Разъяснения по выполнению домашних заданий

В процессе подготовки к домашним заданиям студент должен:

- уяснить правовые нормы, регулирующие обязательственные отношения;

- изучить учебную литературу;

- ознакомиться с постановлениями пленумов Верховного суда РФ по практике разрешения гражданско-правовых споров;

- при необходимости ознакомиться со специальной литературой.

Если домашнее задание состоит в решении задачи, то студенту необходимо:

- внимательно ознакомиться с содержанием задачи, выполняемой в качестве домашнего задания

- правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- ответить на вопросы, поставленные в задаче.

- решение задач оформляется в письменном виде с полным анализом практической ситуации и правовой квалификацией фактов.

Если домашнее задание состоит в составлении юридических документов, то студенту следует

- уяснить законодательство, регулирующее соответствующее правоотношение;

- определить субъектов правоотношения, имеющих право составления документа;

- соблюсти все требования к содержанию и оформлению документа.

Задачи и практические задания расположены в Практикуме по гражданскому праву в учебно-методических материалах на кафедре Правовединия и на сайте ВолГУ.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

Для того, чтобы при наименьших затратах сил и времени узнать и усвоить из прочитанного как можно больше, необходимо читать продуктивно, используя рациональные методы и приемы. Продуктивное чтение предполагает и умение самостоятельно осуществлять поиск нужных источников. Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов. Однако в них не всегда имеются полные сведения о необходимой литературе по нужной проблематике. Поэтому следует обращаться к соответствующим библиографическим источникам, в частности - к реферативным журналам.

Изучение литературы в одном случае целесообразнее начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Это зависит от уровня подготовки студента, изучаемой темы и наличия литературы по ней и т.д.

Работу над книгой рекомендуется начинать с общего ознакомления с ней. Необходимо обратить внимание не только на год издания книги, но и на дату подписания ее к печати. После этого следует прочитать аннотацию, где указываются цели книги, для кого она предназначается, просмотреть оглавление. Затем нужно обратиться к предисловию (введение), раскрывающему основное содержание книги, определяющему границы исследования.

При изучении научной литературы недостаточно пробегать глазами по строчкам текста. Такое чтение не бывает глубоким. Следует помнить, что чтение не механическая работа, а творческий труд. Суть чтения состоит в том, чтобы усвоить прочитанное, разобраться в нем, выработать свое отношение к идеям автора, а не покорно следовать за чужим мнением. Чтение должно быть активным и сознательным. Умение работать со специальной литературой определяется не количеством прочитанного, а качеством продуманного.

2.7.1. Запись прочитанного

Записывая ту или иную мысль, мы ее воспроизводим, а это обеспечивает более прочное запоминание. При записи зрительная память дополняется моторной памятью, что также способствует лучшему усвоению и запоминанию прочитанного материала.

Таким образом, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с учебной и научной литературой помимо чтения требует определенных навыков, умения записывать прочитанное. Естественно, у каждого человека в процессе обучения вырабатывается своя система ведения записей. Однако есть некоторые общие принципы, знать и использовать которые полезно каждому. Начнем с рассмотрения того, какие бывают виды записей. К основным видам записей относятся: выписки, планы, конспекты и тезисы.

Выписка - это запись только отдельных, наиболее важных мест текста. Чаще всего в ней фиксируется фактический, иллюстративный материал. Выписки нужны для того, чтобы выбирать из литературных источников только наиболее существенное, они помогают не только накопить нужные сведения по тем или иным вопросам, но, что очень важно облегчают запоминание. Особенно удобны они в том случае, когда требуется собрать, а затем сопоставить материал на какую-то тему из многих источников. При этом, в зависимости от цели работы, они могут делаться в виде цитат или изложения мысли автора в собственном пересказе. Выписки целесообразно делать на карточках, но это устаревшая технология. Лучше всего использовать компьютер, оснащенный специальной программой - так называемой системой управления базой данных. (Такая программа входит в состав популярного пакета «Microsoft Offiсе»). Но даже ведение базы данных на карточках существенно облегчает работу студента: карточки легко подобрать по вопросам, сгруппировать по каким-то признакам (например, по точкам зрения авторов) и т.д. На карточках следует указывать фамилию и инициалы автора, название книги (статьи), издательство, год издания, страницы, а также вопрос, к которому относится эта выписка. Правильно сделанные выписки позволяют студенту использовать подобранный и систематизированный материал при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, при выполнении дипломных и курсовых работ без частого обращения к самому литературному источнику.

