Понятия государственный долг, причины и следствия его возникновения.

Содержание понятия «государственный долг» раскрывается с теоретических позиций, а также с точки зрения материального выражения.

В теории финансов государственный долг определяется как самостоятельная экономическая категория, представляющая собой часть понятия «государственный кредит».

При этом государственный долг объединяет в себе признаки финансовой и кредитной категории:

Ø С одной стороны, это денежный и пере распределительный характер финансово-кредитных отношений,

Ø С другой — это возмездное и возвратное движение денежных потоков, что определяется функционированием кредита на срочной, платной и возвратной основах.

Интересно, что данная специфика государственного долга как экономической категории на практике выражается в использовании государственного долга как инструмента и связующего звена между фискальной и денежно – кредитной политикой государства.

Таким образом, государственный долг как экономическая категория — это совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика и гаранта.

Финансово – кредитные отношения, в совокупности, формирующие государственный долг, включают финансовую, административную, вероятностную и другие неучтенные задолженности в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования.

Финансовая задолженность - основная часть государственного долга, сформированная путем размещения государственных займов и привлечения кредитов для финансирования бюджетных расходов и покрытия дефицита бюджета.

Эти финансовые отношения охватывают наиболее широкий круг участников и носят долгосрочный характер. Собственно это и есть основная учтенная сумма государственной задолженности, в отношении которой разрабатывается политика управления.

Административная задолженность - это задолженность органов власти разных уровней по заработной плате, социальным выплатам и прочему, возникшая в связи с неполным и несвоевременным финансированием расходов бюджетов и связанная с проведением государством текущей бюджетной политики.

Административная задолженность носит краткосрочный характер (в течение одного финансового года) и требует прозрачности бюджетного процесса, должного контроля со стороны властей. Данная категория долгов органов власти не учитывается в составе основной задолженности в силу специфического характера функционирования, но является не менее важным индикатором состояния экономики.

Вероятностная задолженность (обусловленные обязательства) — финансовые отношения, связанные с предоставлением государственных гарантий и поручительств. Особенностью этих отношений является участие в них третьих лиц, по обязательствам которых государство в лице органов власти может выступить гарантом или поручителем. Своевременность и добросовестность выполнения обязательств третьими лицами определяет вероятностный характер влияния этой категории задолженности на общую величину государственного долга. В этой связи данная категория требует особых принципов учета и управления, отличных от тех, что применяются к основной части долга.

Можно выделить в отдельную сферу финансово-кредитных отношений и другую задолженность, которая формируется вследствие участия граждан в социальном страховании. Так, отчисления на пенсионное или любое другое социальное страхование приводит к возникновению у государства ответственности по выплате в будущем пенсий, социальных пособий гражданам при наступлении страховых случаев. Задолженность существует в неявном виде, но процесс управления ею не менее трудоемкий, требующий эффективных механизмов капитализации накоплений и сбережения их от инфляции.

Наши рекомендации