К слому кабалы процентов капитала
Готфрид Федер (1883-1941)
Сломить кабалу процентов!
Впервые опубликовано в 1919 г.
Печатается по мюнхенскому изданию 1932 г. с незначительными сокращениями.
Из предисловия автора к изданию 1932 года.
13 лет назад вышел «Манифест к слому кабалы капитала». Когда я опубликовал это, изложенное тогда в виде основных концептуальных пунктов, произведение, – как раз в разгар потрясений ноябрьских дней 1918 года, – я еще не мог думать и надеяться, какое неслыханное воздействие ему еще предстоит оказать, ведь оно вскоре после этого стало по сути духовным источником национал-социализма. Адольф Гитлер сам пишет в своей книге «Майн Кампф» об истории возникновения движения:
«Впервые в своей жизни я стал свидетелем принципиального спора с международным биржевым и ссудным капиталом. После прослушивания первой лекции Федера меня немедленно посетила мысль о том, что найден путь к одной из важнейших предпосылок к основанию новой партии. Заслуга Федера заключается, по-моему, в том, что он с бесцеремонной жестокостью установил такой же спекулятивный, как и народнохозяйственный, характер биржевого и ссудного капитала, его извечной устремленности к заветному проценту. Его выводы во всех основных вопросах были настолько правильными, что его критики изначально меньше оспаривали теоретическую верность идей, а больше выражали сомнение в возможности их практического воплощения. То, что в глазах других было способностью федеровского изложения – в моих становилось их силой»...
МАНИФЕСТ
Рассуждения и обоснования.
Сейчас мы оказались в центре одного из самых тяжёлых кризисов, который предстоит выдержать нашему народу в его многострадальной истории. Тяжело болен наш народ, тяжело болен весь мир. Наши кошельки прочно утрамбованы жалкими, ничтожными купюрами. И неудивительно, что именно беднейших из бедных охватывает злость разочарования... Это состояние способно привести к помешательству, если народ охватит бессознательность и безумие. А куда приведёт это помешательство, мы видим на примере большевистской России. Национализация, или, как это там называют, «социализация», оказалась лишь ударом мимо, со спокойной душой объявляет Ленин. Экономика разрушена, покупательная способность денег на нуле, интеллигенция уничтожена, рабочие остались без хлеба. Разочарование разлилось повсеместно. Лишь кровавый террор с опорой на китайских и латышских наёмников позволяет красным диктаторам защититься от гнева разочарованного народа. У нас может произойти то же самое, если мы будем и дальше держать в правительстве международных спекулянтов, неистовых партийных фанатиков, представителей нагруженной богатством буржуазии и представителей одного из немецких народов чуждой нам по внутреннему характеру расы. Вспомним, каковы были те прекрасные слова, которые нам вешали на уши: мир во взаимопонимании, союз народов, парламентаризм, суверенитет народа, демократия, диктатура пролетариата, социализм, уничтожение капитализма, освобождение от милитаризма, – да каких только прекрасных слов не было! Выстоит тот народ, который сам определяет свою судьбу...
Маммонизм – вот как называется болезнь нашего времени.
Что такое маммонизм?
Маммонизм – это экономическое и моральное заболевание.
Маммонизм – это бесстыдное, невидимое, таинственное господство международных денежных столпов. Маммонизм – это также и духовный недуг; это почитание этих денежных столпов со стороны всех тех, кто инфицирован ядом маммонизма. Маммонизм – это безмерное преувеличение самого по себе в принципе здорового, стимула человека к труду. Маммонизм – это ставшая безумием жадность к деньгам, целью которой является «растить» деньги на деньгах, которая порабощает с беспощадностью, не знакомой другим силам, которая приведёт неизбежно к экономическому порабощению, к эксплуатации рабочей силы всех народов мира. Маммонизм – это состояние духа, приведшее к принижению всех житейских понятий. Маммонизм рассматривается как мировой феномен, который следует поставить в один ряд с жестоким, безоглядным эгоизмом человека. Маммонизм – это дух звериной жадности, безграничного стремления к господству, образа мыслей, направленного на завладение товарами и сокровищами; в глубокой своей основе это религия направленного только в эту сторону типа людей. Маммонизм – полная противоположность социализма. Социализм, если его рассмотреть как высшую житейскую идею, – это идея того, что у каждого человека есть обязанности перед обществом, перед всем человечеством, а не только ответственность за текущее благосостояние своей семьи, своего родственника, своего народа. Но это ещё неотъемлемые духовные обязательства перед будущим своих детей, своего народа.
