Анализ текущего финансового состояния предприятия
Анализ текущего финансового состояния предприятия является необходимым условием при разработке финансового плана.
В зависимости от конкретных задачанализ может осуществляться в следующих видах:
экспресс-анализ, который предназначен для получения общего представления о финансовом положении предприятия на базе форм финансовой отчетности;
комплексный финансовый анализ,который необходим для получения комплексной оценки финансового положения на основе форм финансовой отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудитора и т. д.;
финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов предприятия для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности предприятия ¾ производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.;
ориентированный финансовый анализ, посредством которого решаются приоритетные финансовые проблемы предприятия, например, оптимизация дебиторской задолженности, получение максимальной прибыли;
регулярный финансовый анализ, который требуется для постановки эффективного управления финансами предприятия на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа.
В зависимости от заданных направленийфинансовый анализ может проводиться в следующих формах:
ретроспективный анализ, который необходим для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния предприятия;
план-фактный анализ,с помощью которого осуществляются оценка и выявление причин отклонения отчетных показателей от плановых;
перспективный анализ,который предназначен для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала.
Оценка финансового состояния предприятия возможна по следующему алгоритму:
1) построение агрегированной формы баланса и отчета о прибылях и убытках на основе стандартных форм бухгалтерской отчетности и дополнительных данных учета;
2) анализ структуры, оценка баланса, определение величины собственного оборотного капитала и текущих финансовых потребностей;
3) расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или по промежуточным финансовым показателям (финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность) и сопоставление значений финансовых коэффициентов с нормативами;
4) подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия по результатам интерпретации обработанных данных.
Поскольку основные формы финансовой отчетности неудобны для использования в аналитических целях, их целесообразно перевести в более наглядный вид ¾ в агрегированный баланс и отчет о прибылях и убытках.
Основной принцип составления агрегированного баланса ¾ упорядочение статей актива в порядке убывания ликвидности, а статей пассива ¾ в порядке убывания сроков погашения задолженности. Степень детализации может варьироваться в зависимости от целей и видов анализа. Статьи агрегированного баланса дополняются показателями структуры, динамики и структурной динамики имущества и обязательств предприятия за отчетный период.
По данным баланса, представленного в агрегированной форме, можно быстро рассчитать необходимые для анализа величины: соотношение текущих и постоянных активов, собственных и заемных средств; величину собственного оборотного капитала; размер текущих финансовых потребностей; коэффициенты ликвидности.
Стандартная форма отчета о прибылях и убытках содержит важную информацию о выручке от реализации, себестоимости всей реализованной продукции, суммах коммерческих и управленческих расходов, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, налоге на прибыль, чистой прибыли предприятия. Но для целей анализа этой информации недостаточно. В отношении показателей прибыли несложным, но весьма эффективным по аналитическим возможностям является вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках. Проще всего его оформить в виде таблицы (будет характеризовать динамику удельного веса основных элементов валового дохода предприятия, влияние факторов на изменение динамики чистой прибыли). Многие относительные показатели, рассчитанные в агрегированной форме отчета о прибылях и убытках и рассматриваемые в динамике, представляют несомненный интерес как для финансистов, так и для руководства предприятия.
Анализ структуры баланса, проводимый в рамках оценки текущей ситуации по данным агрегированного баланса, позволяет выявить диспропорции в структуре активов и пассивов и в дальнейшем, в процессе финансового планирования, наметить пути исправления ситуации. Для этого необходимо определить:
¨ отношение денежных средств, дебиторской задолженности, запасов, краткосрочных финансовых вложений к итогу баланса, а также соотношение текущих и постоянных активов;
¨ отношение краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности, долгосрочных заимствований, собственных средств к итогу пассива, долю краткосрочных обязательств, а также соотношение заемных и собственных средств.
Значения показателей собственного оборотного капитала (СОК) и текущих финансовых потребностей (ТФП) свидетельствуют о качестве финансовых решений в плане управления оборотными активами.
Величина СОК показывает, достаточно ли у предприятия постоянных ресурсов для покрытия внеоборотных активов. Если СОК < 0, то внеоборотные активы финансируются за счет краткосрочных ресурсов: кредиторской задолженности и кредитов. Если СОК > 0, то постоянных расходов достаточно еще и на формирование части оборотных активов. Величина СОК тесно связана с платежеспособностью и ликвидностью: если СОК < 0, то коэффициент текущей ликвидности меньше 1.
