природные изме­нения. В одном из новейших проектов под названием «Что слу­чилось с погодой?» некий ученый, работающий на индустрию ископаемого топлива, так обобщил свою позицию по вопросу глобального потепления: «Американцы переезжают в Солнечный пояс[27] миллионами», а это доказывает, что им нравится теплый климат». Вопрос в том, хотим ли мы получить в придачу новые болезни, засуху, ураганы, разрушение экономической системы и повышение уровня моря?

нашествие похитителей разума - student2.ru

Видеофильм под названием «Оздоровление планеты Земля» подверг многих конгрессменов воздействию мнимой науки. Произведенный организацией «Общество по охране природы Земли», которую, в свою очередь, основали промышленники, этот фильм начинается с драматического повествования: «2085 год. Уровень содержания углекислого газа в атмосфере удвоил­ся и достиг 540 частиц на миллион. Во что же мы превратили мир?»

«Мы улучшили его, — отвечает ученый, завербованный кор­порациями. «Это более эффективный мир. Растения — основа всего плодородия Земли... И они обещают быть гораздо более плодовитыми, если на Земле наступит потепление» (и не стоит обращать внимания на то, что 2000 самых известных ученых мира подписали заявление о катастрофических последствиях, которые глобальное потепление будет иметь для планеты, и что в отчете ООН за 2000 год к 2100 году прогнозировалось повышение тем­пературы на десять градусов по Фаренгейту. Имея в своем рас­поряжении псевдонауку, подобную той, что демонстрируется «Обществом по охране природы Земли», политики, заинтересо­ванные в дальнейшем истощении природных ресурсов, достаточ­но вооружены, чтобы создать видимость счастливой жизни с по­лями, изобилующими хлопком и плодовитыми цитрусовыми деревьями. Кто знает, может быть, вскоре в наших местах раз­растутся папоротники, а в один прекрасный день снова появятся Динозавры — ну, разве не здорово?

Наши рекомендации