Ещё конкретнее маммонизм следует рассматривать как сознательную игру команды жадных до власти столпов капитализма всех народов. Именно здесь всегда заметны завуалированные проявления маммонизма.
Но великие денежного мира сего выступают завершающей движущей силой вслед за охватывающим весь мир англо-американским империализмом; и никак иначе. Великие денежного мира – именно они финансировали ужасающее братоубийство мировой войны. Великие денежного мира сего, будучи хозяевами всех крупных газет мира, повязали мир в паутину лжи. Они с великим удовольствием описывали все низкие страдания; заботливо выращивали все имеющиеся политические течения; путём пропаганды в прессе накалили до предела французскую идею реванша; заботливо питали панславянскую идею, стремление сербов к господству, потребности этих государств в деньгах, отчего и должен был зажечься мировой пожар. У нас в Германии дух маммонизма также привёл к отклонениям в общественной морали, к погружению наших правящих кругов в материализм и поиск наслаждения, к высмеиванию жизни нашего народа...
С удивлением мы спрашиваем себя, откуда такая власть у маммонизма, у международного капитала, откуда у них такая непоколебимая власть?
Сегодня международное сотрудничество великих денежных столпов проявляется совершенно по-новому. У нас нет для этого схожих параллелей в истории. Международные обязательства, имеющие денежную природу, были известны давно. Но только с приходом эпохи всемирной экономики, всемирным сообщением пустила свои глубокие корни международная экономика процента, из которой золотой интернационал и питает свою непреодолимую силу.
Процент – источник силы большого капитала. Именно процент, этот безустанный и и бесконечный поток благ просто из области денег без прикладывания каких-либо усилий, даёт силу роста мировым денежным столпам. Кредитный процент – дьявольский принцип, из которого родился золотой интернационал. Как голодный волк, окружил большой ссудный капитал все государства, все народы мира.
Народы всего мира беспомощно барахтаются в золотых сетях. Во благо принципа процента, согласно в глубоком смысле ошибочным государственным представлениям о том, что любой вид имущества не имеет право на доходность, мы превратились в кабальных рабов процента. Но ни одно действительное существенное житейское основание не указывает на то, что просто чистое обладание деньгами даёт право на получение длительного процентного дохода.
Процент – это безнравственно.
Внутреннее сопротивление против процента и ренты любого рода без доступа к ним рабочей силы пронизывает духовную жизнь всех народов и времён. Никогда это глубоко внутреннее сопротивление против власти денег не было так осознанно народами, как в наше время. Никогда еще маммонизм не намеревался при такой напряженной обстановке в мире прийти к мировому господству. Никогда он ещё не ставил на свою службу всю низость (склонность человека ко всякому самому низкому), жадность к власти, жажду мести, жажду владения, зависть и ложь таким хитро скрытым, но все же кроваво давящим образом. В своей глубочайшей основе мировая война представляет собой одно из самых больших решений в процессе развития человечества в борьбе за то, будет ли будущую историю человечества определять маммонистически-материалистическое мировоззрение или же социалистически аристократическое мировоззрение.
Большевизм – неверное средство антимаммонистической реакции.
Внешне поначалу без сомнения победила маммонистическая англо-американская коалиция. В качестве реакции на Востоке появился большевизм, и если большевизм рассматривать как великую идею, то это она без сомнения одна из самых диаметрально противоположных маммонизму позиций. Но вот методы, которые большевизм пытается здесь применить, являются уже безусловно использовавшимися. Это попытка страдающему от внутреннего отравления больному помощь с помощью ампутации головы, рук и ног.
Этому злу большевизма, этим бесполезным изменениям мы должны противопоставить новую планомерную идею, которая будет объединена силой рабочего класса с целью прогнать яд, отравивший мир.
В качестве этой идеи я вижу слом кабалы денежного процента.
Вот те три момента, которые доказывают, что процент является действительной причиной нашей финансовой нищеты.
Процент всё удорожает.
Почему же всё не так? Здесь вкрался процент. Из-за выплаты процентов для населения дорожают продукты питания; из-за процента сахар и соль, пиво и вино, спички и табак и многочисленные иные ежедневные потребности облагаются косвенными налогами. Из-за процентов должны быть подняты прямые налоги, а также налоги на землю, что затем переносится на пшеницу; налог на дома, что увеличивает арендную плату; налог на ремесло, что давит на творческий труд; подоходный налог, что необратимо снижает уровень жизни служащих; и, наконец, – ненасытный ссудный капитал приходит вместе с налогом на ренту с капитала.