Значение ТФП показывает разницу между средствами, иммобилизованными в запасах сырья и готовой продукции, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложениях, и величиной кредиторской задолженности. Если ТФП > 0, то для финансирования части оборотных активов не хватает денежных средств, если ТФП < 0, то имеет место избыток денежных средств. При ТФП > 0 предприятие вынуждено либо уменьшать оборотные активы (снижать запасы сырья, реализовывать часть дебиторской задолженности или краткосрочных финансовых вложений), либо брать дополнительные кредиты на пополнение денежных средств. Оба варианта заведомо не оптимальны, поэтому необходимо контролировать величину ТФП и проводить мероприятия по ее уменьшению:
¨ увеличивать оборачиваемость текущих активов и их составляющих ¾ дебиторской задолженности и запасов;
¨ добиваться, чтобы сроки оборачиваемости кредиторской задолженности превышали сроки оборачиваемости дебиторской;
¨ не допускать скопления излишков сырья и материалов.
Управление текущими активами сводится в конечном счете к регулированию величины собственного оборотного капитала и текущих финансовых потребностей, а СОК и ТФП в свою очередь зависят не только от тактики, но и от стратегии управления финансами предприятия.
В оценке финансового состояния в качестве инструментов широко используются финансовые коэффициенты ¾ относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Относительные показатели, характеризуя усредненные масштабы предприятия и конкретные формы их деятельности, позволяют не только объективно сравнивать финансовое положение предприятия с положением других занятых в данной сфере деятельности предприятий, но и определять, насколько выполняются нормативные значения этих показателей. Они служат удобным средством обобщения огромного объема финансовых данных. Коэффициенты помогают аналитикам задать правильные вопросы и получить на них ответы. Известны десятки таких показателей, поэтому для удобства анализа их подразделяют на группы, которые в основном выделяются по следующим направлениям финансового анализа.
Финансовая устойчивость оценивается соотношением заемных и собственных средств в пассивах предприятия, темпами накопления собственного капитала в результате хозяйственной деятельности, соотношением долгосрочных и краткосрочных обстоятельств предприятия, уровнем обеспечения материальных оборотных активов собственными источниками. Анализ основан на том, что источники средств различаются уровнем платности, степенью доступности, уровнем надежности, степенью риска.
К показателям, характеризующим финансовую устойчивость, относят:
коэффициент финансирования, равный отношению собственного капитала к заемному. Нормативное значение данного коэффициента ¾ 1;
коэффициент автономии, равный отношению собственного капитала к итогу активов. Нормативное значение данного коэффициента ¾ 0,5;
коэффициент маневренности собственного капитала, равный отношению собственного оборотного капитала к собственному капиталу. Оптимальное значение данного коэффициента ¾ 0,5.
Оценка платежеспособности осуществляется с помощью показателей, которые позволяют проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу алгоритма расчета этих показателей заложена идея сопоставления оборотных активов и краткосрочных обязательств. Посредством вычислений устанавливается, в достаточной ли степени обеспечено предприятие оборотными средствами, необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку разные виды оборотных средств обладают неодинаковой степенью ликвидности, рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности:
коэффициент текущей ликвидности, рассчитываемой как отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Согласно общепринятым стандартам, значение этого показателя должно быть равно 2;
коэффициент срочной ликвидности, равный отношению наиболее ликвидных активов: денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение данного показателя ¾ 1-1,5;
коэффициент абсолютной ликвидности, равный отношению денежных средств к краткосрочным обязательствам. Допустимое значение показателя ¾ 0,25-0,3.
Оценка деловой активности. С точки зрения кругооборота средств деятельность любого предприятия представляет собой процесс непрерывной трансформации одних видов активов в другие:
…ДС ® МЗ ® НЗП ® ГП ® СР ® ДС…,
где ДС ¾ денежные средства;
МЗ ¾ материальные запасы;
НЗП ¾ незавершенное производство;
ГП ¾ готовая продукция;
СР ¾ средства в расчетах.
Эффективность финансовой деятельности может характеризоваться протяженностью операционного цикла, зависящей от оборачиваемости средств в различных видах активов. При прочих равных условиях ускорение оборачиваемости свидетельствует о повышении эффективности.
К данной группе относят показатели оборачиваемости активов, оборотного капитала, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, материально-производственных запасов, готовой продукции. Для расчета оборачиваемости выручку от реализации (в отдельных случаях ¾ себестоимость реализованной продукции) делят на среднюю величину активов или на среднюю величину перечисленных выше элементов активов.
