Валютный контроль за экспортно-импортными операциями в РФ
Валютный контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеторговых операций.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:
- Центральный банк Российской Федерации (БР);
- федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются:
1) уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР);
3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
4) таможенные органы;
5) налоговые органы.
ЦБ РФ контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами.
БР осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков и таможенных органов как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Агенты валютного контроля контролируют осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами.
Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций
(Инструкция ЦБ РФ №117-И, Положение ЦБ РФ № 258-П).
Паспорт сделки является на современном этапе основным документом валютного контроля.
Порядок оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте:
а) за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;
б) при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.
В целях обеспечения учета и отчетности по указанным валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке ПС.
В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица).
В этом случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется ПС, исполняет функции банка ПС.
В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).
Место оформления паспорта сделки
Банк счета проведения платежей по контракту | Банк паспорта сделки |
Банк - нерезидент | Территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица) |
Банк-резидент | Уполномоченный банк, по счетам в котором проводятся платежи |
Паспорт сделки не оформляется на валютные операции, осуществляемые по контракту или кредитному договору, заключенному:
1. между нерезидентами и ФЛ-резидентами, не являющимися ИП, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
2. между нерезидентом и кредитной организацией-резидентом;
3. между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соотв. с частью 5 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
4. между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. USD по курсу ЦБ РФ;
5. Между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. USD по курсу ЦБ РФ.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС следующие документы:
1) два экземпляра ПС;
2) контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
3) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
4) иные документы, необходимые для оформления ПС.
ПС, представляемый в банк ПС резидентом ФЛ в т.ч. ИП подписывается этим резидентом, либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности и заверяется его печатью.
ПС, представляемый в банк ПС резидентом ЮЛ подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате ЮЛ – резидента, лиц в обязанности которых входит ведение бух. учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати ЮЛ - резидента.
Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резидентом в банк ПС, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС. Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС. Один экземпляр ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту. По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту в порядке, установленном настоящим пунктом.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Реквизиты паспорта сделки, оформляемого по контракту:
1. наименование уполномоченного банка;
2. номер паспорта сделки;
3. сведения о резиденте (наименование, адрес, ОГРН, ИНН/КПП и т.д.);
4. реквизиты иностранного контрагента;
5. общие сведения о контракте (номер, дата подписания, валюта цены, сумма, валютная оговорка, дата завершения обязательств по контракту, зачисление на счета за рубежом, ввоз/вывоз товаров, указанных в разделах 16,17,19 Товарной номенклатуры);
6. информация о разрешениях;
7. справочная информация (номер ПС ранее оформленного в другом уполномоченном банке, номер и дата переоформления ПС, информация о закрытии ПС).
8. специальные сведения о кредитном договоре:
- процентные и иные платежи, предусмотренные кредитным договором (фиксированный размер
процентной ставки, % годовых, код ставки
"ЛИБОР, размер процентной надбавки (дополнительных платежей) к базовой процентной ставке, % годовых);
- сумма задолженности по основному долгу;
- описание графика платежей по получению (предоставлению) заемных средств начиная с даты представления резидентом в уполномоченный банк паспорта сделки на оформление;
- описание графика платежей по возврату заемных средств начиная с даты представления резидентом в уполномоченный банк паспорта сделки на оформление;
- отметка о принадлежности иностранного кредитора к международной финансовой организации (ЕБРР, МБ и т.д.)
- отметка о наличии отношений прямого инвестирования;
- сумма залогового и другого обеспечения;
- информация о получении резидентом кредита (займа), предоставленного нерезидентами на синдицированной (консорциональной) основе.
Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях:
1. при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк.
2. при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением. Резидент в этом случае представляет вместе с заявлением документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору).
3. по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Банк ПС ведет досье по ПС, в которое помещаются:
1. ПС;
2. обосновывающие документы;
3. справка о валютных операциях;
4. справка о расчетах через счета за рубежом; 5. справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам;
6. справка о поступлении валюты РФ;
7. документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
8. ведомость и т.д.
Документы, помещенные в досье по паспорту сделки, хранятся в банке ПС не менее 3 лет со дня закрытия ПС.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам:
1. Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке ПС.
2. Резидент осуществляет валютные операции через счета открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
3. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка ПС исполняет по месту государственной регистрации резидента территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется паспорт сделки.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк ПС:
1. Резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации.
2. Подтверждающими документами являются: таможенная декларация, а в случае ее отсутствия иные транспортные (перевозочные), коммерческие документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз/ввоз товара с таможенной территории Российской Федерации.
3. В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представляет в банк ПС наряду с подтверждающими документами и двумя экземпляра справки о подтверждающих документах, два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Данные документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:
1. 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых/вывозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров;
2. 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации;
3. 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз/ввоз товара с таможенной территории Российской Федерации без подачи таможенной декларации.