Любая рента с капитала, любой процент с капитала в конце концов возникает исключительно из работы всего народа. Плата процентов по государственным долгам занимает больше всего места в нашем государственном бюджете. Налоговые обязательства по ренте с капитала вносят в государственные доходы очень скромный вклад.
Ссудный капитал покрывает лишь от 1/30 до 1/48 всех государственных бюджетных потребностей...
Заключительное замечание
Слом кабалы процента является радикальным средством для окончательного и длительного оздоровления наших государственных финансов. Слом кабалы процента означает возможность отказа от давящих прямых и косвенных налогов, так как производственные предприятия государства поставляют в казну достаточное количество средств, чтобы из них финансировать все социальные и культурные задачи государства. Исходя из данной финансовой точки зрения, слом кабалы процента придаёт труду во всех профессиональных областях присущее ему первое место. Деньги снова займут одну лишь им приходящуюся роль, а именно: быть на службе в сложной системе нашего народного хозяйства. Они вновь станут тем, чем они являются по своей сути – оплатой за произведённую работу – и таким образом расчистится путь к более высокой цели: ухода от неистовой жадности к деньгам, имевшей место в нашем столетии.
Должен быть создан крепкий фронт всего трудящегося населения, начиная от не имеющих собственности рабочих, которые, как мы видели, подвергаются очень сильному давлению косвенных налогов для удовлетворения ссудного капитала, затем весь буржуазный слой служащих, крестьянского и ремесленного среднего слоя, которые почувствовали господство власти денег в виде недостатка жилья, земельных, банковских и других процентов, вплоть до ведущих умов, изобретателей, директоров нашей крупной промышленности, которые все в той или иной мере находятся в когтях крупного ссудного капитала, для которых в качестве основной жизненной задачи всегда стояло зарабатывание ренты, процентов, дивидендов для играющих за кулисами денежных властителей. Не в меньшей мере это относится и ко всем слоям интеллигенции, деятелей искусства, писателей, актёров, учёных, а также других тружеников свободных профессий.
Как бы крупный капитал ни пытался скрыть факт своей неограниченной жадности к господству, как бы наше полностью построенное на римском праве законодательство не подчеркивало важность защиты собственности, должен наступить слом кабалы денежного процента. Это – единственное спасение от угрозы экономического порабощения всего мира со стороны золотого интернационала...
Слом кабалы процентов только у нас в Германии провести нельзя; это должно быть сделано в мире, иначе мы потеряем любой кредит, капитал будет утекать и мы будем вынуждены выполнять наши процентные обещания перед заграницей.
Я соглашусь с тем, что по этому вопросу я дольше всего не давал ясности. Это самый тяжёлый вопрос, потому что он нас приводит к взаимоотношениям с другим миром – в то же время у предмета две стороны. С одной – мысль о сломе кабалы процента – это призыв к борьбе всех трудящихся народов против международной процентной кабалы денег, с другой – это радикальное средство против нашей внутренней финансовой нищеты. Но это собственно не причина, чтобы не подлечиться одним средством только потому, что такой же больной сосед это не применяет. Было бы полным идиотизмом, если мы в Германии и далее будем вертеться по этому проклятому кругу и платить налоги и проценты, когда нам стало ясно, что эта болезненная деятельность направлена исключительно на пользу крупного капиталиста. Так пойдём же вперёд с нашим примером освобождения, освободим себя от кабалы денежных процентов, и вскоре мы увидим, что сила этой крылатой освобождающей мысли побудит народы последовать за нами...
Дальнейшая программа
Слом кабалы процента не является конечной целью нового государственного искусства. Конечно, это радикальнейшее дело, единственное, которое сплотит людей в едином союзе народов против обретшего сильнейшее господство маммонизма. Но не последнее. Однако слом господства процента берёт мировое зло за корень, и к тому же за основной корень.
Только когда будет сломана кабала процента, освободится путь к социальному государству. Это должно быть ясно осознанно и сделано несмотря ни на какую силу маммонизма. Социалистическое государство на маммонистической основе – это не более чем попытка укрупнения всех отраслей и создания повсюду огромных концернов, на которые в будущем, несмотря на налоги с капитала, крупный ссудный капитал будет оказывать решающее влияние. Это приведёт к необходимости компромисса между уже сильно зараженной маммонизмом социал-демократией и крупным капиталом...