Для расчета оборачиваемости в днях необходимо разделить 365 дней на значение показателя оборачиваемости.
Оценка рентабельности проводится с помощью показателей анализа общейэффективности вложения средств в предприятие. При оценке рентабельности капитала в отличие от показателей оборачиваемости абстрагируются от конкретных видов активов. Основными показателями для данного анализа являются рентабельность активов, рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала:
рентабельность активов, равная отношению прибыли к активу баланса;
рентабельность продаж, равная отношению прибыли от продаж к чистой выручке от реализации;
рентабельность собственного капитала, равная отношению чистой прибыли к размеру собственного капитала предприятия.
Важный прием анализа ¾ оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности продаж и оборачиваемости активов:
где Ra¾ рентабельность активов, %;
Rпр¾ рентабельность продаж;
Коб ¾ коэффициент оборачиваемости активов.
При сравнении показателей за несколько отчетных или плановых периодов видно, за счет чего произошло изменение рентабельности активов ¾ за счет изменения эффективности производственной и коммерческой (изменение рентабельности продаж) или финансовой (изменение оборачиваемости) деятельности.
16.4. Методы финансового планирования
Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. При этом используются разные методы и приемы расчета: расчетно-аналитический, нормативный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Расчетно-аналитический метод ¾ один из наиболее распространенных в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Сущность данного метода заключается в том, что набазе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывают плановую величину этого показателя. Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, по результатам анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка. Одним из наиболее распространенных методов данной группы является метод процента от реализации. Он основан на увязке отчета о прибыли и баланса с планируемым объемом реализованной продукции.
В ходе использования данного метода финансист предприятия:
¨ определяет статьи, которые в прошлые периоды изменялись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;
¨ определяет планируемый объем реализации;
¨ оценивает данные статьи в соответствии с предполагаемым изменением объема реализации.
Результатом использования метода процента от реализации является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего финансирования, обусловленных планируемым приростом реализованной продукции.
Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок, тарифов платежей в государственные внебюджетные фонды, нормативов потребности в оборотном капитале и др.
Нормативы, применяемые при финансовом планировании, устанавливаются:
¨ органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);
¨ ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);
¨ предприятиями (нормы потребности в оборотном капитале, кредиторской задолженности, отчислений в резервные фонды и др.).
Балансовый метод заключается в построении баланса имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в них. Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид
Он+ П = Р + Ок,
где Он¾ остаток средств на начало планируемого периода;
П ¾ поступления средств в планируемом периоде;
Р ¾ расходы в планируемом периоде;
Ок¾ остаток средств на конец планового периода.
Данный метод применяется при планировании распределения полученных финансовых ресурсов.
Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться разные критерии выбора оптимального решения: минимум затрат, максимум прибыли, минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.
Методы экономико-математического моделирования используются при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее пяти лет. Эти методы позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и их определяющими факторами; построить экономико-математическую модель по функциональной и корреляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов:
1) анализ и оценка отчетных данных за предплановый период, изучение динамики финансовых показателей за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики;
2) построение экономико-математической модели плановых показателей;
3) прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка вариантов планируемого показателя;
4) анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей;
5) принятие планового решения.
Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать оптимальный.
В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:
¨ определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
¨ увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
¨ выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
¨ определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
16.5. Виды финансовых планов
Выделяют три вида финансового планирования: стратегическое, текущее и оперативное (бюджетное). Представим их на схеме, которую мы называем теоретической, поскольку на практике могут быть и другие варианты.
Механизм финансового планирования основан на следующем положении: краткосрочное планирование должно базироваться на среднесрочном планировании, которое в свою очередь опирается на долгосрочные расчеты. Однако практические наблюдения, напротив, показывают, что очень часто планирование на предприятии ориентировано на краткосрочный период. Кроме того, схема дает полную картину единой системы планирования на предприятии, тогда как многочисленные расчеты осуществляются изолированно друг от друга. Имеются и другие серьезные отличия от практики планирования, однако целью составления данной схемы было определение роли финансиста в развитии планирования на предприятии.
Стратегическое планирование.Задачами стратегического планирования являются:
¨ выработка основных принципов и целей развития предприятия;
¨ разработка и реализация стратегий, затрагивающих разные стороны деятельности предприятия (стратегий в области деловой политики, маркетинга, распределения инвестиций и ресурсов, структуры управления и т. д.);
¨ определение важнейших финансовых показателей и параметров воспроизводства.
