Кредитная реформа 1930-1932 гг.
В начале 30-х годов была создана экономическая среда для перестройки кредитной системы. Рассмотрим предпосылки кредитной реформы.
Главная предпосылка ¾ проходившая в стране ускоренная индустриализация, что обусловило централизацию всех финансовых и денежных ресурсов, усиление перераспределительных функций кредитной системы. В данном случае ускоренную индустриализацию следует считать объективной предпосылкой. Были и субъективные предпосылки кредитной реформы. К ним можно отнести, во-первых, стремление партийно-государственного руководства усилить централизованное регулирование всех отраслей и сфер экономики, охватить прямым планово-административным воздействием все стороны воспроизводственного процесса (отход от принципов нэпа, утверждение жесткого централизма и командного стиля руководства требовали перестройки организации всей системы кредитования и кредитной системы); во-вторых, господствовавшие как в теории, так и на практике представления о перерождении кредита в централизованное плановое финансирование. Кроме того, наличие такой формы кредита, как коммерческое кредитование, делало его несовместимым с внедрением планирования во все сферы народного хозяйства.
Одной из причин необходимости перестройки кредитных отношений была многозвенность кредитной системы. Хотя в период индустриализации осуществлялись мероприятия по превращению специализированных банков в банки долгосрочного кредитования, разграничение функций между специализированными банками не было достаточно четким, причем каждый из них имел свой режим кредитования и свою систему контроля. Многозвенность кредитной системы приводила к параллелизму в работе банков.
Основные задачи реформы сводились к следующему:
¨ первая, основная ¾ сосредоточение всего краткосрочного кредита в Госбанке. Это означало ликвидацию взаимного коммерческого кредита и переход к прямому банковскому кредитованию;
¨ вторая ¾ развитие безналичных форм расчетов между предприятиями и организациями на основе сосредоточения всех денежных оборотов в едином банке;
¨ третья ¾ завершение реорганизации структуры кредитной системы с четким разграничением банков краткосрочного кредитования и долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.
ЦИК и СНК СССР 30 января 1930 г. приняли постановление «О кредитной реформе». С 1 апреля 1930 г. взаимное коммерческое кредитование хозяйственных органов и выдача векселей воспрещались. Необходимые денежные ресурсы хозяйственные органы могли получать только в учреждениях Государственного банка, который стал единым центром краткосрочного кредитования.
Новый механизм расчетов и кредитования имел определенные недостатки. На первых порах проведения реформы не все четко было отлажено, допускались ошибки: автоматизм в расчетах, автоматизм в кредитовании, «обезличивание» собственных и заемных средств в результате использования активно-пассивного счета контокоррента, ослабление контроля банка за финансовым состоянием своих клиентов и др.
Неудовлетворительная ситуация с кредитованием и расчетами вынудила принимать срочные меры. Постановлением СНК СССР от 14 января 1931 г. «О мерах по улучшению практики кредитной реформы» были введены три основные формы безналичных расчетов: акцептная, аккредитивная и особые счета. При этом был установлен важный принцип предварительного согласия плательщика на списание банком денег с его счета в оплату товаров и услуг. Тем самым был ликвидирован автоматизм в расчетах.
Были значительно изменены принципы банковского кредитования. Одновременно источники оборотных средств разграничивались на собственные и заемные, для которых устанавливались разные режимы использования, и единый контокоррент ликвидировался. В результате были преодолены и автоматизм в кредитовании, и обезличка собственных и заемных средств.
Завершающим этапом кредитной реформы стала реорганизация специализированных банков. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений» было санкционировано создание четырех специальных банков на базе прежних отраслевых: Банка финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), Банка финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк), Банка финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк, позднее реорганизованный в Торгбанк) и Банка финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк). Для обслуживания внешнеэкономических связей был сохранен Внешторгбанк. Все специализированные банки были подчинены Наркомфину.
В результате проведения кредитной реформы кредитно-денежный механизм в целом стал адекватен сложившейся административно-командной системе управления.
С целью дальнейшего совершенствования кредитной системы в апреле 1959 г. банки долгосрочных вложений были реорганизованы. Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были закрыты, а их функции были переданы Госбанку и Промбанку, который был реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР). Таким образом, с 1959 г. народное хозяйство СССР стали обслуживать Госбанк СССР и Стройбанк СССР.
19.5. Преобразование банковской системы России в 1987-1988 гг. Краткая характеристика современной кредитной системы
До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал Госбанк СССР.
Монопольное закрепление за одним банком функции краткосрочного кредитования, кассового и расчетного обслуживания хозяйства превращало Госбанк СССР в орган государственного управления и контроля. В условиях административно-командной системы управления экономикой кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы, которые распределялись централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась, по сути, к распределению кредитов в соответствии с инструкциями на цели, предусмотренные планом.
Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к цивилизованному рынку потребовала изменения роли банковской системы в экономике. Реорганизация банковской системы началась в 1987 г. Предусматривалось изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. Функции кредитования предприятий и организаций и осуществления расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам: Промышленно-строительному банку (Промстройбанк) СССР, Агропромышленному банку (Агропромбанк) СССР, Банку жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк) СССР, Банку трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк) СССР, Банку внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) СССР.
Однако реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку практически не затрагивала экономические отношения.
Реорганизация была проведена «сверху» административными методами. Кредитная система не приобрела необходимой гибкости, позволяющей осуществлять перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве. Одновременно произошло неоправданное увеличение численности управленческого аппарата банков. Не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния специализированных банков по ведомственному принципу, что делало невозможным конкуренцию между ними.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. созданием первых коммерческих банков. Особенность нового этапа заключалась в том, что он начался по инициативе «снизу». Основной задачей этого этапа стало создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предпринимательства в сфере движения финансовых ресурсов.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительству и получил таким образом необходимую экономическую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк Российской Федерации.
В ходе второго этапа банковской реформы не только реорганизовалась структура банков, но и происходили глубокие изменения в характере кредитных отношений, утверждались новые методы кредитной работы. В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:
¨ первый уровень ¾ Центральный банк Российской Федерации;
¨ второй ¾ коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.