Для нового государства мы требуем также народного представительства в форме палаты уполномоченных народом, которые выбираются на широчайшей основе, наряду с этим постоянную палату для работы, центральный совет, в котором трудящийся народ будет представлен по профессиональному делению и экономической структуре. В заключение мы требует высшей ответственности для руководителей государства. Этому новому государственному устройству на социалистическо-аристократической основе посвящена новая работа, которая вскоре выйдет в нашем издательстве. Предпосылкой для всего этого строительства остаётся слом кабалы процента.
Моя непоколебимая вера, даже больше – моё знание – даёт мне ясно понять, что слом кабалы процента не только не является насильственным, но будет и должен быть принят везде с энтузиазмом, ибо: вопреки всем остальным мыслям, движениям и устремлениям, нацеленным на улучшение жизни людей, моё предложение не пытается улучшить природу человека, а направлена против яда, явления, которое внутренним чувствам человека навязывают, чтобы сделать человека больным, чтобы человечество увязло в материализме, чтобы взять у него лучшее, что у него есть – душу. Рядом рука об руку идут денежные властители, для которых люди – это рабы процентов и нужны только, чтобы работать на ренту и проценты.
Ужасает правда старых библейских сказаний, в которых еврейский бог Яхве говорит «избранному народу»: «Хочу дать тебе в собственность все сокровища мира, в твоих ногах должны лежать все народы Земли, а ты – править над ними»
Этот мировой вопрос теперь и перед вами. Идея ясна, как день. И дело надо заботливо подготовить. Нам должно быть ясно, что перед нами сильный противник, вокруг которого все денежные короли мира. Вся сила на другой стороне. На нашей стороне лишь право, вечное право творческого труда...
Готфрид Федер (1883-1941)
Сломить кабалу процентов!
Впервые опубликовано в 1919 г.
Печатается по мюнхенскому изданию 1932 г. с незначительными сокращениями.
Из предисловия автора к изданию 1932 года.
13 лет назад вышел «Манифест к слому кабалы капитала». Когда я опубликовал это, изложенное тогда в виде основных концептуальных пунктов, произведение, – как раз в разгар потрясений ноябрьских дней 1918 года, – я еще не мог думать и надеяться, какое неслыханное воздействие ему еще предстоит оказать, ведь оно вскоре после этого стало по сути духовным источником национал-социализма. Адольф Гитлер сам пишет в своей книге «Майн Кампф» об истории возникновения движения:
«Впервые в своей жизни я стал свидетелем принципиального спора с международным биржевым и ссудным капиталом. После прослушивания первой лекции Федера меня немедленно посетила мысль о том, что найден путь к одной из важнейших предпосылок к основанию новой партии. Заслуга Федера заключается, по-моему, в том, что он с бесцеремонной жестокостью установил такой же спекулятивный, как и народнохозяйственный, характер биржевого и ссудного капитала, его извечной устремленности к заветному проценту. Его выводы во всех основных вопросах были настолько правильными, что его критики изначально меньше оспаривали теоретическую верность идей, а больше выражали сомнение в возможности их практического воплощения. То, что в глазах других было способностью федеровского изложения – в моих становилось их силой»...
МАНИФЕСТ
К СЛОМУ КАБАЛЫ ПРОЦЕНТОВ КАПИТАЛА
Маммонизм – это тяжёлая, всё вобравшая в себя, и переросшая болезнь, которой страдает наш сегодняшний мир культуры, да, пожалуй, и всё человечество. Это похоже на глобальную эпидемию, охватившую народы мира.
Под маммонизмом следует понимать следующее:
· с одной стороны, это огромная всемирная власть денег, надгосударственная власть финансов, возвышающая себя над любыми правами народов на денежное самоопределение, международный большой капитал, так называемый золотой интернационал;
· с другой стороны, это строение духовного мира, охватившее широчайшие слои населения, ненасытная жажда завоевания, и соответствующее восприятие жизни, которое уже привело к деградации моральных понятней приведет ещё дальше. Это строение духовного мира воплотилось и вознеслось на вершину в форме международной плутократии.
Основным источником силы маммонизма является неустанный и бесконечный приток материальных благ, обусловленный функционированием процента.