Теоретическая схема механизма (планирования) на предприятии
Стратегические планы ¾ это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной политики предприятия.
Одним из наиболее распространенных видов стратегического планирования является бизнес-план. Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущей коммерческой деятельности, выявляет проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при достижении своих целей, и определяет способы и конкретные пути решения поставленных задач. Преимущества бизнес-плана заключаются в том, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого бизнеса.
Бизнес-план может быть представлен в разных формах представления. Перечислим основные моменты, которые в нем отражены:
¨ описание преимуществ проекта;
¨ описание товара, работ или услуг, ради которых задумывается проект, оценка рынка сбыта, оценка рыночной конъюнктуры;
¨ анализ информации о конкурентах;
¨ описание основных элементов плана маркетинга;
¨ характеристика плана производства;
¨ организационная схема реализации бизнеса и планирования работы персонала;
¨ проработка правовых аспектов реализации предполагаемого бизнеса;
¨ оценка, прогнозирование разного рода рисков и управление ими;
¨ разработка финансового плана и выработка стратегии его финансирования.
Итогом бизнес-плана является формирование финансового плана и стратегии финансирования. Эти разделы должны обобщать все разработанные материалы и представлять их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов:
¨ прогноза объемов продаж, баланса денежных расходов и поступлений;
¨ прогнозного баланса активов и пассивов предприятия;
¨ прогнозного отчета о прибылях и убытках;
¨ сводной таблицы доходов и затрат;
¨ графика достижения безубыточности и других вспомогательных таблиц.
На основе финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегии финансирования:
¨ сколько нужно средств для создания или развития предприятия;
¨ откуда предполагается получить деньги и в какой форме;
¨ когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода.
Текущее планирование финансовой деятельности. Главная цель текущего планирования ¾ определение ресурсов, которые будут необходимы предприятию для осуществления стратегических целей.
Ресурсы предприятия могут быть классифицированы по трем категориям:
1) материальные;
2) финансовые;
3) трудовые.
Планирование материальных и финансовых ресурсов составляет работу финансиста предприятия; ее конечный результат ¾ инвестиционный и финансовый план.
Инвестиционный и финансовый план чаще всего представляет собой таблицу, которая состоит из двух последовательно расположенных частей. В одной из них отражаются по каждому году планируемые инвестиционные расходы, в другой ¾ финансовые источники или ресурсы, которые будут использоваться для оплаты этих расходов.
Основное направление использования средств предприятия в среднесрочном периоде составляет оплата инвестиционных расходов. Однако инвестиционные расходы ¾ это не единственное направление использования средств, приведенное в плане.
Прокомментируем каждую из статей инвестиционного и финансового плана.
Разработка нового плана не прерывает экономической жизни предприятия, и новый план непременно включает определенные расходы предыдущих периодов. Это частичное привлечение предыдущих расходов осуществляется разными способами, согласно которым планы могут рассматриваться как следующие друг за другом либо параллельные. Если планы рассматриваются как последовательные, то считается, что каждый план включает в себя все предусмотренное в предыдущем, т. е. начатое, но, возможно, еще не завершенное. Когда планы рассматриваются как скользящие, т. е. следующие параллельно друг другу, план состоит из прогнозов на (n - 1) лет, сделанных в предыдущем плане, с возможными корректировками плюс прогнозы на дополнительный плановый год.
Инвестиционные расходы обычно разделяются на расходы, связанные с инвестициями на простое обновление, и расходы, связанные с инвестициями на модернизацию или развитие производства. Эти расходы можно также классифицировать в зависимости от вида инвестиционного имущества: новые здания, оборудование, транспорт, земля и т. д.
Кроме расходов инвестиционного характера у предприятия возникают дополнительные финансовые потребности производственного цикла. Обычно такие потребности связаны с инвестициями на расширение. Чтобы увеличить объемы продаж, предприятие вынуждено увеличивать свои запасы, а также общий объем кредита, предоставленного своим клиентам, при условии прежних сроков платежей. Отсюда возникает дополнительная потребность в оборотном капитале, которая только частично компенсируется ростом объема кредита поставщиков. Для прогнозирования этой потребности прибегают к методам экстраполяции, сроков оборачиваемости, бюджета денежных средств. Каждый из этих методов представляет собой схему прогнозирования потребности в оборотном капитале. На практике принято выбирать между ними в зависимости от деятельности предприятия, где осуществляется прогнозирование, и от объема имеющейся информации.