Другим распространенным видом записей является план - записанная схема произведения. (типичным его примером служит оглавление книги). Действительно, просмотрев его, и без чтения самой книги можно получить некоторое представление о ее содержании. Но план, составляемый самим читателем в процессе чтения, более подробно передает содержание книги, чем ее оглавление.

План, как один из видов записей характеризуется следующим:

- он краток, не требует много времени для составления;

- составляться может прямо по ходу чтения;

- отражает последовательность изложения материала источника;

- раскрывает содержание источника и помогает восстановить в памяти прочитанное;

- помогает организации само­контроля и ускоряет проработку материала.

При достаточно умело составленном плане и хорошем владении материалом зачастую делаются ненужными такие более подробные записи, как конспекты и тезисы. Следует учесть, что составление плана источника далеко не механическая, а в значительной степени творческая работа, поскольку предполагает выявление логической структуры материала.

В отличие от плана другой вид записей - тезисы - это основные положения статьи, книги, аудио- или видеоматериала кратко сформулированные самим читателем. И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике, то в тезисы включаются принципиально важные, ключевые положения, обобщающие и раскрывающие содержание изучаемого источника. Их составление помогает уяснить содержание прочитанного, приучает кратко формулировать собственные мысли, приучает читать целенаправленно, фиксировать внимание на сути тех или иных вопросов. При составлении тезисов основные положения изучаемой книги, статьи кратко записываются в том порядке, в каком они изложены в самом произведении. При этом каждый тезис записывается отдельно, с новой строки. Полезно для облегчения использования нумеровать тезисы нумеруются.

По своему строению тезисы (как, кстати, и план) могут быть простыми, когда очень сжато формулируются основные положения, и сложными, когда приводятся не только основные положения, но и некоторые аргументы в доказательство тезисов. Выбор того или иного вида тезисов производится с учетом цели работы, а также конкретных обстоятельств (наличие навыков, времени и особенностей материала и т.д.).

В отличие от тезисов, конспекты представляют собой краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит «уяснение вопросов самому себе». Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения. При конспектировании материал глубже усваивается и приводится в стройную систему. Конспект может иметь сложную структуру и включать, в том числе, все вышерассмотренные типы записей. Например, при рациональном (т. е. немеханическом) конспектировании лекции часто используют два основных вида записей: фиксируют план лекции и записывают основные тезисы лектора или доказываемые им положения, рассуждения, примеры. (При нерациональном же конспектировании лекцию воспринимают, как диктант и стремятся зафиксировать каждый вздох лектора). При конспектировании письменных источников чаще применяется комбинация плана, тезисов и выписок.

Следует иметь в виду, что качество конспекта определяется не количеством исписанных страниц, а умением выделить и зафиксировать для себя то основное, что хотел сказать автор. Поэтому конспектируемый материал необходимо прочитать полностью, делая в процессе чтения для себя заметки: на что обратить особое внимание, над чем следует подумать, а что записать в виде цитаты. При этом в заметках обязательно указывайте страницы конспектируемой работы. Это значительно облегчит ваш труд при последующем написании полного конспекта. (Полезно на полях записывать и свои собственные мысли, возникающие при чтении).

Вот главные требования, предъявляемые к конспекту:

- он должен быть кратким, но при этом обязательно содержать как основные положения и выводы, так и доказательства и примеры. Иначе при обращении к конспекту даже через короткое время будет затруднительно понять записанное;

- конспект пишется своими словами (исключение составляют цитаты);

- материал в нем излагается системно, в логической последовательности. Для этого основные положения могут подчеркиваться, выделяются другим шрифтом или цветом. На полях словами или знаками могут делаться пометки, например: - важно; - спорно; - противоречиво. Как правило, у каждого человека после некоторого опыта вырабатывается собственная система обозначений.

Хорошо составленный конспект в значительной степени облегчит вам последующую подготовку к контрольным, зачетам или экзаменам. (Кстати, во многих вузах США конспектирование является плановым и оцениваемым видом работы студента. И если его работа по конспектированию источников оценена, как неудовлетворительная, к экзамену студент не допускается).

Наши рекомендации