Инфляция в России, ее особенности, причины
Первоначальный смысл инфляции – избыток бумажных денег и в связи с этим их обесценение. Обесценение денег ведет к росту цен, в этом и проявляется инфляция.
В России наблюдается сосуществование инфляции спроса и инфляции предложения. В качестве примера инфляции спроса можно привести расходы государства на решение социальных проблем, содержание аппарата, военные расходы. Такие расходы осуществляются сверх экономических возможностей страны, они часто носят чисто эмиссионный характер. Рост спроса за счет таких доходов приводит к инфляционному всплеску цен. Механизм воздействия предложения на инфляцию связан с формами организации производства. То есть, если производство продукта монополизировано, то продавец этого продукта может повышать цены до полного исчерпания платежеспособного спроса. Также, если рынок труда монополизирован профсоюзами и заработная плата повышается, вполне вероятен рост издержек, оказывающий влияние на цены продукции. Они также будут расти.
Существование разных видов инфляции показывает комплексность причин, ее вызывающих, она отнюдь не чисто денежное явление и даже не чисто экономическое явление. Очень часто инфляция – спутник общественных потрясений, результат политических и социальных конфликтов. Совершенно справедливо возник термин «инфляционные ожидания». Если все члены общества, особенно активные экономические субъекты, ожидают инфляцию, она непременно возникнет. Поэтому необходимо, чтобы государство создавало атмосферу спокойствия и доверия, уверенности в хороших перспективах развития производства.
По прогнозам Всемирного банка в 2011 инфляция в России может составить 8-9%, а по прогнозу Минэкономразвития РФ – 6-7%. В 2011 и 2012 годах риски высоких темпов инфляции сохраняются в связи с дополнительными бюджетными расходами в предвыборный период.
4. Дефицит и профицит федерального бюджета
Дефицит бюджета— превышение расходов бюджета над его доходами. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; в результате чрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов становится недостаточно; с отражением кризисных явлений в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитной политики. Дефицит может носить и циклический характер, связанные с циклическим кризисом, при котором налоговые поступления сокращаются, но при этом социальные расходы государства растут (пособия по безработице), а также расходы на поддержание стратегически значимых государственных отраслей. На практике почти во всех странах более распространенным является дефицит бюджета. Для его покрытия можно провести:
· Денежную эмиссию – при этом повышение инфляции, падение платежного спроса, снижение жизненного уровня населения
· Внутренние и внешние заимствования
Бюджетный кодекс РФ устанавливает ограничения на размеры дефицитов бюджетов:
· Федеральный бюджет –не может быть больше 4,7% от ВВП
· Бюджет субъектов РФ – не больше 15% годового объема доходов бюджета
· Местный бюджета - не больше 10% годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то может быть введен механизм секвестра расходов – пропорциональное снижение расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Профицит бюджета— превышение доходов бюджета над его расходами. Он не регламентрируется БК РФ, однако в случае появления профицита, Минфин без изменения федерального закона о бюджете может направлять средства на:
· Замещение государственных заимствований
· Погашение государственного долга РФ
· Исполнение обязательств при нехватке запланированных на них средств
Впервые доходы федерального бюджета превысили расходы в 2000 г., затем до 2008 года он постоянно исполнялся с профицитом.
В связи с не постоянством мировых котировок на нефть, доход по которым является основной составляющей доходов бюджетов, в 2004 году был создан Стабилизационный фонд, который обеспечивался из разницы между ожидаемой ценой и реально полученной (плюс). С 1 февраля 2008 года он был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ.