Государственный долг, причины его возникновения.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.
Государственный долг и общегосударственный долг понятия разные: государственный долг – заимствования федерального и регионального уровня. Общегосударственный долг больше государственного на сумму заимствования местного уровня.
Категория государственный долг включает все признанные долги РФ.
Обслуживание государственного Долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ.
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемых при наступления срока выплаты.
Долг – состояние (запас), а не движение (поток).
Величина государственного долга зависит от обменного курса.
Структура государственного долга состоит из 2-х частей:
- основной
- непогашенный, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы
Государственный долг – не только долг в виде дефицита бюджета, сюда относят заимствования внебюджетных фондов.
Погашение накопленного долга может происходить различными методами:
- денежными выплатами
- обменами долговыми обязательствами на налоговое освобождение
- отказы от уплаты
- принятием задолжности другим органом
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг.
Долговые обязательства классифицируются:
- по объектам долговых отношений
- по типу кредитора:
- внутренние
- внешние
3. по форме образования:
- кредитные соглашения и договора
- государственные ценные бумаги
- договора о предоставление гарантий РФ
- соглашения РФ о пролонгации долговых обязательств
- переоформление долгов 3-их стран в государственный долг РФ
4. срок обязательств
Государственный долг – вопрос № 21.
Муниципальный долг — экономические отношения, по которым муниципальное образование выступает в роли заемщика. Муниципальный долг является компонентом территориальных финансов, представляющих собой совокупность денежных средств, направленных на экономическое и социальное развитие территорий.
Функции муниципального долга.
1. Перераспределение — выражается в перераспределении с помощью кредитных инструментов денежных средств между бюджетами, юридическими и физическими лицами.
2. Регулирование — заключается в стимулировании экономических процессов, в обеспечении более эффективного использования средств, предоставляемых заемщику на платной основе, и т.д.
3. Контроль — состоит в обеспечении контроля за целевым, эффективным использованием денежных средств, за выполнением заемщиком договорных обязательств.
Управление государственным долгом.
Управлением государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Государственный долг представляет собой экономико-финансовое образование, требующее особых методов регулирования:
- стабилизационные инструменты уменьшения внутреннего долга путем реструктуризации
-контроль за заимствованиями субъектов
- недофинансирование бюджетной сферы и т.д.
Система управления государственным долгом имеет 2 режима функционирования:
- управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса
- управление в условиях кризиса
Цели управления государственным долгом:
1. Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.
2. Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.
3. Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
4. Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.