Вопрос 1. Эволюция форм и видов денег, понятие электронных денег и их видов.
деньги имеют товарную природу, но являются не обычным, а специфическим товаром, постоянно выполняя роль всеобщего эквивалента. Разница между обыкновенными товарами проявляется в их потребительской стоимости. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо определенную человеческую потребность , т.е. имеет единичную потребительскую стоимость. Денежный товар кроме этого обладает непосредственной и всеобщей стоимостью (может быть легко обменян на другой товар). Поэтому деньги обладают всеобщей потребительской стоимостью.
Итак, исторически деньги выделились из общего мира товаров и сами поначалу являлись и обычным товаром, и специфическим товаром - деньгами. Дальнейший ход истории привел к ликвидации товарной формы денег и переходу к новым формам.
Первоначально знаки полноценных денег тоже поступали в виде металлических монет (сначала медь, бронза, затем роль денег надолго закрепилась за золотом). Почему именно золото играет в истории развития денег решающую роль. Золото - это вещь, а деньги не есть вещь. Золото выполняет чисто общественную роль. С другой стороны, его трудно произвести (добыть, обработать), т.е. оно удовлетворяет определению денег.
Затем в обороте стали использоваться монеты из неблагородных металлов, по мере того как стоимость золота росла. После этого стали появляться знаки полноценных денег, изготовленных из бумаги.
Сейчас, несмотря на существование полноценных денег (слитки, монеты, драгоценные камни), активно распространяются неполноценные деньги, такие как казначейские билеты, монеты и банкноты без золотого и серебряного содержания, депозитные деньги и электронные деньги.
Электронные деньги – это вид кредитных денег. Кредитные деньги выполняют функции денег при условии их свободного размена на ликвидные. Они являются обязательствами ЦБ и имеют кредитную природу.
Электро́нные де́ньги — это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям:
Фиксируются и хранятся на электронном носителе.
Выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость.
Принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.
Российский закон «О национальной платежной системе» содержит следующее определение электронных денежных средств — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
Вопрос 2. Содержание, роль и классификация государственных экономических и социальных внебюджетных фондов. Необходимость их обособления, отличие от бюджета и других фондов.
Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды представляют собой один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных групп населения.
Основными методами мобилизации национального дохода при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займа.
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; в соответствии с уровнем управления - на общегосударственные и региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.
В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды возникли в соответствии с законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991г.) Главная причина возникновения внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание Российской Федерации, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи. Во-первых, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики (фонды НИОКР). Во-вторых, расширить социальные услуги населению с помощью различно создаваемых специальных фондов.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
С 1992г. в России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и др.
Крупнейшим из социальных внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет - второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50% федерального бюджета.
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Они создаются на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне - по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.
Билет №25.
Задание 1.Понятие полноценных и неполноценных денег, их виды.
Функция меры стоимости (ценности)
Деньги позволяют выразить стоимость товаров, услуг и работают в терминах, известных и понятных каждому участнику товарообмена.
Существует 2 подхода к выполнению деньгами функции меры стоимости.
1: деньги имеют внутреннюю стоимость, поэтому могут представлять стоимость других товаров.
Относится к периоду обращения полноценных золотых и серебряных денег и их заменителей. (К. Маркс)
Деньги выражают внутреннюю стоимость в бесконечном многообразии товаров в виде фиксированных меновых пропорций.
Меновая стоимость денег – их относительное товарное выражение или покупательная способность.
2: внутренней стоимости у денег нет, они выражают соотношение стоимостей разных товаров.
Относится к периоду обращения неполноценных денег.
Деньги выступают при этом как некий общий знаменатель или так называемые счетные деньги, с помощью которых выражается соотношение цен различных товаров, услуг или работ.
Современные деньги используются не для измерения стоимости, а для соизмерения стоимостей разнородных благ и ресурсов.
Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена. Для установления цены товара наличные деньги не требуются, она определяется мысленно, или идеально, то есть на основе мыслимого приравнивания товара <…>
Масштаб цен – весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен товаров.
Масштаб цен как величина денежной единицы, является составной частью функции меры стоимости, дополняет ее назначение оценивать стоимость товаров.
Определение масштаба цен
При полноценных деньгах: в законодательном порядке устанавливается весовое содержание золота в денежной единице
В результате отмены фиксированного золотого содержания и перехода к неполноценным деньгам происходит замена официального масштаба цен фактическим рыночным, устанавливаемым стихийно на рынке.
Условия выполнения деньгами функции счетных денег (меры стоимости)
· Процесс ценообразования должен носить рыночный характер
· Сами деньги должны обладать достаточной устойчивостью
Задание 2.Понятие и тенденции глобализации экономики и финансов.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики.
Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы.
Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.
Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард»*, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.
* Золотой миллиард — выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов.
Финансовая глобализация – это часть процесса всеобщей глобализации, протекающей в сфере международных финансов.
Финансовая глобализация:
1) это свободный и эффективный перелив капиталов между странами и регионами мира, в том числе по электронным сетям
2) финансирование глобального финансового рынка
3) формирование наднационального регулирования международных финансов.(МВФ и т.д.)
4) реализация глобальных финансовых стратегий ТНК и ТНБ
Структура:
- международные финансовые рынки
- экономические субъекты
- финансовые инструменты глобального рынка (деньги, инвестиции, долги, кредиты, ценные бумаги)
- инфраструктура
Причины углубление финансовой глобализации
1)Происходит увеличение удельного веса финансового сектора. Это выражается в общем объеме услуг (финансовые услуги больше 60%)
2)увеличенные объемы операций на финансовых рынках ( на каждый $ задействованный на рынке товаров приходится 60 $ на финансовых рынках)
Микроуровень:
3) растет доля финансовых активов в балансах предприятий
4) увеличивается доля финансовых инструментов в имуществе и сбережении домашних хозяйств при уменьшении доли реальных активов
(Например, 50% американцев являются держателями акций и поэтому колебание цен на фондовой бирже определяет их личное состояние)
5) происходит становление единых информационно-финансовых институтов
6) происходит объединение информационных и финансовых компьютерных сетей ( развиваются финансовые биржи)
Задание 3.
1)а?
2)в
3)г
4)а
5)а,б*
*
Пассивные операции коммерческих банков – операции, отражающиепривлечение банком денежных средств, с целью их дальнейшего размещения в активные операции.
Таким образом, пассивы банка – это денежные средства и ценности, составляющие ресурсную базу банка.
Пассивы банка состоят из:
1.Собственных средств банка - это уставный фонд, другие фонды банка, нераспределенная прибыль банка.
2. Привлеченных средств банка – это депозиты физических и юридических лиц, остатки на счетах клиентов физических и юридических лиц, ресурсы, полученные от Центрального банка и на денежных рынках, выпущенные банком собственные векселя и пр.
Пассивные операции банков учитываются на пассивных счетах баланса. Остаток на пассивном счете означает объем средств, привлеченных банком по данной конкретной операции.
6)в
7)а
8)в
9)а
10)а
Билет 26.