Из насквозь антиморальных мыслей о процентах с ссудного капитала и родился золотой интернационал. Этот выросший из жадности к проценту и спекуляции любого рода духовный и моральный склад привёл к засасыванию в глубокую трясину части буржуазии. Мысли о проценте с ссудного капитала – величайшее изобретение его самого, обеспечивающее ленивое восседание на троне небольшого числа денежных властителей за счёт работающих наций и их рабочей силы. Оно привело к глубоким, непреодолимым противоречиям, классовой ненависти, породившим братоубийственную гражданскую и войну.
Единственным лечебным средством, радикальным средством для оздоровления страдающего человечества, является слом кабалы денежных процентов.
Слом кабалы денежных процентов означает единственно возможное и окончательное освобождение труда от тайной и всесильной власти денег.
Слом кабалы денежных процентов означает воскрешение свободной личности, освобождение человека от порабощения, от ложного очарования, затянувшего душу с помощью маммонизма. Кто хочет побороть капитализм, должен сломить кабалу денежных процентов. Где зародыш этого процента? В ссудном капитале! Почему?
Потому что ссудный капитал по власти сильнее всего промышленного капитала настолько, что денежных столпов действенно можно сломить лишь посредством сломления кабалы процентов ссудного капитала. Соотношение ссудного и промышленного капитала составляет 20:1. Более 12 миллиардов в качестве процентов с ссудного капитала ежегодно должен платить немецкий народ в форме простых и косвенных налогов, в виде ренты с домов и удорожания жизни, в то время как во время войны общая сумма всех выплаченных германскими акционерными обществами дивидендов составила всего 1 миллиард.
Превышая все человеческие возможности к расчётам, лавинообразный рост ссудного капитала происходит из-за вечного, бесконечного и безустанного потока благ, из процента и процентов на проценты.
Какое же счастье тогда принесёт слом кабалы процентов для работающего народа Германии, для пролетариев всех стран земли?
Слом кабалы процентов даёт нам возможность провести увеличение всех прямых и непрямых налогов.
Послушайте это; Вы, люди всех стран, создающие блага, люди всех государств и континентов: все государственные доходы из прямых и косвенных источников текут без остатка в кошельки большого ссудного капитала.
Доходов государственных предприятий, – а это почта, телеграф, телефон, железная дорога, шахты, лесоводство и т.д. – полностью хватает для покрытия всех необходимых государственных расходов по воспитанию, образованию, управлению, праву, социальному обеспечению.
То есть самый настоящий социализм будет приносить человечеству не больше, чем доходы от общенародных предприятий по отношению к большому ссудному капиталу.
Поэтому мы требуем следующего в основном государственном законе для немецких народов, а затем и других народов, которые захотят войти с нами в культурное сообщество союза народов:
п.1. Военные облигации, а также все остальные исполнительные листы германского рейха, а также все остальные исполнительные листы немецких федеральных государств, в особенности железнодорожные облигации, затем долговые обязательства акционерных обществ, все документы, распоряжающиеся деньгами, становятся законными средствами платежа по номинальной стоимости с отменой выплат по процентам или соответственно переводятся в банковские активы
п.2. Что касается всех остальных бумаге твёрдым процентом, закладных листов, промышленных облигаций, ипотечных документов, то вместо долгов по процентам наступает долг по погашению; через 20 или 25 лет таким образом, в зависимости от уплаты процентов, заёмный капитал выплачен и долг погашен
п.3. Все долги по недвижимости, ипотечные документы и т.д. выплачиваются, как и до сих пор, по частям в соответствии с внесенными в поземельную книгу долями. Таким образом, имущество в виде дома или участка земли, по которому выплачен долг, становится соразмерно доле участка собственностью государства или самоуправляемого субъекта. Государство, таким образом, сможет определять расценки на аренду и снижать их.
п.4. Вся денежная система подлежит руководству со стороны Центральной Государственной кассы. Все частные банки, почтово-сберегательные кассы, сберкассы и кредитные товарищества становятся её филиальными учреждениями
п.5. Любой реальный кредит теперь выдаётся только государственным банком. Кредит без вещественного обеспечения и товарный кредит предоставляется частным банкирским фирмам по государственным концессиям. Он выдаётся с учётом вопроса о потребности и с запретом создания филиалов для различных районов. Положение о порядке уплаты налогов и сборов издаётся государством.
