Хорошие новости - это не новости

Журналисты постоянно поддерживают и направляют поток информации. Находясь в зависимости от пристрастий журнали­ста, а также источников, из которых он черпает информацию, мы, заканчивая читать газетную статью, зачастую знаем мень­ше, чем знали, когда приступали к чтению (спасибо за напеча­танную попутно рекламу, теперь мы знаем, где идет распродажа бюстгальтеров)! Находясь в условиях постоянного цейтнота, имея претензию на объективность и в то же время желая продемонст­рировать полемический задор, журналистика представляет со­бой одновременно продажную псевдонауку и ее несколько пре­увеличенную противоположность. Журналисты с успехом инсценируют «информационную битву титанов». (Какого экс­перта вы станете поддерживать: карманного профессора или его оппонента?)

Командование новостными средствами массовой информации осуществляется полудюжиной или около того медиа-конгломера­тов — включая AOL/» Time Warner», «Viacom, Disney», СЕи TCI — чьи управляющие указывают, какие новости стоит сообщать, а какие — нет (если вы медиа-магнат Руперт Мэрдок, то, конечно, вы покупаете компании, издающие газеты, так же легко, как ос­тальные люди покупают сами газеты). Еще недавно, в 1980-х гг. у пятидесяти корпораций имелось по куску медиа-пирога, теперь же этот элитный клан сократился до кровосмесительной горстки, члены которой вкладывают деньги в компании друг друга, пита­ются от одной и той же группы рекламодателей и получают ре­портажи с мест событий от одних и тех же телеграфных агентств. Вызывает беспокойство, что в настоящее время эти компании бо­рются за приватизацию передающих частот в противоположность их лицензированию. Когда эти невидимые, однако, очень реаль­ные волны будут контролироваться кучкой мультимиллиардеров, пророчества Джорджа Оруэлла можно будет считать почти сбыв­шимися: «Особой функцией слов новояза... было не выражать смыслы, а разрушать их», — писал он в романе-антиутопии «1984».

Поскольку журналисты никогда не располагают достаточным количеством времени, они склонны интервьюировать и цитиро­вать экспертов, услужливо предоставляемых пиар-агентствами, с помощью таких служб, как, допустим, ProfNet. Кроме того, те­невые журналисты, работающие в индустрии пиара, предоставляют тысячи пресс-релизов, видео-выпусков новостей и сцена­риев радиопередач. Одна такая компания под названием «РЯ Newswire» ежегодно перекачивает для 15000 своих частных кли­ентов 100000 выпусков новостей. «RadioUSA» поставляет записи радиопередач студийного качества 5000 радиостанций, а «MediaLink» каждый год бесплатно распространяет по телеви­зионным станциям более 5000 «видеовыпусков новостей», пол­ностью готовых для выхода в эфир.

Согласно высказываниям бывших редакторов «Вашингтон Пост», «Нью-ЙоркТайме» и «Уолл-стрит Джорнэл», по меньшей мере, сорок процентов новостей в этих газетах сфабрикованы журналистами-шарлатанами, работающими на индустрию пиа­ра. Поскольку журналисты, пишущие для газет, журналов и Ин­тернета должны уложиться со своими текстами в заранее задан­ное число дюймов, у них остается мало места для объяснения контекста и представления темы во всей ее сложности. То же самое верно и для телевизионных новостей, зажатых между рек­ламными роликами, как ветчина внутри сэндвича, а также для информации о совершенных преступлениях, которая теперь со­ставляет треть всех новостей. В 1968 году количество времени, в среднем отводимое в репортаже на интервью, составляло сорок две секунды; в 2000 году стандартом стали восемь секунд. Вмес­то наблюдения за течением политического процесса мы получа­ем сообщения об отдельных событиях. Вместо сведений о кон­тексте происходящего мы получаем зарисовки о новых товарах и вспыхнувших где-то конфликтах. Информация о постепенных изменениях и преобразованиях заняла бы слишком много вре­мени, поэтому вместо нее нам подбрасывают репортажи об эк­зотической охоте и новорожденных животных в зоопарке. Цель заключается не в том, чтобы держать нас в курсе событий, а в том, чтобы держать в напряжении наше внимание.

После того, как поработали журналисты, замолчав часть но­востей и ограничив информационный поток, задело берутся рек­ламодатели с толстыми кошельками, управляя этим потоком по своему желанию, часто оказывая при этом давление на редакто­ров средств массовой информации. Некоторые рекламодатели ставят условия редакторам отделов новостей, требуя, чтобы их заранее предупреждали о репортажах, которые могут выставить их продукцию в неблагоприятном свете. Звонки от управляющих компаний-рекламодателей — это все равно, что клавиша «удалить» на клавиатурах редакторских компьютеров: то статья с первой страницы завтрашней газеты оказывается неугодной, то с шестичасовыми новостями что-то не так.

К тому моменту, когда правда о глобальном потеплении дос­тигает американского гражданина, она уже обработана и про­фильтрована до сомнительного состояния популяризованной науки.

Наши рекомендации