Метод экстраполяции. Данный метод опирается на предположение о существовании прямой связи между чистым оборотным капиталом или краткосрочной потребностью финансирования предприятия и объема продаж. Эта связь может быть выражена либо с помощью простого коэффициента, тогда речь идет о пропорциональной зависимости, либо с помощью линейной функции типа y = ах + b, параметры которой могут быть установлены по методу наименьших квадратов.
Рассмотрим пропорциональную экстраполяцию, основанную на тенденции изменения объема продаж.
Предположив, что предприятие добилось в прошлом стабильности при значении коэффициента
и что за рассматриваемый период не наблюдались серьезные изменения в деятельности предприятия, можно считать этот коэффициент удовлетворительным. На основе плана объема продаж определим сумму чистого оборотного капитала, который необходим в будущем для обеспечения финансового равновесия:
Потребность в чистом оборотном капитале =
= Планируемый объем продаж × 0,25 = 2000 ед. × 0,25 = 500 ед.,
где 2000 ед. ¾ планируемый объем продаж.
Конечно, этот метод достаточно упрощен, так как связывает необходимый уровень оборотного капитала с единственной переменной ¾ объемом продаж. На уровень потребности в оборотном капитале влияют и многие другие переменные, в частности, характер связей с поставщиками и клиентами, определяющими срок оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, и управление запасами, характеризующееся определенным уровнем оборачиваемости.
Однако этот метод вполне подходит для планирования потребности в оборотном капитале малых и средних предприятий, которые имеют несложный производственный процесс и работают в достаточно стабильной окружающей среде.
Рассмотрим линейную экстраполяцию исходя из объема продаж.
Данный метод предполагает установить отношения типа y = ах + b между необходимым чистым оборотным капиталом y и уровнем объема продаж x. Чтобы это сделать, можно использовать наблюдения прошлых лет и разработать диаграмму дисперсии чистого оборотного капитала по отношению к объему продаж, опираясь на периодические бухгалтерские сведения о чистом оборотном капитале и соответствующем объеме продаж.
С помощью данной функции можно для конкретного значения объема продаж предусмотреть соответствующую величину оборотного капитала. Так, если оборотный капитал связан с объемом продаж функцией y = 0,25х + 30, то для прогнозируемого объема продаж в 2000 ед. требуется оборотный капитал y = 530 ед.
Второй метод экстраполяции необходимого чистого оборотного капитала с математической точки зрения более совершенен, так как показывает чистый оборотный капитал, измеряемый коэффициентом s-функции выравнивания. Этот чистый оборотный капитал зависит от величины объема продаж и служит, в частности, для финансирования растущей части запасов и дебиторской задолженности.
Иногда дисперсионная диаграмма чистого оборотного капитала по отношению к объему продаж не может быть выражена линейной корреляцией. В этом случае необходимый чистый оборотный капитал зависит не только от объема продаж, но и от других переменных. Здесь определить чистый оборотный капитал позволяет множественная регрессия с помощью функции с несколькими переменными. Однако этот метод сложно использовать на практике, что связано с трудностями идентификации и количественного описания определенных переменных.
Метод сроков оборачиваемости. Существует несколько вариантов этого метода. Цель его применения ¾ определить финансовые потребности, порожденные операционным циклом. Они измеряются в днях и в процентах к объему продаж.
Эти потребности возникают в результате временного расхождения между поступлениями и выплатами, связанными с различными операциями (закупка сырья и материалов, складирование, производство, продажа). Для временного решения проблемы, когда между поступлениями от продаж и выплатами по закупкам существует временной разрыв, предприятие может обратиться к источникам, чтобы обеспечить себя чистым оборотным капиталом. Метод сроков оборачиваемости опирается на временной анализ цикла хозяйственной деятельности.
Этот метод требует уточнений относительно целесообразности самого принципа его применения:
1) прежде всего на практике не всегда легко применять данный метод, поскольку он требует расчета многочисленных сроков оборачиваемости и использования весов, определение которых редко бывает очевидным;
2) нельзя, как сделали мы, ограничиваться расчетом сроков оборачиваемости исходя из постоянных условий. Необходимо корректировать эти сроки в зависимости от значений, предусматриваемых в ходе управления запасами, по дебиторской задолженности клиентов и кредиторской задолженности поставщиков: какой-то срок будет увеличен, какой-то сокращен. Чтобы расчет был эффективным, при данном методе требуется принимать во внимание многочисленные гипотезы и нормы, т. е. метод должен быть нормативным;
3) финансовая потребность рассчитана как средняя, базирующаяся на оценке средних сроков оборачиваемости, поэтому данный метод в большей степени подходит предприятиям, деятельность которых ритмична на протяжении всего года.