п.6. Стоимость дивидендов, также как и бумаг с твёрдым процентом, погашается ежегодными взносами по 5%. Излишние доходы с прибыли выплачиваются частично собственникам акций как компенсация за «рисковый капитал» (в отличие от бумаг с твёрдым процентом и бумаг, обеспеченных опекунством), в то время как оставшаяся часть либо распределяется по праву самостоятельности рабочего класса в социальную сферу, либо используется для снижения цен на продукты.
п.7. Для всех лиц, которые по физическим причинам (преклонный возраст, болезнь, физическая или душевная нетрудоспособность, малый возраст) не в состоянии зарабатывать себе на жизнь, выплачиваются доходы по процентам, как и раньше, и даже повышенные из имеющегося у них актива ценных бумаг в качестве пенсии по передаче ими этих ценных бумаг.
п.8. В интересах уменьшения сегодняшней инфляции с помощью средств платежа, которые переводятся в военные облигации и другие ценные бумаги рейха, предпринимается всеобщая сильно разноуровневая конфискация имущества.
п.9. С помощью интенсивнейшей разъяснительной компании населению необходимо объяснить, что деньги не что иное, как показатель выполненной работы: что любому высокоразвитому обществу деньги, конечно, необходимы как средство обмена, но что этим функция денег и исчерпана, что деньгам не должна через процент быть передана внеземная власть перерасти самоё себя за счет трудящихся.
Почему же мы все это до сих пор не поняли?
Потому что в этом маммонизированном затмении мы разучились видеть, что учение о святости процента – это неприкрытый самообман, что евангелие о проценте втиснуло всё наше мышление в золотые сети международной плутократии. Потому что мы забыли, – а всевластные столпы финансов этому способствуют, – забыли о том, что этот якобы прекрасный и любимый не думающими людьми процент просто берётся из налогов...
Освобождение от кабалы денежного процента является залогом освобождения творческого труда от пут надгосударственной власти денег.
Рассуждения и обоснования.
Сейчас мы оказались в центре одного из самых тяжёлых кризисов, который предстоит выдержать нашему народу в его многострадальной истории. Тяжело болен наш народ, тяжело болен весь мир. Наши кошельки прочно утрамбованы жалкими, ничтожными купюрами. И неудивительно, что именно беднейших из бедных охватывает злость разочарования... Это состояние способно привести к помешательству, если народ охватит бессознательность и безумие. А куда приведёт это помешательство, мы видим на примере большевистской России. Национализация, или, как это там называют, «социализация», оказалась лишь ударом мимо, со спокойной душой объявляет Ленин. Экономика разрушена, покупательная способность денег на нуле, интеллигенция уничтожена, рабочие остались без хлеба. Разочарование разлилось повсеместно. Лишь кровавый террор с опорой на китайских и латышских наёмников позволяет красным диктаторам защититься от гнева разочарованного народа. У нас может произойти то же самое, если мы будем и дальше держать в правительстве международных спекулянтов, неистовых партийных фанатиков, представителей нагруженной богатством буржуазии и представителей одного из немецких народов чуждой нам по внутреннему характеру расы. Вспомним, каковы были те прекрасные слова, которые нам вешали на уши: мир во взаимопонимании, союз народов, парламентаризм, суверенитет народа, демократия, диктатура пролетариата, социализм, уничтожение капитализма, освобождение от милитаризма, – да каких только прекрасных слов не было! Выстоит тот народ, который сам определяет свою судьбу...
Маммонизм – вот как называется болезнь нашего времени.
Что такое маммонизм?
Маммонизм – это экономическое и моральное заболевание.
Маммонизм – это бесстыдное, невидимое, таинственное господство международных денежных столпов. Маммонизм – это также и духовный недуг; это почитание этих денежных столпов со стороны всех тех, кто инфицирован ядом маммонизма. Маммонизм – это безмерное преувеличение самого по себе в принципе здорового, стимула человека к труду. Маммонизм – это ставшая безумием жадность к деньгам, целью которой является «растить» деньги на деньгах, которая порабощает с беспощадностью, не знакомой другим силам, которая приведёт неизбежно к экономическому порабощению, к эксплуатации рабочей силы всех народов мира. Маммонизм – это состояние духа, приведшее к принижению всех житейских понятий. Маммонизм рассматривается как мировой феномен, который следует поставить в один ряд с жестоким, безоглядным эгоизмом человека. Маммонизм – это дух звериной жадности, безграничного стремления к господству, образа мыслей, направленного на завладение товарами и сокровищами; в глубокой своей основе это религия направленного только в эту сторону типа людей. Маммонизм – полная противоположность социализма. Социализм, если его рассмотреть как высшую житейскую идею, – это идея того, что у каждого человека есть обязанности перед обществом, перед всем человечеством, а не только ответственность за текущее благосостояние своей семьи, своего родственника, своего народа. Но это ещё неотъемлемые духовные обязательства перед будущим своих детей, своего народа.