Метод бюджета денежных средств¾ построение детального плана денежных поступлений и выплат предприятия по всем видам его деятельности. На основе бюджета можно рассчитать потребность в чистом оборотном капитале на определенный период времени. Детальная разработка бюджета денежных средств будет рассмотрена далее.
Продолжим комментарий статей инвестиционного и финансового плана.
Другие потребности (прочее использование средств). Речь может идти о формировании портфельных инвестиций, погашении кредитов и займов, выплате дивидендов.
Портфельные инвестиции. Эти расходы в противоположность коммерческим и производственным инвестициям являются инструментами внешнего экономического роста и применяются с целью диверсификации денежных вложений, а иногда и контроля за своими партнерами через вложения средств в их уставный капитал.
Погашение кредитов и займов. Раздел включает данные о суммах погашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, а также о выплатах по облигационным займам. Кроме того, здесь учитываются коммерческие кредиты, предоставляемые другим предприятиям.
Уплата налога на прибыль. Показатели этого раздела рассчитываются на основе планирования налогооблагаемой прибыли и установленной в законодательном порядке ставки налога.
Распределение дивидендов. Этот раздел планируется на основе дивидендной политики, разработанной на предприятии. Причем необходимо учитывать, что чем больше средств предприятие выплачивает акционерам, тем больше капитала для финансирования проектов ему придется привлекать из всех остальных источников помимо нераспределенной прибыли.
С точки зрения финансирования инвестиций, т. е. финансирования долгосрочного использования средств, вторая часть финансового плана содержит данные только о долгосрочных источниках, которые подразделяются на собственные и внешние.
Собственные источники. Под собственными источниками подразумевается непосредственно прогнозируемая величина прибыли и амортизационных отчислений.
План прибыли составляется по данным, содержащимся в планах продаж, величины себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. Добавляется также информация о прочих прибылях, прочих расходах, величине вне реализационных доходов и расходов. Разработка этого раздела дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность всех его операций, их рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек.
При планировании амортизационных отчислений необходимо правильно выбрать метод начисления амортизации, который должен соответствовать финансовой стратегии предприятия. Законодательно предприятию дано право выбора между линейным или дегрессионным способами списания износа.
Выбор дегрессионного метода позволяет изменить профиль выплат налога на прибыль, подразделив их следующим образом: они менее значительны в начале эксплуатации объекта и, наоборот, увеличиваются в конце эксплуатации. Другими словами, дегрессионная система позволяет предприятию получить большую сумму амортизации сразу после инвестирования и таким образом укрепить положение с денежной наличностью.
Более того, в период инфляции выбор дегрессионного метода выгоден предприятию тем, что оно платит свои налоги обесцененными деньгами.
Прибыль и амортизационные отчисления составляют основную часть внутренних источников финансирования, а иногда даже основную часть общих источников (внутренних и внешних). Однако предприятие обычно располагает также потенциальными внутренними источниками, которые оно должно разумно использовать. Речь идет об остатке чистого оборотного капитала.
Использование остатка чистого оборотного капитала. Иногда предприятие в начале планирования располагает значительным чистым оборотным капиталом, иначе говоря, постоянными источниками, включающими в себя тот чистый оборотный капитал, который, как полагает руководство, необходим, в частности, для обеспечения потребности финансирования производственного цикла этого предприятия. Если возникает излишек чистого оборотного капитала, то его можно направить на финансирование предстоящих инвестиций при условии, что будут найдены соответствующие ликвидные средства. Этот остаток чистого оборотного капитала, напротив, можно оставить для финансирования малоликвидных средств. Ставить реализацию плана в зависимость от использования излишка ¾ дело рискованное, тем более что само понятие необходимого чистого оборотного капитала достаточно проблематично и не бесспорно.
Остаток чистого оборотного капитала также может возникнуть в течение планируемого периода, например в связи с планированием инвестиций, которые направлены на увеличение производства, приводят к уменьшению потребности в сырье и снижению уровня запасов. В некотором роде это «переориентация» источников финансирования, которые первоначально были предназначены на покрытие планируемых, а затем «исчезнувших» производственных потребнос