Ещё конкретнее маммонизм следует рассматривать как сознательную игру команды жадных до власти столпов капитализма всех народов. Именно здесь всегда заметны завуалированные проявления маммонизма.
Но великие денежного мира сего выступают завершающей движущей силой вслед за охватывающим весь мир англо-американским империализмом; и никак иначе. Великие денежного мира – именно они финансировали ужасающее братоубийство мировой войны. Великие денежного мира сего, будучи хозяевами всех крупных газет мира, повязали мир в паутину лжи. Они с великим удовольствием описывали все низкие страдания; заботливо выращивали все имеющиеся политические течения; путём пропаганды в прессе накалили до предела французскую идею реванша; заботливо питали панславянскую идею, стремление сербов к господству, потребности этих государств в деньгах, отчего и должен был зажечься мировой пожар. У нас в Германии дух маммонизма также привёл к отклонениям в общественной морали, к погружению наших правящих кругов в материализм и поиск наслаждения, к высмеиванию жизни нашего народа...
С удивлением мы спрашиваем себя, откуда такая власть у маммонизма, у международного капитала, откуда у них такая непоколебимая власть?
Сегодня международное сотрудничество великих денежных столпов проявляется совершенно по-новому. У нас нет для этого схожих параллелей в истории. Международные обязательства, имеющие денежную природу, были известны давно. Но только с приходом эпохи всемирной экономики, всемирным сообщением пустила свои глубокие корни международная экономика процента, из которой золотой интернационал и питает свою непреодолимую силу.
Процент – источник силы большого капитала. Именно процент, этот безустанный и и бесконечный поток благ просто из области денег без прикладывания каких-либо усилий, даёт силу роста мировым денежным столпам. Кредитный процент – дьявольский принцип, из которого родился золотой интернационал. Как голодный волк, окружил большой ссудный капитал все государства, все народы мира.
Народы всего мира беспомощно барахтаются в золотых сетях. Во благо принципа процента, согласно в глубоком смысле ошибочным государственным представлениям о том, что любой вид имущества не имеет право на доходность, мы превратились в кабальных рабов процента. Но ни одно действительное существенное житейское основание не указывает на то, что просто чистое обладание деньгами даёт право на получение длительного процентного дохода.
Процент – это безнравственно.
Внутреннее сопротивление против процента и ренты любого рода без доступа к ним рабочей силы пронизывает духовную жизнь всех народов и времён. Никогда это глубоко внутреннее сопротивление против власти денег не было так осознанно народами, как в наше время. Никогда еще маммонизм не намеревался при такой напряженной обстановке в мире прийти к мировому господству. Никогда он ещё не ставил на свою службу всю низость (склонность человека ко всякому самому низкому), жадность к власти, жажду мести, жажду владения, зависть и ложь таким хитро скрытым, но все же кроваво давящим образом. В своей глубочайшей основе мировая война представляет собой одно из самых больших решений в процессе развития человечества в борьбе за то, будет ли будущую историю человечества определять маммонистически-материалистическое мировоззрение или же социалистически аристократическое мировоззрение.
Большевизм – неверное средство антимаммонистической реакции.
Внешне поначалу без сомнения победила маммонистическая англо-американская коалиция. В качестве реакции на Востоке появился большевизм, и если большевизм рассматривать как великую идею, то это она без сомнения одна из самых диаметрально противоположных маммонизму позиций. Но вот методы, которые большевизм пытается здесь применить, являются уже безусловно использовавшимися. Это попытка страдающему от внутреннего отравления больному помощь с помощью ампутации головы, рук и ног.
Этому злу большевизма, этим бесполезным изменениям мы должны противопоставить новую планомерную идею, которая будет объединена силой рабочего класса с целью прогнать яд, отравивший мир.
В качестве этой идеи я вижу слом кабалы денежного процента.
Вот те три момента, которые доказывают, что процент является действительной причиной нашей финансовой нищеты.